Урок математики в 1 классе Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Сидорова Евгения Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ "Трёхозёрская СОШ"

Цель:  сформировать представление о  литре как единице  измерения вместимости (объёма).

Задачи:

  •         исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;
    •         совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
    •         способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
    •          прививать навыки  аккуратности, терпения, преодоления трудностей.
    •         Предметные:
    •         Личностные:
    •         Метапредметные:
    •         Регулятивные:
    •         Коммуникативные:

 

Формировать УУД:

Личностные:

 - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- способствовать выполнению пробного  учебного действия;

- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

- помочь выделить и сформулировать учебную задачу;

- развивать умение работать с разными видами информации;

- продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

- работать над использованием знаково-символичных средств;

- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые  результаты:

Знает понятие объем и единицу измерения объема – литр;

Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания.

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Умеет  правильно обозначать величину  - литр.

Умеет проводить самооценку и рефлексию  учебной деятельности.

- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя;  проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний;  отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Ход урока.

I.  Мотивация к учебной деятельности. 

(дети садятся за парты)

-Поприветствуйте  партнёра по плечу, партнёра по лицу.

 -  Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Сегодня на уроке  вы будете работать в группах. От вашего доброжелательного отношения друг к другу будет зависеть,  насколько хорошо работает вся  группа.  Итак, за работу.

II.  Актуализация знаний.

-Сейчас  у нас урок математики. Как вы думаете, надо нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё  знаем?  А хотите узнать что-то новое?

1) Игра «Весёлый мяч»

-Я кидаю мяч и говорю какое-то высказывание, тот, кто поймает мяч, его заканчивает.

-Если карандаш короче ручки, то ручка…  (длиннее карандаша)

-Если арбуз  тяжелее дыни, то дыня… (легче арбуза)

-Если бабушка младше дедушки, то дедушка… (старше бабушки)

- Если ведро больше стакана, то стакан… (меньше ведра)

- Если дом выше дерева, то дерево…  (ниже дома)

- Если суп горячее чая, то чай…      (холоднее супа)

- Если ночь короче дня, то день…   (длиннее ночи)

Цвет

 

Вкус

 

Длина

III. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На доске схема:

Величины

 

Кубик

 

Масса

 


  

Форма

 

?

 


-Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.

-Какое слово лишнее?  Почему?  (кубик – это предмет, а остальные слова – это свойства предметов)

(убираю слово «кубик»)

-Посмотрите внимательно на оставшиеся слова. Что из этого можно измерять?  (длину и массу)

(остальные слова убираю)

-В каких единицах измеряется длина?  (в сантиметрах)  дополняю схему - см

-В чём вы научились измерять массу на прошлом уроке? ( в килограммах) дополняю схему - кг

-Соединим эти свойства со словом  в овале стрелочками. Как они называются?  (Величины)

 

Устно  формулируем  план.

--Посмотрите на рамку с вопросом.

- Как вы думаете, что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить? 

- Попробуйте сформулировать задачи  нашего урока, используйте для этого слова, записанные на доске:

Величины

                                                                           Познакомимся…

 

длина

 

масса

 

?

 

см

 

кг

 

?

                                                                                   Узнаем…

                                                                                    Научимся…

 


                              

                                   1) Познакомимся с новой величиной.

  1.   Узнаем, какими единицами она измеряется.
  2. Научимся измерять её.

(добавляю в схему квадратик с вопросом)

-Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали свою дальнейшую деятельность.)

IV. Открытие нового знания.

 (Беру  в руки стакан с водой.)

 - Что у меня в стакане? (вода)    

 - Какая она?  (жидкая)

(Выливаю  часть воды на поднос)

- Что произошло с водой?   (Она растеклась, потому что жидкая.)

-  Как вы думаете, что необходимо взять, чтобы жидкость не растекалась?

(Ёмкости - предметы, в которые можно налить любую жидкость)  

Структура «Релли Робин»

-Повернитесь  лицом к «соседу по плечу» и назовите, какие ёмкости вам известны, отвечайте по очереди, называя по 1 слову, начинают ученики № 1 и 4

(стакан, банка, чашка,  кастрюля, ведро, бочка, лейка и пр.)

              - Поделимся своими знаниями и послушаем,  какие мнения звучали  за вашими столами. Слушаем друг друга внимательно, чтобы не повторяться.  Начинает стол № 1, третий ученик. 

                                        (слушаем мнения всех столов, не повторяясь)

(на демонстрационный стол ставлю банку и кастрюлю одинаковой вместимости)

Как вы думаете, куда  больше поместится воды: в кастрюлю или в банку? (……)

Ваши мнения разделились. Давайте попробуем это определить.

(к доске вызываю двоих учеников, даю им литровые банки,

они заполняют кастрюлю и банку водой)

- Сделайте вывод. (Эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды)

(опять вызываю к доске двоих учеников и прошу  наполнить  эти же ёмкости: одного  -  банкой, другого – стаканом)

- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды?

- Кто догадался, почему так получилось?

- Чтобы не было такой путаницы,  люди договорились измерять вместимость  (или по-другому  «объём»)  одинаковой меркой, а не разными.  Единица измерения вместимости называется – «литр».

-Произнесём это слово хором – «литр».

- Банки на ваших столах вмещают  ровно 1 литр жидкости.  На столе у меня вы видите ёмкости, которые вмещают  меньше одного литра (0,5 л,  0,7 л) и больше одного литра  (2 л, 3 л).

-Сколько литровых банок воды вмещалось в кастрюлю и в банку? ( по 3)

-Что это значит? (Банка и кастрюля вмещают по 3 литра воды)

      Историческая справка.      

-В древние времена мерами для измерения объема были  бочка, кадка,  но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.

-Слово литр сокращенно пишут так:  л (на слайде появляется запись: литр - л).

-Где вы в жизни  встречались с этой единицей измерения вместимости?

(В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)

Над каким пунктом нашего плана мы сейчас работали?

                                (  1) Познакомимся с новой величиной.

  1.   Узнаем, какими единицами она измеряется.) 

(заменю в схеме прямоугольник с вопросом на прямоугольник со словом «объём», а квадратик с вопросом заменю  буквой «л») 

- Как  эти  знания  могут пригодиться вам в жизни? 

 

V. Применение нового знания.

Физкультминутка

Игра «Верю – не верю»  (дети встают)

- Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”.  Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши,  если  не согласны – подпрыгиваете.


- Объём конфет можно измерить в литрах?    -

- Печенье?   -

-Молоко?  +

- Квас?  +

- Яблоки?  -

- Бензин? +

- Макароны? –

-Сок? +

- Лимонад? +


 

О бережном отношении к воде.

Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Но я, друзья, отвечу так:

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

Все живые существа нуждаются в воде: и растения, и животные, и люди.  Каждый день мы  употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.  А многие государства мира  испытывают недостаток в питьевой воде.  Поэтому к воде нужно относиться бережно и  не оставлять кран открытым.

Практическая работа.

-Я вам предлагаю  провести  эксперимент. Знаете, что такое эксперимент? (……….)

Это слово  связано с работой учёных. Они проводят опыты, чтобы узнать что-то новое.  Мы  на уроке  сейчас  превратимся в маленьких «учёных» и попробуем провести свой эксперимент. Хотите попробовать? У каждой группы на  столе  есть  предметы, необходимые для эксперимента.  Посмотрите, у вас там стоят различные ёмкости (кастрюля, банка 2 л, банка 3 л, ….), ёмкость с водой  и  мерка (банка 1 л.)                   -Подсчитайте, сколько литров  вмещает в себя ваша ёмкость. А для это нужно литровой банкой  наливать воду в ёмкость, пока она не наполнится.  Воду наливает ученик № 4, остальные участники группы считают, сколько литров  у вас поместится в банку.

                                                        (эксперимент)

- Скажите, сколько  литров воды  поместилось в вашу банку?   Стол № 1 ученик  3.

(спрашиваю у каждого стола)

-Какой вывод можно сделать? (какая ёмкость больше вмещает воды, какая меньше, поровну)

- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?  

  1. (3) Научимся измерять новую величину)

 

Решение задачи на смекалку. 
- В одну банку входит 3л воды, а в другую – 1л.  Как с их помощью отмерить 2л? 

Структура «СИНГЛ   РАУНД   РОБИН»

-Предположите, как можно решить эту задачу. Подумайте.  Проговорите свои  ответы  на данный вопрос в группе по кругу один раз.  Начинают ученики № 1
(спрашиваю, какие мнения звучали за столами)

- Кто сможет  показать, как это сделать? (Приглашаю  ученика, который показывает, как отмерить нужное количество литров воды.)

V. Рефлексия учебной деятельности

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все вопросы удалось найти ответы?

-Какое открытие вы сегодня для себя сделали на уроке?


-Перед вами три ёмкости с надписями: я ничего не понял на уроке, я всё понял, но у меня остались вопросы, я всё понял.


- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке.  Бейджик со своим именем положите в ту ёмкость, которая соответствует вашей самооценке, как вы поняли новую тему.

У вас нет прав для создания комментариев.