Технологическая карта урока «Соединительные гласные о и е в сложных словах» 3 класс
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Перетрухина Светлана Николаевна

АНО СОШ «Международная Академия Образования»

Республика Татарстан город Казань

учитель начальных классов

Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах».

Цель урока: Познакомить с правилом правописанием соединительных гласных в сложных словах.

Задачи урока.
Обучающие:
1. Содействовать осознанию ценности изученного материала.
2. Формирование навыков грамотного письма.

Развивающие:
1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.
2. Развитие речи, словарного запаса.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
4.Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации.
Воспитательные:

1.Формирование коммуникативных и ценностных компетенций.
2. Формирование умения рефлексировать.

Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Используемые методы:

  1.      Наглядный.
  2.      Частично – поисковый.
  3.      Элементы проблемного метода.

Формы работы: беседа, работа со справочной литературой, работа по карточкам с заданиями.
Предполагаемый результат. Расширение знаний учащихся о правописании соединительной гласной в сложных словах, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний.
Оборудование: компьютер, карточки со схемами – орфограммами, карточки с заданиями для работы в группах, презентация к уроку, схема – алгоритм.

Технологическая карта урока «Соединительные гласные о и е в сложных словах» 3 класс

 

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I этап. Орг. Момент

Цель эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

II этап.

Актуализация знаний.

Цель - воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности, устранение этих затруднений.

 

проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в тетради дату и «классная работа».

вспоминают правила оформления записи в тетради

- вспоминают и называют знакомые орфограммы

- читают и выбирают слова

- работают в группах

- проверяют и оценивают сделанную работу

Эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- напомнить о правилах оформления работы в тетради

- организует и направляет работу учащихся

- проводит инструктаж по работе в группе

- следит за выполнением

задания

- организует работу учащихся по проверке .

- проводит инструктаж по самооценке.

I этап. Орг.Момент.

- приветствие

- запись числа в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап. - Актуализация знаний.

- Давайте повторим все известные вам орфограммы.

( выставляются карточки со схемами - орфограммами)

 

Словарная работа.

- Молодцы! А теперь прочитайте слова.

СЛАЙД №1.

Ненастный, весенний, пылесос, праздник, командир, лимон, аккуратный, соковарка, мясорубка, ссора, честный, здравствуй, характер, дельфин, медленно, кофеварка.

- Есть ли здесь слова со знакомыми орфограммами?

- Я предлагаю вам поработать в группах.

1 группа – выписывают слова с непроизносимыми согласными.

2 группа - выписывают слова с удвоенной согласной.

3 группа - выписывают слова с непроверяемыми написаниями.

(словарные слова)

Работают в группах, на досках с фломастерами.

Проверка: выступление команд, зачитывают слова.

 

 

Познавательные УУД - Переработка полученной информации;

Коммуникативные УУД – Сотрудничество с товарищами, сравнение полученных результатов, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Регулятивные УУД – Используют доказательство, контролируют свой результат.

Личностные УУД - Развитие способности к положительной мотивации учебной деятельности.

 

 

Какие орфограммы вы знаете?

 

Контрольные вопросы для каждой группы.

1 группа – Как проверить непроизносимую согласную?

2 группа – Вызывает ли затруднение правописание удвоенных согласных? Назовите алгоритм написания удвоенных согласных. (Необходимо запомнить правописание или при затруднении обращаться к орфографическому словарю.)

3 группа – Почему необходимо запомнить правописание словарных слов?

III этап. Формирование новых знаний.

 

Цель – научить сравнивать предметы по массе.

 

 

 

Физминутка.

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

- работают со слайдами

(рассматривают, отвечают на вопросы учителя)

- читают и записывают слова

-работают в тетрадях.

- выделяют корни в сложных словах

- проверяют и оценивают выполненную работу

- называют тему урока

 

- выполняют зарядку для глаз

- работают с учебником:

- выбор информации по вопросам учителя,

работают в группах

- наблюдают, размышляют, делают вывод

- организует фронтальную работу со слайдами презентации

(организует обратную связь)

- следит за выполнением

задания

- организует работу учащихся по проверке .

- проводит инструктаж по самооценке.

- поддерживает эмоционально – положительный настрой

- помогает определить цель урока, чему должны научиться учащиеся

- организует физминутку

- организует     фронтальную работу по учебнику

- обеспечивает контроль за выполнением задания

III этап. Формирование новых знаний.

-Все слова выписали?

-Какие слова остались? Прочитайте слова.

-Почему они не вошли ни в одну группу?

- Какие слова называют сложными?

СЛАЙД № 2.

- Слова, у которых два корня, называются сложными.

- Запишите слова в тетрадь, в столбик.

пылесос

соковарка

мясорубка

кофеварка

- Выделите корни в сложных словах.

Самопроверка. Возьмите зеленую пасту. Проверьте свою работу.

СЛАЙД №3.

- Кто выполнил правильно и самостоятельно на поля поставьте + и обводите в кружок.

- Кто допустил ошибку? Исправьте ее.

Почему допустили ошибку?

--Как вы думаете, если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?

- Я возьму корень   – лед -   и корень – руб -

Попробуйте соединить эти корни.

СЛАЙД № 4.

-Какое слово получилось? (ледруб)

- Получилось новое сложное слово?

- Смогли справиться с заданием? Почему? Чего недостаточно?

-Какую учебную задачу необходимо решить? (Как соединить два корня)

-Рассмотрите слова. Что находится между двумя корнями? (гласные о,е)

-Подчеркните ее.

СЛАЙД № 5.

- Какой вывод можем сделать?

СЛАЙД № 6.

-Два корня соединяет гласная о или е.

- А вы знаете, когда надо писать соединительную гласную о, а когда е?

- Сможете назвать тему урока?

Тема нашего урока: « Соединительные гласные о или е в сложных словах».

СЛАЙД № 7.

- Сегодня мы должны узнать, когда пишется в сложных словах между корнями   соединительная гласная о, а когда е.

-Ответ на этот вопрос попробуйте найти самостоятельно.

Физминутка.

 

 

 

 

СЛАЙД № 8. Карточка – помощница.

Работа в группах.

-Понаблюдайте в группах:

1. Какие гласные соединяют два корня в сложных словах.

2. После, каких согласных написаны соединительные гласные?

Карточки группам.

1 команда – водопад, долгоносик, глазомер.

2 команда – мореход, камнепад, вездеход.

3 команда – пешеход, кашевар, мышеловка.

Выступление групп.

Уточнение значения слов глазомер, кашевар, мореход по толковому словарю.

-Сделайте вывод: После каких букв пишется соединительная гласная о? е?

СЛАЙД №9.

Соединительные гласные

твердый согласный       мягкий согласный, шипящий

       О                                     е                                

 

Познавательные УУД - добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные УУД - соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе.

Регулятивные УУД - принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

выполняют учебные действия в устной форме.

Личностные УУД - формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

 

 

-Как можно назвать эту группу слов?

 

 

Почему эти слова являются сложными?

После каких букв пишется соединительная гласная о? е?

IV этап.

Первичное закрепление изученного материала.

Цель:- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, составление алгоритма для отработки навыков правописания соединительной гласной в сложных словах.

- работают с учебником:

- выбор информации по вопросам учителя

- коллективное составление алгоритма

- читают правило, сравнивают со своими выводами

- вспоминают правило и по алгоритму вставляют пропущенные буквы

- уточняют значения слов по толковому словарю

- выделяют корни, подчеркивают соединительную гласную

- составляют схему

- проверяют и оценивают сделанную работу

- организует     фронтальную работу по учебнику

- помогает вывести алгоритм

- организует коллективную работу с правилом

- помогает работать со словарем

-организует работу по самопроверке-

- проводит инструктаж по самооценке

- помогает составить схему

- поддерживает эмоционально – положительный настрой

IV этап.

Первичное закрепление изученного материала.

- Прочитайте правило в учебнике на стр. 89

- Правильно мы с вами рассуждали?

-Попробуем составить алгоритм.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах.

Алгоритм.

1.Произнеси слово.

2.Выделите корни.

3. Сложное слово?

4.На какой согласный оканчивается первый корень?

5. Твердый? Шипящий? Мягкий?

6. о                     е

7.Запишите слово.

8. Проверьте себя.

- Откройте инструкцию в учебнике на стр.90

-Прочитайте. Сравните с нашим алгоритмом. Все правильно?

- Пользуясь алгоритмом, попробуем определить, какую соединительную гласную букву надо написать в сложных словах.

Работа с учебником.

- стр.90, упр.126.

Комментируют запись 1,2,3 слова.

Самостоятельно записывают 4,5,6 слово.

Проверка. Прочитайте.

Носоглотка, древнерусский, мышеловка.

- Как вы понимаете значение слова носоглотка? Уточнение значения слова.

-Кто справился с написанием слов?

- Кому нужна помощь?

- А сможете составить схему к орфограмме: « Гласные о и е в   сложных словах?»

- Начертите на листочках схему.

-Ребята, сейчас вы будете составлять сложные слова.

Найдите стр.91, упр.128. Прочитайте задание упражнения.

-Образуйте сложные слова из данных пар слов.

-Какую соединительную гласную напишите? Почему?

- Запишите слова.

-Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

Проверка. Прочитайте слова.

-Молодцы!

 

Познавательное УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 

Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах?

?

 

 

 

 

 

 

Какие слова называются сложными?

После каких букв пишется соединительная гласная о? е?

V этап. Итог урока. Обобщение полученных знаний. Самооценка. Рефлексия деятельности.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания, рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

- работают по карточкам, проверяют

- повторяют правила

- делают выводы

- слушают инструктаж по выполнению домашнего задания

- организует устную проверку

- организует коллективную работу с правилом

- поддерживает эмоционально – положительный настрой

- проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

V этап. Итог урока

-Какую учебную задачу мы сегодня решали?

-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

- После, каких звуков пишется соединительная гласная е?

- Когда пишется соединительная гласная о?

-Возьмите лист, где нарисовали схему.

-Обведите схему в рамочку зеленым цветом, если вы все поняли на уроке.

-Кому нужна помощь, кому сегодня было трудно обведите схему красным цветом.

Покажите схемы. Молодцы!

Домашнее задание. Инструктаж по выполнению упражнения.

Правило стр. 89 -90

Стр.97, упр.1.

 

Личностные УУД - формулируют собственную позицию и мнение, оценивание результатов выполнения работы на уроке.

Регулятивные УУД - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного, самооценка деятельности на уроке.

 

-Какую учебную задачу мы сегодня решали?

Контролирующее задание

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка), коммуникативные.

Вспомните и назовите слова, которые обозначают бытовые предметы и являются сложными словами. Чаще всего эти предметы находятся на кухне.

Соковыжималка, соковарка, кофеварка, скороварка, мясорубка.

Назовите соединительную гласную в словах

Результат и его оценка

 

- знаю правило правописания соединительной гласной в сложных словах

- умею пользоваться алгоритмом

- умею применять правило при написании соединительной гласной в сложных словах

 WGRT-RTG-RGGT-DFG WGRT-RTG-RGGT-DFG