Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
Технологическая карта урока
по русскому языку, 3 класс
Поверенова Ольга Васильевна
Республика Татарстан, город Нижнекамск, МБОУ «Гимназия № 25»
Аннотация:
В рабочей программе на изучение темы «Имя числительное» отводится 2 часа, данный урок первый - изучение нового материала. Урок был построен по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которая, по своей сути, соответствует требованиям ФГОС (стандарту).
На уроке осуществлялся принцип деятельности:
- обучающиеся самостоятельно ставят учебную задачу;
-обучающиеся самостоятельно дают определение понятию «числительное», работая со справочной литературой;
- опираясь на новые знания, обучающиеся составляют таблицу имени числительного по разрядам.
Для большей продуктивности использованы различные виды работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах и в группах.
На уроке наблюдаются признаки учебной ситуации, которые соответствуют как принципам развивающего обучения, так и ФГОС:
- обучающиеся помещаются в те условия, при которых они вынуждены проявлять ту или иную деятельность, направленную на получение нового знания;
- трудность заданий принципиальная, то есть представляет не только для конкретного ребёнка, а для всех;
- урок включает в себя сформированные ранее знания и способности с использованием провокаций и ловушек;
- в конце урока обучающиеся самостоятельно получают принципиально новое знание, которое выливается в правило.
Используется дифференцированная работа, учитывающая возможность разноуровневого развития способностей.
Для формирования личностных УУД в урок включена проблемно-нравственная ситуация (обсуждение пословиц).
Необходимая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт обеспечения физического комфорта обучающихся (физминутки и различные передвижения во время работы), доброжелательности к детям и взаимного принятия всех точек зрения самих обучающихся. В конце урока обучающиеся проводят рефлексию, которая помогает понять степень усвоения обучающимися нового материала.

Тема урока «Часть речи – имя числительное»
Урок изучения нового.
Цели:
1. Ввести новую часть речи «Имя числительное» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся, познакомить с ее грамматическими признаками, разрядами по значению, закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи, обогатить лексику учащихся словами со значением числа, показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах, показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нем числительных, артикулировать числительные в соответствии с нормами орфоэпии.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе, в группе и фронтально.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Цели для учащихся:
1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы самостоятельно и в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
3.. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Метапредметные результаты:
Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Регулятивные оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Логические (анализ, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование);
Познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационный момент.
• Итак, русский язык, друзья!
• На вас надеюсь, как всегда!
• Мы хороший, дружный класс,
• Всё получится у нас! Хотите учиться?
• Значит можно всем садиться.
Закончите предложение.
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….

А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?

Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Высказывают своё мнение. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

УУД:
- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Не II.Актуализация знаний. Знакомство с грамматическим понятием имя чис числительное.
ПовПовторение частей речи. Слайды. Каллиграфическая минутка. На доске запи записаны стихотворения.
Начинается считалка: Летели 3 вороны,
На березу села галка, Чёрные, пестроголовые,
2 вороны, воробей, Летели 3 пичужки
3 сороки, соловей. Через 3 пустых избушки.
Работа в группах. Учитель организует работу детей. Обсуждение правил работы в группе.
Инструкция. 1Запишите правильно считалку. (скороговорку)

2.Заселите все слова по своим домикам
3.Дайте название каждому домику.
Чтобы правильно найти домик, нужно ответить на вопросы и доказать своё мнение.
Я часть речи….
Я отвечаю на вопросы…
Я обозначаю…

Что вы записали? А почему это стихотворение называется считалка? Ответ по толковому словарю.
Считалка-произносимый нараспев стишок со счётом в различных детских играх. Одной из главных особенностей большинства считалок является счёт. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
Скороговорка – быстрая речь, специально подобранная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

III. Проблемное объяснение нового материала
Два, три. Куда заселим слова?
Эти слова можно заселить в свободный дом.
- А сколько всего птиц
Два, три, восемь – что это?
Что такое число. Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова

Считалку. Скороговорку.

Заселяют домики. Нет имён прилагательных, должны догадаться, что нужно составить словосочетания сущ+прил. Дети предлагают свои имена прилагательные.
Считалка - весёлая; берёза – белая, кудрявая; галка – умная; ворона – любопытная, воробей – маленький; сорока – болтливая, соловей - голосистый
Отчет групп у доски. Дети выдвигают одного человека для отчёта у доски, аргументируя, почему именно ему это доверили. В конце отчёта каждая из остальных групп даёт оценку высказыванию.
Дети высказывают предположения.
Восемь. Числа
Число - основное понятие математики - величина, при помощи которой производится счет. Это слова, которые называют число.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УУД:
• регулятивные (целеполагание; планирование);
• познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
• Коммуникативные (постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
5) Обогатить лексику учащихся словами со значением числа, показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах,

А что же тогда два, три, восемь.

А что такое слова?

- На какой вопрос отвечают эти слова.
-Что обозначают эти слова?
Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Как можно назвать эту часть речи?
Проверьте правильность вашего вывода по учебнику с. 105 (правило) В толковом словаре.
Слайд .
Числительное – возникло в 14-16 веке от русского слова «число».Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи она самая молодая. В древнерусском языке названия чисел (слова) не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным или представляли собой сочетания слов.
Упражнение в различении имён числительных среди других частей речи в считалках, скороговорках, загадках.
1. Игра: "Вспомни считалку (загадку, скороговорку), где есть имена числительные»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре пять
Я иду тебя искать…
Вопрос: какому имени числительному соответствует слово РАЗ? Раз - возникло в 10-11 веке от общеславянского «раз, удар» и разити.
Вспомним пословицы, где есть имена числительные.
Җиде кат улчә, бер кат кис. Башы бер, кузләре унике.
Three green beetles have eighteen feet. One man , no man.
В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.
2. Выборочный диктант. Находят в предложении словосочетание: числ. + сущ., записывают словосочетание в тетрадь, подчеркивают числительное.
3. В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа. Шесть мышат в камыше шуршат. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели.) Ставьте вопросы.
4. С какой частью речи сочетаются имена числительные?
IV. Первичное закрепление во внешней речи
На каких уроках вы часто встречаетесь со словами - числами? По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком.
Давайте запишем задания и переведем с математического языка на русский. 7 – 3 = 4 Что это?
А как мы можем записать это на уроке русского языка? Словами. Числительное можно записать цифрами и словами.
Семь минус три равно четыре, из семь вычесть три получится четыре, от семь отнять три получится четыре, разность чисел семь и три равна четыре.Правильно ли употреблены имена числительные. Исправьте.
Так изменяются ли имена числительные? Как? По падежам.
- Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное".
Упражнение в различении количественных и порядковых числительных.
Работа в парах. Разделите слова на две группы. Запишите свою группу. Семь, седьмой, четырнадцать, четырнадцатый, двести, двухсотый, двадцать двадцатый.Что определяли? Количество. Какой вопрос постоянно задаём? Постройтесь в одну шеренгу. Рассчитайтесь по порядку (первый, второй…) Поменяйтесь местами. Рассчитайтесь по порядку. Нарушился ли порядок? Да. Слайд.
Имя числительное.
Количественные Порядковые
количество предметов Что обозначают порядок предметов
сколько? отвечают на вопросы который?
Вывод с.106 правило
Физкультминутка «Кто внимательнее». Количественные – прыгаем, порядковые – приседаем. (Семь, тридцать пять, пятнадцатый…)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой
Учебник, упражнение №503, 504. Вопрос: Почему так назвали числительные: количественные, порядковые?
Упражнение в различении имён числительных и других частей речи со значением числа. Три, третий, тройка, тройной, трое, утроить, троица. Определите части речи. Выводы: числовое значение могут иметь кроме числительных и другие части речи. Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
6. Физминутка – проверка. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное. Двойной, тройка , шестой, удвоить, четырехэтажный, пять, восьмой, , три, две седьмых, пятиклассник ,сто, столетний, сотый .
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1.Вставьте подходящие по смыслу имена числительные.
1 уровень.
Завтра у нас __________ урока. ____ раз примерь, ________ раз отрежь. Идти на все ________стороны. На ________ уроке будет диктант. Мы решили ______________ примеров.
_________мая мы будем отдыхать. Серёжа купил ___________тетрадей.
2 уровень.
Завтра у нас __________ урока. ____ раз примерь, ________ раз отрежь. Идти на все ________стороны. На ________ уроке будет диктант. _________мая мы будем отдыхать. У семь (_______) нянек дитя без глаза. Убить два (_________) зайцев. Заблудиться в три (______) соснах. Туристы стояли у пять (______________) вагона.
2. Замените числа именами числительными. У про100го 100рожа не про100рный дом. Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом. Дорожит 100ножкачи100тою ног и 100личной ваксой чистит 100 сапог.Вме100 двух не про100 вычистить все 100.Сразу 100лько обуви не носил никто!
- Прочитайте стихотворение по цепочке
- Почему возникают трудности при чтении? ( буквы заменены цифрами)
- В каких случаях надо сохранить цифры? (100 сапог, все 100). Что это? Число.
Сто - часть речи
Найдите числительное сто. Подчеркните его.
VI. Итог урока.
Порядок и количество! Всегда, везде, во всём;
Без номера не встретите на улице вы дом.
Понятно всем, что без меня никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья,Вы мне должны отдать.
Кто просит пальму первенства? Что такое имя числительное? Вернуться к таблице.
Домашнее задание. (Выполняется одно из предложенных заданий.)
1. Составьте сказку об имени числительном. 2.Нарисуйте портрет числительного. 3 Сочините стихотворение о числительном.
Рефлексия
На уроке я работал Активно пассивно
Своей работой на уроке я Доволен недоволен
Урок для меня показался Коротким длинным
За урок я Устал не устал
Мое настроение Стало лучше стало хуже
Материал урока мне был Понятен непонятен
Полезен бесполезен
Скучен интересен
Домашнее задание мне кажется Лёгким трудным

Части речи.
Сколько

Количествпредмето
Имя числительное.

Имя числительное - в грамматике: слово, обозначающие количество или, порядок предметов при счете.

Один. Дети читают заранее приготовленные пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, где есть числа.

Пословица. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Объясните смысл.
Загадка. Часы

3 зелёных жука имеют 18 ног Один в поле не воин.
Дети выписывают.
Три карася, три карпа, шесть мышат, два брюшка, четыре ушка, семь братьев.
С именем существительным.
На уроках математики
Это равенство
Число - математическая величина, имя числительное - часть речи, которая обозначает число
Дети исправляют ошибки устно.
Объясняют признак, по которому разделили.
Вызываются к доске 7 человек, которые встают в кружок. Детям предлагается пересчитать всех. – Сколько ребят?
Затем дети встают в полукруг (в шеренгу) и снова пересчитывают. Сколько? Семь. Меняются местами. Сколько? Семь. Меняется ли количество человек? Нет.
Заполняют таблицу у доски.

Им. Сущ. –тройка, троица. Гл-утроить Им прил-тройной. Числит-три, третий,трое.

Инд работа в карточке

Дифференцированная работа.
чтение по цепочке.

«Разноцветные ладошки» На доске вывешены ладошки красного, зелёного и синего цвета. Красный – всё понял, всё понравилось! Зелёный – всё понял, но ещё не уверен. Синий - требуется помощь учителя.

УУД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
• регулятивные (целеполагание, планирование);
• логические (анализ, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование));
• познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
• коммуникативные
(постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Цель:1. Разведение понятий «число» и «имя числительное»
2. Познакомить с грамматическим признаком

УУД:
познавательные (постановка и формулирование проблемы; (логические)

Коммуникативные постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные(целеполагание, коррекция)

Цель: 1. Познакомить с разрядами по значению.

УДД:
регулятивные (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные

Цель:
1) Систематизировать знания по новой теме.
2)Закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи
УУД:
регулятивные (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

познавательные
(контроль, коррекция)
Цель:
1.Показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.
2. обогатить лексику учащихся словами со значением числа,
УУД:

• регулятивные (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
2. Проверка способности к самооценке как личностный результат.
УУД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
• регулятивные оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

У вас нет прав для создания комментариев.