Конспект урока обучения грамоте по теме :«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока обучения грамоте по теме :«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Камаретдинова Гузелия Нигатовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

                                                      2015 год.

 

Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Цель урока:  познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного,   сознательного чтения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

                                                                 

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД:  формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д,].

Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных  образовательных технологий:

здоровьесберегающие  (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);

 личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива». 

  1. I.                  Организационный момент. 

 

Динь-динь-дон - 
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И  ведём себя спокойно.

  1. II.               Актуализация знаний.
    1. 1.     Знакомство со звуками [д], [д']
    2. 4.     Знакомство с буквами Д, д.
    3.      Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
    4. 2.      Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. ( стр.12)

      - Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.

- Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?

       (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

     1. Игра «Звук, буква»

     - Давайте поиграем  в игру «Звук, буква».

     - Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.

           [р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, [к], эс, [л'],  эн

 

    2. Повторение пройденного о звуках.

    - На уроке придется много говорить, читать, поэтому давайте  сделаем    зарядку для губ и зуб.

Море шумит (ш-ш-ш)

Чайки кричат - (а-а-а)

Мухи звенят - (з-з-з)

                Ветер воет – (у-у-у)

    -Что вы произнесли? (звуки).

   - Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

   - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

      III. Самоопределение темы урока.

 Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)

 

 - Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)

- Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).

- Повторят только  девочки. (Динь-динь-динь)

- Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д'])

- Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д)

 

- Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д,  читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)

IV. Изучение нового материала.

 

- Помогите мне закончить предложения (слайд №1)

Тут наш... (дом).

Над  домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д'])

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])

(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)

- Сколько слогов в слове дом?

- Сколько слогов в слове дерево?

- На какой слог падает ударение?

 

- В каком слове [д], а в каком [д'].

- Давайте расскажем все о звуках[д], [д'].

([д] – согласный, твердый, звонкий ; [д'] – согласный, мягкий, звонкий)

                   2.Знакомство с парным звуком.

-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?

 (Мы услышали новый звук [т])

 -Действительно вы услышали новый звук.

-Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?

(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим [т-т*])

 -Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.

- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']

(Дверь, доска, одежда, подоконник)

 

- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].

                3. Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.

- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д']? (Буква дэ)

- Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

- На что похожа буква Д?

 

Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

                   5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)

- Прочитаем хором с экрана.

- Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Где были дети?

- Что они увидели?

- Откуда вырос дубок?

- Зачем  оберегали старые дубы молодого дубка?

- Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

       Работа на карточках.

1.Распредели буквы по группам разными способами

Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы

в, п, к, т – строчные буквы

Д, Г, Б, в -  звонкие согласные

Ф, п, к, т – глухие согласные

2.Игра «Третий лишний».

(а, э, ы -лишняя ы

и, о, у – лишняя и

т, д, к – лишняя к)

Игра «Найди букву».

  1. VIII.    Итог урока. Рефлексия.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. )

- Так к какой группе мы должны отнести Д?

К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)

 

- Оцените свой труд.

- Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.

У вас нет прав для создания комментариев.