"Имя существительное"
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

 

 

 

Урок   

                                                      «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

3 класс

 

по учебнику Л.М.Зелениной               

  (по программе 1- 4)                                        

  по теме:                                                          

«Имя существительное (обобщение).

Откуда произошли некоторые названия птиц»

                                                                       Составила:                                                                                                               

                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                    

                                                                                                                          А.Р.Сабирова

 

 

 

 

г. Азнакаево

Имя существительное (обобщение).

Откуда произошли некоторые названия птиц

Цели урока:

Образовательная

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
  • Обогатить словарный запас детей
  • Продолжить работу над деформированным предложением
  • Развивающая

  • Развитие кругозора детей
  • Обогащение знаний о птицах
  • Расширение знаний о возникновении слов
  • Развивать творческое мышление, воображение
  • Воспитательная

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, умение работать в группах
  • Оборудование

  • Карточки с заданиями
  • Картинки с изображением птиц
  • Учебник «Русский язык. 3 класс». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
  • ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

     а) Эмоциональный настрой (слайд 1)

    Я внимателен

    Я думаю

    Я сосредоточен

    Я догадлив и сообразителен

    Я уверен в себе

    Я желаю вам успеха!

    б) - Сегодня у нас будет урок творчества. А как вы думаете, что значит творчество? (создание или открытие нового, интересного)

    - Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)

    - Я приготовила вам сюрприз. Это окно. Приоткроем окно в природу? ( доска- закрытое окно, открыв его, мы видим рисунок прихода весны)

    - Я начала писать картину, а ваша задача?(её завершить)

    - Для этого надо выполнить ряд необходимых заданий.

    - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кого не хватает на картине?

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла

    Прилетит - плохи дела

    А кого паук боится?

    Угадали? Это… (птица)

    - И так, разговор сегодня пойдет о птицах нашего леса. А точнее мы выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц. А ещё нам необходимо населить  лес птицами на нашей картинке.

    -Зачем нужны птицы лесу?

    II. Чистописание

    - Угадайте букву, какую мы будем сегодня прописывать.(слайд 2)

    ..ятел лечит

    ..ревний

    ..уб,

    ..обрый

    ..ятел

    ..убу люб. (Дд)

    - Почему дятел дубу люб?

    - Найдите закономерность и пропишите буквы.

                Дд     Ддд        Дддд…            ( помещаем дятла на картину)

    III. Подведение к теме урока. Постановка проблемы

    а) -Посмотрите на доску:         акорос, аноров, йеборов, ансев (слайд 3)

    - Какое задание можно выполнить? (составить из букв слова)

    - Составьте из букв слова и запишите в тетрадь.

    - Найдите лишние слова. Почему вы их считаете лишними? (воробей- м.р., 2 скл.; сорока - на букву «с»; весна - неодуш)

    Беседа: -найти ударные и безударные гласные;

                 -к какой части речи относятся эти слова;

                 -что такое имя существительное?

    Введение темы урока: повторить и закрепить знания об имени существительном

    б) Работа с деформированным предложением

    - Посмотрите на доску:     ели   около   кукушка     длиннохвостая     пролетела (слайд 4)

    - Какое задание можно выполнить? (составить  предложение)

              (Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.)

       Работа над предложением:

  • подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения,
  • указать части речи,
  • найти существительные, обозначить у сущ. падеж, склонение, род, чем являются сущ. в предложении,
  • связь слов в предложении, с чем связано существительное, составить словосочетание,
  • объяснить орфограммы в словах
  • - Как вы думаете, почему кукушку так назвали? ( т.к. она издает звук ку-ку, это название птицы в русском языке возникло из- за звукоподражания)

    Чехи - кукача

    Болгары - куковица

    Немцы-кукук

    Французы - куку

    Румыны – кук          (слайд 5- помещаем кукушку на картину)

    в) Работа в парах. Склонение существительных

    У детей на столе лежат конверты со словами. Задание распредели слова в три столбика (по склонениям): мухоловка, зяблик, козодой, горихвостка, тишь, жизнь

    Проверка распределения слов (слайд 6), показ и объяснение происхождения названия птиц.(слайд 7,8,9,10)

    Мухоловка - насекомоядная птица, питается мухами, мошками.

    Зяблик - совсем не зябнет, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное время, название этой птице дано по времени отлета.

    Козодой - небольшая серовато-бурая птичка, неужели она умеет доить коз? Вечером, когда стадо животных возвращается домой в деревню, эта птица вылетает на охоту. Из- под ног животных вылетят вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что она прилетает доить коз. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай. Но название птицы так и осталось.

    Горихвостка - она получила свое название из-за своего оперения. У нее очень красивый хвост, он красного цвета и все время будто подрагивает, будто горит

    (Всех птичек помещаем на нашу картину)

    г) Письмо по памяти Облака бегут быстрей,

    Небо стало выше.

    Зачирикал воробей,

    Веселей на крыше.     ( С. Маршак) (взаимопроверка)

    Задания:

  • найдите слова, которые олицетворяют облака, есть ли в нем орфограмма
  • есть ли еще слова с безударной гласной проверяемой или непроверяемой ударением
  • найдите существительное с безударным падежным окончанием(помещаем на картину воробья)
  • III. Физ. минутка 

    д) Работа на карточках. Проверка умения писать безударные падежные окончания

    1 карточка

    Вставь окончание, определи склонение и падеж

    сидел на ветк..

    подошёл к ветк..

    дотянулся до ветк..

    2 карточка

    Слово ЕЛЬ измени по падежам

    Р.п.-

    Д.п.-

    П.п.-       

       (проверка работы - слайд 11)

    е) Правило правописания безударных падежных окончаний

    Закончи фразу:  В первом склонении,

    Помню даже во сне,

    В предложном и дательном

    Пишется…..(Е)

    И во втором склонении

    В предложном падеже

    Пишу я без сомнения

    Окончанье…(Е)

    А в третьем склонении

    Не ошибись, смотри,

    В родительном, дательном

    Даже в предложном

    Всегда пишу я

    Окончание…(И)

    IV.Закрепление.

    а) Игра: свяжи имя прилагательное с существительным (слайд 12)

    1 ряд: хорошая….(дисциплина)

    2 ряд: тёплый….(взгляд)

    3        ряд: чистая….(совесть)

    б)Работа с учебником.  Упр.113.

    V. Итог.

    - Ребята посмотрите на картинку. Чтобы птицам веселее пелось, чего на ней не хватает?

    ( Солнца)

    - Но чтобы оно появилось необходимо ответить на вопросы:

  • о чём мы сегодня говорили на уроке?
  • Что такое существительное?
  • Какие сведения о птицах вы запомнили?
  • - На доску вывешивается солнце. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло. Пусть в нашем городе добрых людей станет ещё больше.

    VI.Домашнее задание. с.98 упр. 114(устно),с.99 упр.115

    У вас нет прав для создания комментариев.