РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ 1 «В», «Е» КЛАССОВ
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
«Рассмотрено» 
на заседании МО учителей 
начальных классов 
Протокол № _____ 
от «___» _________ 2013 г. «Согласовано» 
Зам. директора по УВР 
____________________ 
Н. В. Михайличенко 
«____» __________ 2013г. «Утверждаю» 
Директор МБОУ «СОШ № 82» 
____________Т. А. Афанасьева 
Приказ № ______ 
от «____» __________ 2013 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 
ДЛЯ 1 «В», «Е» КЛАССОВ 

Составитель: 

Учитель музыки муниципального бюджетного 
общеобразовательного учреждения 
«Средняя общеобразовательная школа № 82» 
с углубленным изучением предметов естественно – 
научного профиля г. Владивостока» 

Корчинская Эльвира Раисовна 

2013 – 2014 учебный год 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе авторской программы «Музыка», автора Д. Б. Кабалевского. Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. 
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся первого класса, рассчитана на 33 часа в учебном году, 1 час в неделю (с дополнительными каникулами для учащихся первых классов). 
Цель изучения музыки: 
 Формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности; 
 развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; 
 освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; 
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании; 
 воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира. 

Требования к уровню подготовки учащихся. 
Учащиеся должны знать: 
 названия некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка); 
Учащиеся должны уметь: 
 Определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике для 1 класса; 
 Владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро, медленно), динамики (громко, тихо); 
 Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест. 

Содержание курса: 
«Как можно услышать музыку?» 
1. Введение в проблему рождения музыки (1ч.) 
2. Что значит «слышать музыку»? (1ч.) 
3. Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни (1ч.) 
4. Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек (1ч.) 
5. Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток (1ч.) 
6. В мире сказочных мелодий русских композиторов (1ч.) 
7. Играем в сказку (1ч.) 
8. Идём в поход (1ч.) 
9. Музыкальные краски осени (1ч.) 
10. Звучащий образ Родины (1ч.) 
11. Былина, былинность как художественное явление (1ч.) 
12. «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (1ч.) 
13. Детская жизнь, «подслушанная» и отражённая композиторами в своих произведениях (1 ч.) 
14. Поход в музыкальный зоопарк (1ч.) 
15. И шелест к шороху спешит (бумажная симфония) (1ч.) 
16. Что может музыка? (1ч.) 
17. Зима в музыке (1ч.) 
18. Музыка и движения (1ч.) 
19. Где живут ноты? (1ч.) 
20. Музыка передаёт характер сказочных героев (1ч.) 
21. Музы не молчали (1ч.) 
22. Русские обряды – Масленица (1ч.) 
23. Природа просыпается (весна в музыке) (1ч.) 
24. Музыка и стихи о маме (1ч.) 
25. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека (1ч.) 
26. В детском музыкальном театре (балет) (1ч.) 
27. В детском музыкальном театре (опера) (1ч.) 
28. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) (1ч.) 
29. Русские народные инструменты (1ч.) 
30. На концерте (1ч.) 
31. Музыкальная прогулка по выставке (1ч.) 
32. Легко ли стать музыкантом? (1ч.) 
33. Что значит услышать музыку? (1ч.) 
Имеются изменения по содержанию авторской программы. Тема Детская жизнь, «подслушанная» и отражённая композиторами в своих произведениях вместо двух часов, рекомендованными автором, будет изучаться 1, по причине дополнительных каникул для первых классов. 
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программного методического комплекса, в который входят: 
1. Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия для учителя: учеб. – метод. пособие / сост. Д. Б. Кабалевский– М.: Дрофа, 2007. – 144 с.: ноты. 
2. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]:фонохрестоматия на 2 СD/ Д. Б. Кабалевский. – М.: Дрофа, 2009. – 2 электронных опт. диска (CD – Rom). 

№ 
п/ п Наименование раздела программы. Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля. 
Измерители Домашнее задание Дата 
Тема года: Как можно услышать музыку 
1/1 Введение в проблему рождения музыки Музыкальное искусство. Характер музыки. Воплощение в музыке эмоционального состояния человека, его характера Уметь: слушать музыку внимательно, определять характер и настроение музыкального произведения Устный опрос Послушать музыкальные произведения на школьные темы 
1/2 Что значит «слышать музыку»? Представление о мире музыкального искусства. Основные жанры музыкального искусства: песня, танец, марш. Приобретение навыков вокально – хорового пения. Уметь: эмоционально откликаться на музыку; определять характер и настроение музыки Устный опрос. Послушать музыкальные произведения разных жанров 
1/3 Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни Воплощение в музыке эмоционального состояния человека, его характера, его отношения к природе, жизни. Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки. Разнообразие музыкальных интонаций: восклицания, убаюкивания, торжественно – восходящая. Знать автора, название, текст музыкального произведения. 
Уметь определять на слух основные жанры музыкального искусства Устный опрос Послушать музыкальные произведения, раскрывающие богатство и многообразие эмоционального мира человека 
1/4 Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира. Изображение природы в музыке и в живописи (общность темы, настроения) Знать авторов, названия, тексты музыкальных произведений. 
Уметь определять на слух основные жанры музыкального искусства Устный опрос. 
1/5 Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток Воплощение в музыке эмоционального состояния человека, его характера, его отношения к природе, жизни. Отражение в музыке многообразия музыкальных жанров. Средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т. п.). самовыражение ребёнка в пении. Слушание – восприятие музыкальных произведений Знать авторов, названия, тексты музыкальных произведений. 
Уметь: определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на восприятие различных музыкальных (художественных) образов; характеризовать средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Устный опрос 
1/6 В мире сказочных мелодий русских композиторов Основы музыкальной грамоты. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира. Многообразие музыкальных жанров. Самовыражение учащегося в пении. Характер и средства музыкальной выразительности Знать автора, название, текст изученного вокального произведения 
Уметь исполнять музыкальный ритмический рисунок на детских музыкально – шумовых инструментах; петь свободно, легко. Устный опрос Придумать короткую музыкальную (вокальную) импровизацию с эффектом эха 
1/7 Играем в сказку Композитор М. П. Мусоргский. Воплощение в музыке многообразия форм и красок окружающего мира. Средства музыкальной выразительности (регистр, темп, ритм). Самовыражение ребёнка в пении. Повторение песенного материала Знать автора, название, текст изученного вокального произведения 
Уметь объяснить определение термина «сюита»; узнавать изучаемые музыкальные произведения Устный опрос. Послушать музыкальные произведения М. П. Мусоргского; подготовить информацию «Что интересного в музыке…» 
1/8 Идём в поход Жанры музыки. Звучание мажора и минора. Ритмический рисунок танцевальной музыки. Воплощение в музыке многообразие форм и красок окружающего мира Знать автора, название, текст изученного вокального произведения. 
Уметь: определять на слух звучание мажора и минора; петь свободно, легко Устный опрос. Послушать музыкальные произведения танцевального жанра, запомнить их названия, средства выразительности 
1/9 Музыкальные краски осени Жанры русской народной песни. Тематика и разнообразие содержания народной песни. Развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности в народной песне. Ритмический рисунок танцевальной музыки. Музыкальная азбука. Размер. Такт, тактовая черта Знать русские народные песни, их содержание, музыкально – выразительные средства.. 
Уметь исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских музыкальных инструментах при сопровождении хорового пения и свободной импровизации Устный опрос Придумать ритмический рисунок, соответствующий танцевальной музыке 
1/10 Звучащий образ Родины Оркестр русских народных музыкальных инструментов. Особая роль дирижёра. Особенности звучания оркестра в создании музыкальных картин и музыкальных образов Знать названия русских народных инструментов. 
Уметь исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских музыкальных инструментах при сопровождении хорового пения и в свободной импровизации Устный опрос. Нарисовать русский народный инструмент (по выбору) 
1/11 Былина, былинность как художественное явление Жанры музыки Разбор музыкальных произведений. Общий характер музыкального произведения. Развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности. Маршевые барабаны, бубны, литавры Уметь : определять характер и настроение музыки; характеризовать и анализировать музыкальные произведения; произносить текст в соответствии с певческой дикцией (быстрое, но чёткоё произносение согласных, с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному Устный опрос. 
1/12 «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Формирование стилевого понятия музыки. «Музыкально – интонационный почерк» отдельного произведения. Развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности Знать понятия музыкант, исполнитель. 
Уметь: разбираться в строении произведений; определять общий характер музыки; петь легко,свободно Устный опрос. Нарисовать куклу или другую любимую игрушку 
1/13 Детская жизнь, «подслушанная» и отражённая композиторами в своих произведениях Ознакомление с терминами «программная музыка», «симфоническая миниатюра». Музыкальные средства выразительности при создании «сказочных картин». Творчество композитора А. К. Лядова Знать музыкальные средства выразительности (темп, динамика, тембр). 
Уметь определять общий характер музыки и средства выразительности в музыкальных сказочных картинах Устный опрос Нарисовать рисунок по мотивам литературного произведения 
1/14 Поход в музыкальный зоопарк Музыкально – ритмическая деятельность (хороводные движения) Знать музыкально – ритмические движения хоровода. 
Уметь определять общий характер музыки; петь легко, свободно Устный опрос. Хоровое пение Слушать музыку 
1/15 И шелест к шороху спешит (бумажная симфония) Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Нотное письмо как способ записи музыки, как способ постижения музыкального произведения. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения Знать музыкально – ритмические движения вальса, слова, мелодию и характер исполнения песни 
Уметь определять общий характер музыкального произведения; петь легко, свободно Устный опрос Слушать музыку 
1/16 Что может музыка? Основы музыкальной грамоты. Введение нотной грамоты и система нотной записи. Нотный стан. Знакомство с основными нотами семиступенного звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Скрипичный ключ (ключ соль) Знать основы нотной грамоты (названия нот, темпов). 
Уметь петь ноты, чисто интонируя по звукоряду; исполнять произведения легко, свободно; определять общий характер музыки Устный опрос Знать ноты семиступенного звукоряда 
1/17 Зима в музыке Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Музыкально – игровая (музыкально – театрализованная) деятельность Знать русские народные песни, в чём заключаются отличия народной песни от авторской. 
Уметь выразительно и эмоционально исполнять вокальные и инструментальные произведения, выражая их принадлежность к народно – игровой и сюжетной музыке и применяя приобретённые вокально – певческие навыки Устный опрос Послушать музыкальные произведения разных народов, запомнить их названия, выделить особенности 
1/18 Музыка и движения Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры, музыкальные инструменты, придающие особый колорит народным гуляниям и действиям. Масленичные попевки, заклички. Знать русские народные песни, их музыкально – интонационные особенности. 
Уметь различать жанры и характерные особенности музыкального языка русской народной песни; исполнять ритмический рисунок танцевально – игрового характера музыки; петь масленичные попевки, заклички Устный опрос. Хоровое пение Нарисовать рисунок на тему Масленицы 
1/19 Где живут ноты? Основы музыкальной грамоты. История возникновения нотных знаков. Понятия: нотный стан; звуковысотность.Размещение нот на нотном стане. Разучивание текста и мелодии песни. Умение высказывать свои мысли о музыке (определять характер основных интонаций) на примере балета. Развитие умения анализировать музыкальный материал Слуховой контроль исполнения песен, ответы на вопросы. Составить кроссворд 
1/20 Музыка передаёт характер сказочных героев История возникновения вальса. Особенности строения вальса. Вальсы И. Штрауса. Музыка вальсов очень разнообразна и может передать различные чувства, настроение, мысли человека Знать историю возникновения вальса и особенности его строения 
Уметь определять характер и настроение музыки, особенности и средства музыкальной выразительности вальса Устный опрос. Составить устный рассказ «Чем мне понравился вальс» 
1/21 Музы не молчали Способность музыки в образной форме передать различные состояния природы. Выразительные возможности музыкального произведения Знать о способах воспроизведения музыкой различных состояний природы. 
Уметь выразительно и эмоционально исполнять песню Устный опрос. Хоровое пение Нарисовать пейзаж - настроение 
1/22 Русские обряды – Масленица Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Процесс создания спектакля. Актёр. Персонаж. Сюжет. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека Знать смысл понятия «музыкальный театр». 
Уметь: ориентироваться в многообразии музыкальных жанров; находить средства воплощения образов природы в музыкальном искусстве и отмечать различные настроения в музыке Устный опрос. Нарисовать сказочного героя (по выбору) 
1/23 Природа просыпается (весна в музыке) Тема весны в музыкальных произведениях. Способность музыки в образной форме передать различные состояния природы: «В любое время года уж много – много лет рисует нам природа свой радужный портрет». Размышление: «Краски песней зазвучали». Как это? Знать о весенних краска, способах образного воплощения весенней природы музыкальными звуками. 
Уметь: определять общий характер музыки; петь легко, свободно; выполнять элементарные музыкально – ритмические движения Устный опрос. Хоровое пение Нарисовать весенний пейзаж «Весенние краски возьму я с собою и музыку птиц, прилетающих с юга…» (Ю. шевчук) 
1/24 Музыка и стихи о маме Загадочные свойства звуков. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Способность музыки в образной форме передавать различные состояния природы. Мелодии и краски школьного весеннего сада. Знать понятие звуки шумовые и звуки музыкальные. 
Уметь сопоставлять песни разного характера, настроения, содержания Устный опрос. Хоровое пение Творческое задание «Мелодии и краски школьного дня» 
1/25 Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Знакомство с составом симфонического оркестра. Музыкальные инструменты: 
- струнные смычковые; 
- духовые. 
Тембр – «окраска», или «характер» звука, качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра, кто такой дирижёр, исполнитель, солист. 
Уметь определять на слух звучание музыкального инструмента симфонического оркестра Устный опрос Нарисовать один инструмент из состава симфонического оркестра 
1/26 Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Кого называют музыкантом и исполнителем. Музыка как средство общения между людьми. Композитор как создатель музыкального произведения. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя Знать роль композитора и исполнителя при создании музыкального произведения и в его сценической жизни. 
Уметь исполнять песни, подыгрывая себе на шумовых инструментах Устный опрос. Сольное исполнение любимого произведения 
1/27 В детском музыкальном театре (опера) Особенности посещения музыкального театра, зала. Филармонии, концертного салона. Музыканты – исполнители произведений разных жанров музыкального искусства Знать правила поведения на концерте 
Уметь различать на слух состав исполнителей (хор, оркестр) Хоровое пение. 
1/28 Легко ли стать музыкальным исполнителем? Знакомство с творчеством композитора В. Шаинского. Разучивание, пение, слушание произведений В. Шаинского. Просмотр видео сюжетов с музыкальными фрагментами из мультфильмов Знать разученные песни, названия песен В. Шаинского, их исполнителей. 
Уметь чисто интонировать мелодию песен, исполнять эмоционально, легко, выразительно; узнавать знакомые песни В. Шаинского Устный опрос. Нарисовать мультипликационного героя 
1/29 Русские народные инструменты Знакомство с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки) Знать названия инструментов 
1/30 На концерте Знакомство с правилами поведения на концерте, жанром «концерт» Уметь различать на картинке 
1/31 Музыкальная прогулка по выставке История возникновения оперы. Исполнители оперы. Знать жанры оперного искусства. Устный опрос. Нарисовать одного из героев сказки 
1/32 Легко ли стать музыкантом? Уметь петь по фразам, чисто интонировать мелодию, соблюдать певческую дикцию, применять протяжённость, лёгкость в звуковедении и певческое дыхание «Чипполино» 
1/33 Что значит услышать музыку?

У вас нет прав для создания комментариев.