Проектная деятельность
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Нижнекамск Республика Татарстан
Название работы «Проектная деятельность в начальной школе»
Нурмухаметова Э.В. , учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Достижения детей позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы. Ученики принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах, занимая призовые места. Но главным результатом является то, что учащиеся имеют возможность для творческой самореализации в различных видах деятельности. Лучше всего характеризуют цели проводимой с ребятами работы слова: «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека».
Этапы работы над проектом или исследованием.
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 Этап: подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 Этап: организация проектной и исследовательской деятельности
Актуализация знаний
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
-фильм, макет, сборник и т.д.
-конференция, праздник и т.д.
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?) Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т Проведение исследований,
решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта (презентация).
Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным.
В 1 классе рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
- Развитие умений видеть проблемы;
- Развитие умений выдвигать гипотезы;
- Развитие умений задавать вопросы ,
то есть развитие регулятивных УУД.
- Подбор литературы по заданной теме;
- Ориентировка в словаре, справочной литературе;
; Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту;
то есть развитие познавательных УУД.
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу,
Организация проектной деятельности во внеклассной работе
на примере работы учащихся 3 класса «Цветы для мамы».
Этапы Деятельность учащихся
1.Выбор темы исследования. Цветы для мамы.
2.Постановка целей исследования. Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.
3.Задачи исследования. Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.
4.Объект, предмет и база исследования Луковицы цветов.
5.Гипотеза исследования. Можно создать условия для цветения цветов зимой.
6.Методы исследования. Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.
7.План исследования. -изучение информации о растениях,
-изучение информации и почве,
-изучение информации об условиях ухода,
-посадка растений,
-наблюдение за растениями,
-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
8.Самостоятельная деятельность. -изучение информации о растениях,
-изучение информации и почве,
-изучение информации об условиях ухода,
-посадка растений,
-наблюдение за растениями,
-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
9.Результаты исследования. Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.
10.Представление и защита проекта. Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.
11.Выработка решения. При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.
12.Оценивание исследовательской деятельности. Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Отчет о выполнении проекта
1. Фамилия, имя____________________________________________________
2. Название проекта_________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Почему я начал работу над проектом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Для чего я работал над проектом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой продукт я хочу получить?
_______________________________________________________________________________
6. Как я работал над проектом:
Дата Что делал Затрачено
времени Вопрос \ затруднение Консультант Помощь
7. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
______________________________________________________________________________
8. Что нового я узнал, чему научился?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Мои впечатления от работы над проектом
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятка для подготовки публичного выступления
1. Общие рекомендации.
• Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
• Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
• Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
• Употребляйте только понятные вам термины.
• Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
• Подумайте и составьте возможные вопросы.
2. Техника подготовки.
• Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
• Заранее продумайте детали своего рабочего места.
• Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
• Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему.
• Начните свое выступление с приветствия.
• Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
• Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
• Старайтесь ответить на все вопросы.
4. Вопросы оппонентов.
• Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
• Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
• На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
• Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
• Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
• После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
• Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Оценка проекта.
Критерии Баллы
1. Четкость формулировки целей, задач проекта. 1-5
2. 2.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность.
1-5
3. Оценка содержания проекта (логичность, оригинальность, глубина анализа, объем выполненной работы, самостоятельность выводов, наличие источников информации). 1-5
4. Оценка устного выступления (грамотность речи, четкость, эмоциональность изложения). 1-5
5. Оценка презентации проекта.
• Оригинальность изложения, интересные художественные решения
• Логичность изложения
• Оформление текстовой информации
• Умение отвечать на вопросы. 1-5
Литература:
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
4. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
5. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
6. http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
7. http://www.meloc.ucoz.ru/ - рабочий сайт Хлынцевой Ю.В.
8. .Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе»
9 .Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе.»
10.В.Ф.Феоктистова « Исследовательская и проектная деятельность младших школьников»

У вас нет прав для создания комментариев.