ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шумилова Т.М.,

педагог-психолог МБОУ «Гимназия №3», РТ, г. Чистополь


           В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного возраста [2,5]. Актуальность данной проблемы определена тенденцией увеличения процента младших школьников с девиантным поведением в образовательной организации. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного (отклоняющего) поведения обучающихся – один из ведущих факторов образовательной организации.

В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка. Результаты его индивидуального развития ребенка находятся во взаимосвязи с условиями окружающей среды: семьи, школы, друзей и др. Девиации в поведении младших школьников еще не являются устойчивыми. Они характеризуются изменчивостью и в большей степени обратимостью [1,24].Почти каждый ребенок находится под влиянием семьи и школы, за исключением отдельных случаев. Но сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Для успешного решения проблемы девиаций детей необходимо своевременно выявлять самые первые отклонения в нравствен­ном развитии и поведении ребенка [3,67]. В связи с этим необходимо изучить состояние проблемы: особенности психического развития младших школьников с отклонениями в поведении, определить роль и место психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе, разработать наиболее эффективные методы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. И одна из основных задач психолога и педагога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка.

Предлагаемая нами модель психолого-педагогического сопровождения образовательной организации позволяет создать в рамках данной социально-педагогической среды условия для успешной социализации младших школьников с девиантным поведением. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий различных специалистов. Профилактика и коррекция девиантного (отклоняющегося) поведения ребенка это целенаправленная модель с четким определением средств, форм методов воспитания подрастающего поколения.

Основные направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения ОО:

-       психосоциальная диагностикаопреде­ление индивидуальных особенностей и склон­ностей личности ребенка, а так же выявление причин нарушений в обучении, поведении, раз­витии, социальной адаптации;

-       коррекционная работасовместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника по разработке коррекционных программ обучения и воспитания [4,48];

-       психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полно­ценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе;

-       социально-педагогическое и психологиче­ское консультирование участников образова­тельного процесса по различным психоло­го-педагогическим и социально-медицинским проблемам;

-       социально-педагогическая и психологиче­ская профилактика возможных неблагополу­чий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения;

-       организационно-методическая деятель­ностьпроведение организационно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разра­ботка рекомендаций по его совершенствованию);

-       выявление и поддержка детей, нуж­дающихся в социальной защите, опеке и попе­чительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и вос­питание в семье.

Литература:

  1.       Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
  2.       Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая реабилитация и коррекция.- М: изд-во МАИ, 1992.-112с.
  3.       Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.
  4.      Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

У вас нет прав для создания комментариев.