Рабочая программа по логопедии 1 класс
- Подробности
- Автор: Альфия Магдантдинова
-
Категория: Начальная школа
-
Опубликовано 11 Ноябрь 2014
-
Просмотров: 6342
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам директора по УР Директор школы – интернат
__________/Рахимова А.С. ________/Микишкина В.И. __________/Закирова Ф.Н.
Протокол № 1 от «25» августа 2014г. Приказ № 41 от
«25» августа 2014г. «02» сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛОГОПЕДИИ
1 класс
Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Агрызская специальная
( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида »
Магдантдинова Альфия Наилевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«26» августа 2014г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6-7 классах, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью и т.д.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по логопедии
Классы: 1
Учитель: Магдантдинова Альфия Наилевна
Количество часов:
всего: 132 часа; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков:, зачетов , тестов ч.;
Административных контрольных уроков 1 час.
Планирование составлено на основе: «Программы логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы интернат 8 вида»
Учебник
Дополнительная литература: Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся нач.классов»:пособие для логопеда/М.:Гумантар.изд.центр ВЛАДОС,2004
Л.П.Успенская,М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»:Кн.для учащихся. В 2-х частях/М.:Просвещение:АО «Учеб.лит»,1995
Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007 ,М.:Издательский дом «Образование плюс»
Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс,1999
Интернет ресурсы: http://pedsovet.su/load/276-1-0-6305, http://www.osobyirebenok.ru/index.php.
1 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обследование учащихся.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,
губно-зубных согласных В, Ф,
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.
Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,
Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Итог работы - выступление детей на логопедическом утреннике.
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
различать на слух и в произношении звуки;
слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.
1 КЛАСС
1 четверть 9 недель x 4 часа = 36 часов
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания уроков |
Дата проведения |
|||
план |
факт |
||||||
Коррекция нарушение звукопроизношения |
|||||||
1-12 |
Обследование учащихся |
12 |
|
2,3,4,4, 9,10,11,11, 16, 17, 18, 18.09. |
|
||
13-14-15 |
Упражнения на развитие ручной моторики |
3 |
Изучение упражнений пальчиковой гимнастики. Складывание пазлов, разрезных картинок. |
23.09 24.09 25.09 |
|
||
16-17-18 |
Упражнения на развитие ритма |
3 |
Знакомство с понятием ритм. Выполнение упражнений с помощью рук на развитие ритма. |
25.09 30.09 01.10 |
|
||
19-20-21 |
Упражнения на развитие дыхания |
3 |
Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры с использованием ваты, листа бумаги. |
02.10 02.10 07.10 |
|
||
22-23-24 |
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса |
3 |
Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями. |
08.10 09.10 09.10 |
|
||
25-26-27 |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики |
3 |
Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы. |
14.10 15.10 16.10 |
|
||
28-29-30 |
Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания |
3 |
Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дид. пособия. |
16.10 21.10 22.10 |
|
||
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) |
|||||||
31-32 |
Звук А |
2 |
Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами арбуз, апельсин. |
23.10 23.10 |
|
||
33-34 |
Звук У |
2 |
Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами улитка, утка. |
28.10 29.10 |
|
||
35-36 |
Звук Ы |
2 |
Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами сыр, мышь. |
30.10 30.10 |
|
||
2 четверть 7 недель x 4 часа = 28 часов |
||||||
37-38-39 |
Звук О |
3 |
Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами окно, очки. |
11.11 12.11 13.11 |
|
|
40-41-42 |
Звук И |
3 |
Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами игла, индюк |
13.11 18.11 19.11 |
|
|
43-44-45 |
Звук Э |
3 |
Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами Эльза, экскаватор. |
20.11 20.11 25.11 |
|
|
46-47-48 |
Губн. согласный П |
3 |
Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух. |
26.11 27.11 27.11 |
|
|
49-50-51 |
Губн. согласный Б |
3 |
Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон. |
02.12 03.12 04.12 |
|
|
52-53-54 |
Губн. согласный М |
3 |
Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска. |
04.12 09.12 10.12 |
|
|
55-56-57 |
Развитие связной речи |
3 |
Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр. |
11.12 11.12 16.12 |
|
|
58-59-60 |
Упражнения на развитие фонематического слуха |
3 |
Выполнение упражнений. Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр. |
17.12 18.12 18.12 |
|
|
61-62-63 |
Упражнения на развитие фонематического восприятия |
3 |
Выполнение упражнений. Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр. |
23.12 24.12 25.12 |
|
|
64 |
Повторение пройденного материала |
1 |
Повторение пройденных звуков. Проведение дидактических игр. |
25.12 |
|
|
3 четверть 9 недель x 4 часа = 36 часов |
||||||
65-66-67 |
Переднеязычные согласные. Звук Т |
3 |
Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело. |
13.01 14.01 15.01 |
|
|
68-69-70 |
Звук Д |
3 |
Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед. |
15.01 20.01 21.01 |
|
|
71-72-73 |
Звук Н |
3 |
Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки. |
22.01 22.01 27.01 |
|
|
74-75-76 |
Губно-зубные согласные Звук В |
3 |
Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка. |
28.01 29.01 29.01 |
|
|
77-78-79 |
Звук Ф |
3 |
Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин. |
03.02 04.02 05.02 |
|
|
Коррекция произношения свистящих звуков |
||||||
80-81-82 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ |
3 |
Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация соль-сила. |
05.02 10.02 11.02 |
|
|
83-84-85 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ |
3 |
Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация зонт-Зина. |
12.02 12.02 24.02 |
|
|
86-87-88 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц |
3 |
Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь. |
25.02 26.02 26.02 |
|
|
89 |
Повторение пройденного материала |
1 |
Повторение пройденных звуков.Называние слов с пройденными буквами, дифференциация. |
03.03 |
|
|
Коррекция произношения шипящих звуков |
||||||
90-91-92 |
Постановка и автоматизация звука Ш |
3 |
Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
04.03 95.03 05.03 |
|
|
93-94 |
Постановка и автоматизация звука Ж |
2 |
Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
10.03 11.03 |
|
|
95-96 |
Постановка и автоматизация звука Ч |
2 |
Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
12.03 12.03 |
|
|
97-98 |
Постановка и автоматизация звука Щ |
2 |
Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
17.03 18.03 |
|
|
99-100 |
Игра в лото |
2 |
Проведение игры в лото. |
19.0319.03 |
|
|
4 четверть 8 недель x 4 часа = 32 часов |
||||||
101-102-103 |
Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ |
3 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ. Называние слов с данными буквами. |
01.0402.04 02.04 |
|
|
104-105-106 |
Коррекция звукопроизношения звука. Л |
3 |
Изучение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
07.04 08.04 09.04 |
|
|
107-108 |
Звук ЛЬ |
2 |
Изучение артикуляции [ль]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
09.04 14.04 |
|
|
109-110 |
Различение звуков Л-ЛЬ |
2 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
15.04 16.04 |
|
|
111-112 |
Звук Р |
2 |
Изучение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
16.04 21.04 |
|
|
113-114 |
Звук РЬ |
2 |
Изучение артикуляции [рь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
22.04 23.04 |
|
|
115-116 |
Различение звуков Р-РЬ |
2 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
23.04 28.04 |
|
|
117-120 |
Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ. |
4 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
29,3030.0405.05 |
|
|
121 |
Постановка и автоматизация звука Й |
1 |
Уточнение артикуляции [й]. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами йод, йогурт. |
06.05 |
|
|
122-123 |
Дифференциация звуков ЛЬ-Й |
2 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
07.05 07.05 |
|
|
Коррекция произношения заднеязычных звуков |
||||||
124 |
Постановка и автоматизация звука К |
1 |
Изучение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
12.05 |
|
|
125 |
Постановка и автоматизация звука КЬ |
1 |
Изучение артикуляции [кь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
13.05 |
|
|
126 |
Постановка и автоматизация звука Г |
1 |
Изучение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
14.05 |
|
|
127 |
Постановка и автоматизация звука ГЬ |
1 |
Изучение артикуляции [гь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
14.05 |
|
|
128 |
Постановка и автоматизация звука Х |
1 |
Изучение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
19.05 |
|
|
129 |
Постановка и автоматизация звука ХЬ |
1 |
Изучение артикуляции [хь]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
20.05 |
|
|
130-131 |
Повторение пройденного материала |
2 |
Повторение пройденных звуков и букв. Алфавит. Называние слов с пройденными буквами, |
21.05 21.05 |
|
|
132 |
Итоговый урок |
1 |
Обобщение пройденного материала |
26.05 |
|