Рабочая программа по ИЗО
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 «Нижнебаландинская начальная школа - детский сад» Аксубаевского муниципального района РТ                                 

«Рассмотрено»

на заседание ШМО МБОУ НБНШДС

Протокол № ___

 

от «__»__________20 _г.

«Согласовано»

Руководитель ШМО МБОУ НБНШДС

___________        /Н. С. Копонева/

 

 «__»__________20 _г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ НБНШДС

____________       / О.Н. Копонева/

Приказ №

от «__»________20 _г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

__МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа - детский сад»__

наименование ОУ

__Калмыковой Оксаны Зиновьевны, учителя нач. кл.__

ФИО

____по изобразительному искусству, 1 класс____

предмет, класс

Принято решением

                                                                                                                                                                          педагогического совета  МБОУ НБНШДС

                            протокол №______ от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

2015  - 2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана на основе

-       Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер17785.

-       Примерной ООП НОО МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа-детский сад»

-       Примерной программы по изобразительному искусству Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Москва:Просвещение, 2011г.)

-        авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский

Изучение курса  «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  •   воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  •   развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  •   освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно‑прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  •   овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно‑творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
    •   чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    •   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    •   понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    •   сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    •   сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    •   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
    •   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    •   умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
    •        овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    •        овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    •        использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
    •        умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    •        умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    •        осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
    •   Проговаривать последовательность действий на уроке;
    •   Работать по предложенному учителем плану;
    •   Отличать верно выполненное задание от неверного;
    •   Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
    •   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    •   Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
    •   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    •   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
    •   Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
    •   Пользоваться языком изобразительного искусства;
    •   Слушать и понимать высказывания собеседников;
    •   Согласованно работать в группе.
    • три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
    • названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
    • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
    • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
    • простейшие приёмы лепки.
    • верно держать лист бумаги, карандаш;
    • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
    • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;
    • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
    • применять элементы декоративного рисования.

  

2. Общая характеристика учебного предмета

В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника   

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

 

В соответствии с Примерным учебным планом и учебным планом МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа – детский сад» предмет «Изобразительное искусство» изучается

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1

1

33

33

 

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

            Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

     

Учащиеся должны уметь:

6. Основные содержательные линии учебного предмета

 

Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 11 ч.

Все дети любят рисовать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Изображать можно линией. Рисование на тему «Расскажи о себе»

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Экскурсия . Посещение выставки картин.

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.  Узоры на крыльях.

Красивые рыбы. Украшение рыб

Украшение птиц.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч.

Постройки в нашей жизни.

Рисуем домики для сказочных героев. Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи. Постройка предметов (упаковок)

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–6ч.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

 «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

«Сказочная страна». Создание панно.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

1 класс

Тема урока

Количество часов на тему

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 10ч

1.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

1

Художественные материалы: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки; пятно, силуэт, аппликация, лепка, контур, линия, объемные формы – конус, цилиндр, , Жанры искусства портрет, натюрморт, пейзаж. Основные и составные цвета, палитра,

2.

 Изображения всюду вокруг нас.

1

3.

Мастер Изображения учит видеть.

1

4.

Изображать можно пятном.

1

5-6.

Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска.

2

7.

Изображать можно линией.

1

8.

Разноцветные краски. Волшебный мир красок.

1

9.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

10.

Художники и зрители (обобщение темы)

1

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8ч

11.

Мир полон украшений.

1

Художественный материал: гуашь, уголь. Симметрия, пятно, мазок, ритм, растушевка, декор, узор, костюм. Народный промысел.

12.

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.

1

13.

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.

1

14.

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация.

1

15.

Узоры,  которые создали люди.

1

16.

Как украшает себя человек

1

17-18.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

2

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 10ч

19.

Постройки в нашей жизни.

1

Архитектура, графика, моделирование, модель, компоновка, композиция, отпечаток.

20.

Домики, которая построила природа.

1

21-22.

Дом снаружи и внутри.

2

23.

Строим город.

1

24.

Все имеет свое строение.

1

 

25-26.

Постройка предметов (упаковок).

2

 

27-28.

Город, в котором мы живем.

2

Раздел 4.  Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5ч

29.

Совместная работа трех Братьев - Мастеров

1

Панно, декоративная форма, цвет, зарисовка.

30.

«Сказочная страна». Создание панно.

1

31.

«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.

1

32.

Разноцветные жуки.

1

33.

«Здравствуй, лето!»

1

 

Всего:

33

8. Описание  учебно – методического и  материально – технического обеспечения образовательного процесса

  1. 1.     Печатные пособия.

              Автор

        Название

Год издан.

Издательство

Для ученика

1

 Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/

2013

М.: Просвещение

Для учителя

1

Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразов. организац..

2013

М.: Просвещение

2

 

Поурочные разработки по изобразительному искусству к УМК Неменская Л. А. и др.(«Школа России»)

2014

М.: ВАКО

2. Информационно- коммуникативные средства.

Изобразительное искусство: электронное приложение к учебнику Неменской Л. А.

       3. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц

   4. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, интерактивная доска.

9.  Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

 

Обучающиеся должны знать:

 - названия главных и составных цветов  (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой)

- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.)

Обучающиеся должны уметь:

-правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш

-свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное  положение, основной цвет предметов

- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира

-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений

-узнавать изображение на картине или иллюстрации предметы, явления ( человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:

– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

У вас нет прав для создания комментариев.