Устный журнал "Наша речь"
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Урок русского языка в 4 классе МБОУ «ООШ села Сапеево» Азнакаевского муниципального района РТ
Учитель начальных классов I категории: Идрисова Флёра Талгатовна
Тема: Устный журнал «Наша речь».
Цель урока: учить ребят рассуждению,отработать умение выделять факты и обосновывать
оценки фактов и выводов, воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, ребусы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Сегодня у нас урок будет необычным,а в виде устного журнала,который называется»Наша речь»(открывается 1-страница).Итак,первая страница нашего журнала называется»Учимся говорить».
-С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей-мамы,папы,бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов.Ещё не зная слов,ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей,спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то,что говорят вокруг него люди.Так постепенно малыш начинает овладеть речью.А к семи годам,как подсчитали учёные,ребёнок запоминает слов больше,чем за всю остальную часть своей жизни.
-Могуч и прекрасен наш русский язык.Послушайте,что говорили о нём выдающиеся русские писатели(читаю высказывания о русском языке,которые написаны на слайдах)
1.Русский язык-настоящий,сильный,где нужно-строгий,серьёзный,где нужно-страстный,где нужно-бойкий и живой.Л.Н.Толстой.
2.Чтобы хорошо писать,надо хорошо знать свой родной язык.М.Горький.
-А теперь,давайте,прочитаем пословицы о русском языке.(дети по очереди читают записанные на слайдах пословицы)
-Сначала подумай-потом говори.
-Не храбрись словом,а покажи делом.
-Меньше говори,больше дела твори.
-Доброе слово человеку,что дождь в засуху.
-Слово-не воробей,вылетит-не поймаешь.
-До слова крепись,а давши слово-держись.(объясняется значение каждой пословицы)
-Подрастая,человек учится говорить,а потом-читать и писать на своем родном языке.Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно.Когда вы все научились читать,книги стали вашими большими друзьями.Каждый из вас теперь читатель.Давайте об этом послушаем песню.(прослушивается песня»Чему учат в школе»)
-Давайте,ребята,попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач.Подберите глаголы,наиболее точно характеризующие движение.
Черепаха… .
Человек… .
Заяц… .
Автомобиль… .
Самолёт… .
(существительные написаны на странице журнала,дети подбирают глаголы)
-Почему вы использовали именно такие глаголы?(дети показывают,кто как движется)Можно ли сказать по-другому?(дети отвечают,пытаются поменять некоторые глаголы)
-Вспомните,как называются слова,близкие по смыслу(синонимы)Вот так и называется следующая страница нашего журнала(открываю следующую страницу журнала)
-Когда мы пишем сочинения или изложения,необходимо следить за тем,чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова.Для этого надо пользоваться синонимами.Подберите синонимы к следующим словам:доктор-(врач),блестит-(сверкает),стужа-(холод,мороз),работа-(дело,труд).
-Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нем синонимы.
Бураны,вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума,толкотни,
Как надоели мне они!
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лёд сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Дети называют синонимы,имеющиеся в этом стихотворении)
-Открываем следующую страницу нашего журнала.Она называется»Волшебные слова».Помните рассказ В.Осеевой»Волшебное слово»?Почему в начале рассказа все и во всем отказывают Павлику?(он был грубым,невежливым)Что ему помогло?(слово»пожалуйста»)Почему слово»пожалуйста»мы называем»волшебным»словом?
-Какие еще»волшебные»слова вы знаете?(ответы детей)
-Первые слова,которыми мы начинаем день,это здравствуйте,доброе утро.Произнося эти слова,мы желаем нашим близким и знакомым хорошего настроения,здоровья,хотим,чтобы весь день у них был светлым и радостным.Вот как говорится об этом в стихотворении»Я и солнышко»поэта В.Коркина(читает один ученик)
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!сказало.
-Доброе утро!
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься-
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
-Доброе утро,
Друзья,все равно,
Придумано мудро:
-Доброе утро!
-Ребята,как еще мы приветствуем друг друга?(добрый день,добрый вечер).Как нужно говорить эти»волшебные»слова?(спокойно,ровным голосом).
-А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым,но не знал как пользоваться»вежливыми»словами.Послушайте,что у него получилось.(читает один ученик)
-Обещал отцу Петрусь:
-Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым»здравствуй»говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит-утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
-С добрым утром,дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
-Убирайся,постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
-Ты куда,Яринка,стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка…
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды-прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
-Извините,добрый вечер!
-Ты,-вожатый закричал,-
И невежа,и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
-Вежлив ли был Петя?Почему?А теперь послушайте,как папе однажды помогло»волшебное» слово.(читает один ученик)
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко,и тихо
«Простите»сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже
-Мы купили другую,
Есть лучше в продаже.
«Простите»-
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
-Какое слово помогло папе?А всегда ли вы помните об этом слове?(дети приводят примеры).
-Последняя страница нашего журнала-занимательная.На ней у нас много шуток,загадок,ребусов.Перед вами кроссворд,называется он»Перекресток».Надо его выполнить.Я буду наводить вас на правильные ответы.Итак,начали.Под цифрой один,сверху вниз-сумка школьника,которую носят на спине…(ранец) и т.д.
-А сейчас проверим,умеете ли вы быстро говорить.(на доске скороговорка,дети говорят сначала медленно,затем быстрее).
-Для того,чтобы правильно говорить и писать,нужно не только точно подбирать слова,но и соблюдать правильную интонацию,правильно ставить знаки препинания.(1ученик читает стихотворение С.Я.Маршака»Знаки препинания»)
Итог урока.
-О чём же мы с вами сегодня говорили?(ответы детей)
-Наш разговор был в виде устного журнала.Как он назывался?Какие страницы были в нем?Чему мы учились?(ответы)
-Я желаю всем вам,ребята,хорошо учиться,вырасти добрыми,честными,трудолюбивыми и грамотными людьми.

У вас нет прав для создания комментариев.