Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Альметьевска, Республики Татарстан

 

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА»

Класс: 4

 

Гумирова Эльза Зуфаровна

учитель начальных классов

1 категория

2016 год

Тема

 

“ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА»

Цель

- развивать умения находить прямую речь после слов автора, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления.

- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

 - развивать умение находить однородные члены в предложении;

 - создать условия для успешного закрепления изученного  материала;

 – воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Задачи урока

Обучающий аспект:

  •         повторить ранее изученные способы постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
  •         познакомить с особенностями строения и пунктуацией предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора;
  •         сформировать умение обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью.
  •         уметь осуществлять мыслительные операции (анализировать содержание, сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое)
  •         развивать коммуникативные навыки;
  •         развивать ключевые компетенции.
  •         проявлять интерес к познанию тайн русского языка;
  •         воспитывать умение адекватно проводить самооценку;
  •         формирование чувства товарищества, взаимопомощи;
  •         привитие навыков здорового образа жизни.

Развивающий аспект:

Воспитательный аспект:

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Основные понятия

Понятия:

-орфограмма

- прямая речь

- схема

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  « Русский язык».  Р.Н. Бунеев

Тема: «знаки препинания в предложении с прямой речь, когда прямая речь стоит перед словами автора».

Методическое пособие,  ИКТ.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Этапы урока

Планируемый ход урока

Планируемая деятельность обучающихся

Формирование УУД

I.Орг. момент.

Цель – активизация учащихся.

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Улыбнитесь друг другу и мне!

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

II.Актуализация знаний.

Цель упражняться в построении предложений с прямой речью;

-развивать орфографическую зоркость;

-обогащать словарный запас, развивать речь.

  1. 1.Чистописание: ё о е э я а ю у и ы

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Что вы знаете о гласных звуках?

  1. 2. Словарно-орфографическая минутка

-В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной?

-Всегда ли можно проверить безударную гласную? 

На доске:  Тр…д…ц…я,  св…б…д…,  к…п…т…н, с…ч…н…н…е, п…ж…л…йст…

 

-Постарайтесь правильно воспроизвести написание словарных слов, вставив в них буквы, обозначающие соответствующий гласный звук.

 

Проверьте по слайду. Проверь себя!

Новое словарное слово вы составите из «лишних» слогов каждого столбика

кяп     на    оло

кар     ан    ово

кюр    он    вал

- Запишите новое словарное слово: карнавал

- Что такое карнавал?

(КАРНАВАЛ – от лат. «прощай мясо» или «корабль шутов» праздник, связанный с переодеванием. Сопровождался с массовыми народными гуляньями, театрализованными представлениями. Первые карнавалы появились в Италии. Самый знаменитый карнавал в мире проходит в Рио-де-Жанейро. На этот праздник в Бразилию съезжаются туристы со всего мира.

Составьте с этим словом предложение с прямой речью.  

(Гласные).

(Они образуют слог, могут быть ударными и безударными).

(В корне).

(Не всегда, когда безударная гласная не проверяется ударением, написание этого слова нужно запомнить).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III. Постановка учебной задачи. Формулирование  темы урока и целеполагание.

1.Создание проблемной ситуации

- А вот какие предложения с новыми словами составила я:

Ира включила радио, и мы стали подпевать Ах карнавал – удивительный мир.

Кем ты будешь на карнавале спросил Роман.

- Какое задание можно выполнить к данному языковому материалу?

- Объясните расстановку знаков препинания в первом предложении.

- Чем еще интересно это предложение?

2.Формулирование темы и постановка учебной задачи

- Чем второе предложение отличается от первого?

- Сформулируйте тему урока

- Определите цель и задачи урока:

повторить ранее изученные способы постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

познакомить с особенностями строения и пунктуацией предложений с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора;

 Составить схему, расставить знаки препинания.

-А : «П…»

- «АХ» - это междометие, выделяется запятыми.

-Сначала П, а потом А.

- Предложения с прямой речью, когда П стоит перед А.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

IV. Открытие новых знаний.

1.Проект решения проблемы

- Что мы знаем по этой теме?

- Что еще можете сделать? Почему?

-Какие еще могут стоять знаки препинания после П?

- На что еще обратили внимание?

-Чего не знаем?

-Где об этом можно узнать?

- Стр. 78. Прочитайте правило.

- Чего не хватает в предложении?

- Запишите предложение.

Составьте схему предложения.                                                          -Какого знака не может быть после П, если П стоит перед А?

-Что ставится вместо точки? Где она стоит?

2. Первичная диагностика

Проверка усвоения (понимания) правила

а) Работа с алгоритмом.

- Сколько видов предложений с прямой речью  существует? Какие?

-Обратимся к алгоритму. Т.к. два вида предложений = два выбора действий в постановке знаков препинания = в алгоритме будет ветвление. На каком шаге?

- Что надо записать на третьем шаге? Как будем действовать?

Работа в группах: составление и презентация алгоритмов.

Сравнение алгоритма, самостоятельно составленного учениками, с образцом.

Алгоритм расстановки знаков препинания в предложении с прямой речью

1. Прочитай предложение.

2. Найди границы А и П.

3. Если А стоят перед П, то   3. Если П   стоит перед А, то

А : «П».                                                     «П», - а.

А : «П!»                                                     «П!» - а.

А : «П?»                                                     «П?» - а.

А : «П…»                                                   «П…» - а.

Физ. мин.

- Прямая речь заключается в кавычки.

- Поставить «?»

Точка, многоточие.

- Слова автора пишутся с маленькой буквы.

- Какой знак поставить между П и А.

 

- В учебнике.

- Тире перед словами автора.

- Точки.

- Запятая ставится после кавычек.

- На третьем.

Выступление представителей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Развитие умений.

Цель –

- закреплять знания                     в предложениях с прямой речью;

          - развивать орфографическую зоркость;

  - создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

 

1. Работа в парах

«Теперь пора промолвил он!» И протянул руку.

 

– Сколько ошибок вы заметили? Какие?

Ученики подчёркивают ошибки, подсчитывают их количество, а затем объясняют, как правильно записать это предложение.

Ошибки:

1) в нахождении границ прямой речи;

2) в постановке восклицательного знака (слова автора подсказывают интонацию);

3) в оформлении слов автора;

4) нет тире между прямой речью и словами автора.

– Запишите предложение в тетради, выполните схему.

 («Теперь пора», – промолвил он и протянул руку.)

2.Первичное закрепление

- Ребята, предлагаю для  выполнения самостоятельную работу. Если среди вас есть те, кто сомневается в своих знаниях, предлагаю поработать совместно. Те, кто уверен в своих силах, работают самостоятельно.

Дифференцированная самостоятельная работа

I  уровень – упр. 90 (1, 2 предл.- под руководством  учителя; схемы составляют самостоятельно)

II уровень - упр. 90 (1, 2 предл. – самостоятельно)

                    Упр. 91 ( 1 предл.- твор. работа: поменять местами слова автора и прямую речь )

Самопроверка

«П!П!» - а.

«П», - а.

«Зачем он позвал меня?» - как бы спрашивала собака хозяина.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку вы бы себе поставил?

Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

 

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

VI. Рефлексия деятельности.

 

- Пришло время проанализировать свою деятельность. Какая учебная задача была поставлена?

- Решили её?

- От чего зависит постановка пунктуационных знаков в предложении с прямой речью?

- Какие знаки препинания ставятся, если П стоит перед А?

- Составьте схемы.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII. Домашнее задание.

Упр.90 (3-6 предл.) или упр. 91 (2,3 предл.)

   

Список литературы:

  1.      Русский язык, 4 класс, Поурочные разработки, Технологические карты уроков. Бубнова И.А., Роговцева Н.И., 2014.
  2.      Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995.
  3.      Материалы журнала «Начальная школа» 1995–2002 гг.