Урок математики в 1 классе Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»
- Подробности
- Автор: Евгения
-
Категория: Начальная школа
-
Опубликовано 03 Октябрь 2015
-
Просмотров: 3327
Сидорова Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ "Трёхозёрская СОШ"
Цель: сформировать представление о литре как единице измерения вместимости (объёма).
Задачи:
- исследование ситуаций, требующих введения новой мерки;
- совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
- прививать навыки аккуратности, терпения, преодоления трудностей.
- Предметные:
- Личностные:
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
Формировать УУД:
Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;
- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Регулятивные:
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- способствовать выполнению пробного учебного действия;
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
- помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).
Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- помочь выделить и сформулировать учебную задачу;
- развивать умение работать с разными видами информации;
- продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;
- работать над использованием знаково-символичных средств;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Знает понятие объем и единицу измерения объема – литр;
Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания.
Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).
Правильно употребляет в речи математические понятия.
Умеет правильно обозначать величину - литр.
Умеет проводить самооценку и рефлексию учебной деятельности.
- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
(дети садятся за парты)
-Поприветствуйте партнёра по плечу, партнёра по лицу.
- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. От вашего доброжелательного отношения друг к другу будет зависеть, насколько хорошо работает вся группа. Итак, за работу.
II. Актуализация знаний.
-Сейчас у нас урок математики. Как вы думаете, надо нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? А хотите узнать что-то новое?
1) Игра «Весёлый мяч»
-Я кидаю мяч и говорю какое-то высказывание, тот, кто поймает мяч, его заканчивает.
-Если карандаш короче ручки, то ручка… (длиннее карандаша)
-Если арбуз тяжелее дыни, то дыня… (легче арбуза)
-Если бабушка младше дедушки, то дедушка… (старше бабушки)
- Если ведро больше стакана, то стакан… (меньше ведра)
- Если дом выше дерева, то дерево… (ниже дома)
- Если суп горячее чая, то чай… (холоднее супа)
- Если ночь короче дня, то день… (длиннее ночи)
Цвет |
Вкус |
Длина |
III. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности.
На доске схема:
Величины |
Кубик |
Масса |
Форма |
? |
-Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.
-Какое слово лишнее? Почему? (кубик – это предмет, а остальные слова – это свойства предметов)
(убираю слово «кубик»)
-Посмотрите внимательно на оставшиеся слова. Что из этого можно измерять? (длину и массу)
(остальные слова убираю)
-В каких единицах измеряется длина? (в сантиметрах) дополняю схему - см
-В чём вы научились измерять массу на прошлом уроке? ( в килограммах) дополняю схему - кг
-Соединим эти свойства со словом в овале стрелочками. Как они называются? (Величины)
Устно формулируем план.
--Посмотрите на рамку с вопросом.
- Как вы думаете, что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?
- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используйте для этого слова, записанные на доске:
Величины |
Познакомимся…
длина |
масса |
? |
см |
кг |
? |
Узнаем…
Научимся…
1) Познакомимся с новой величиной.
- Узнаем, какими единицами она измеряется.
- Научимся измерять её.
(добавляю в схему квадратик с вопросом)
-Что мы сейчас с вами сделали? (Спланировали свою дальнейшую деятельность.)
IV. Открытие нового знания.
(Беру в руки стакан с водой.)
- Что у меня в стакане? (вода)
- Какая она? (жидкая)
(Выливаю часть воды на поднос)
- Что произошло с водой? (Она растеклась, потому что жидкая.)
- Как вы думаете, что необходимо взять, чтобы жидкость не растекалась?
(Ёмкости - предметы, в которые можно налить любую жидкость)
Структура «Релли Робин»
-Повернитесь лицом к «соседу по плечу» и назовите, какие ёмкости вам известны, отвечайте по очереди, называя по 1 слову, начинают ученики № 1 и 4
(стакан, банка, чашка, кастрюля, ведро, бочка, лейка и пр.)
- Поделимся своими знаниями и послушаем, какие мнения звучали за вашими столами. Слушаем друг друга внимательно, чтобы не повторяться. Начинает стол № 1, третий ученик.
(слушаем мнения всех столов, не повторяясь)
(на демонстрационный стол ставлю банку и кастрюлю одинаковой вместимости)
Как вы думаете, куда больше поместится воды: в кастрюлю или в банку? (……)
Ваши мнения разделились. Давайте попробуем это определить.
(к доске вызываю двоих учеников, даю им литровые банки,
они заполняют кастрюлю и банку водой)
- Сделайте вывод. (Эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды)
(опять вызываю к доске двоих учеников и прошу наполнить эти же ёмкости: одного - банкой, другого – стаканом)
- Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг оказалось, что они вмещают разное количество воды?
- Кто догадался, почему так получилось?
- Чтобы не было такой путаницы, люди договорились измерять вместимость (или по-другому «объём») одинаковой меркой, а не разными. Единица измерения вместимости называется – «литр».
-Произнесём это слово хором – «литр».
- Банки на ваших столах вмещают ровно 1 литр жидкости. На столе у меня вы видите ёмкости, которые вмещают меньше одного литра (0,5 л, 0,7 л) и больше одного литра (2 л, 3 л).
-Сколько литровых банок воды вмещалось в кастрюлю и в банку? ( по 3)
-Что это значит? (Банка и кастрюля вмещают по 3 литра воды)
Историческая справка.
-В древние времена мерами для измерения объема были бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.
-Слово литр сокращенно пишут так: л (на слайде появляется запись: литр - л).
-Где вы в жизни встречались с этой единицей измерения вместимости?
(В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.)
Над каким пунктом нашего плана мы сейчас работали?
( 1) Познакомимся с новой величиной.
- Узнаем, какими единицами она измеряется.)
(заменю в схеме прямоугольник с вопросом на прямоугольник со словом «объём», а квадратик с вопросом заменю буквой «л»)
- Как эти знания могут пригодиться вам в жизни?
V. Применение нового знания.
Физкультминутка
Игра «Верю – не верю» (дети встают)
- Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, если не согласны – подпрыгиваете.
- Объём конфет можно измерить в литрах? -
- Печенье? -
-Молоко? +
- Квас? +
- Яблоки? -
- Бензин? +
- Макароны? –
-Сок? +
- Лимонад? +
О бережном отношении к воде.
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Но я, друзья, отвечу так:
Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.
Все живые существа нуждаются в воде: и растения, и животные, и люди. Каждый день мы употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. А многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Поэтому к воде нужно относиться бережно и не оставлять кран открытым.
Практическая работа.
-Я вам предлагаю провести эксперимент. Знаете, что такое эксперимент? (……….)
Это слово связано с работой учёных. Они проводят опыты, чтобы узнать что-то новое. Мы на уроке сейчас превратимся в маленьких «учёных» и попробуем провести свой эксперимент. Хотите попробовать? У каждой группы на столе есть предметы, необходимые для эксперимента. Посмотрите, у вас там стоят различные ёмкости (кастрюля, банка 2 л, банка 3 л, ….), ёмкость с водой и мерка (банка 1 л.) -Подсчитайте, сколько литров вмещает в себя ваша ёмкость. А для это нужно литровой банкой наливать воду в ёмкость, пока она не наполнится. Воду наливает ученик № 4, остальные участники группы считают, сколько литров у вас поместится в банку.
(эксперимент)
- Скажите, сколько литров воды поместилось в вашу банку? Стол № 1 ученик 3.
(спрашиваю у каждого стола)
-Какой вывод можно сделать? (какая ёмкость больше вмещает воды, какая меньше, поровну)
- Над каким пунктом плана мы сейчас работали?
- (3) Научимся измерять новую величину)
Решение задачи на смекалку.
- В одну банку входит 3л воды, а в другую – 1л. Как с их помощью отмерить 2л?
Структура «СИНГЛ РАУНД РОБИН»
-Предположите, как можно решить эту задачу. Подумайте. Проговорите свои ответы на данный вопрос в группе по кругу один раз. Начинают ученики № 1
(спрашиваю, какие мнения звучали за столами)
- Кто сможет показать, как это сделать? (Приглашаю ученика, который показывает, как отмерить нужное количество литров воды.)
V. Рефлексия учебной деятельности
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все вопросы удалось найти ответы?
-Какое открытие вы сегодня для себя сделали на уроке?
-Перед вами три ёмкости с надписями: я ничего не понял на уроке, я всё понял, но у меня остались вопросы, я всё понял.
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. Бейджик со своим именем положите в ту ёмкость, которая соответствует вашей самооценке, как вы поняли новую тему.