Урок по математике по теме «Деление многозначного числа на однозначное».
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

  Урок по математике по теме

«Деление многозначного числа на однозначное».

Учитель начальных классов

Хамдеева Гельсирэ Халиулловна

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: 

   Сформировать способность к делению многозначного числа на

               однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

               ного  числа на однозначное.

Задачи урока:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                правило  деления суммы на число.

            2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                математическую  речь.

            3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                обобщение.                                                                                        

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

Ход урока.

 

1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)

 

    Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

                  высказывания, отражающего значимость математики;

                - определить содержательные рамки урока: умножение и деление много-

                  значных чисел на однозначное число.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

 « Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

 Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

 - Пожелайте друг-  другу удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)

           Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением

                         (а : в = с, с * в = а);

                       - алгоритм деления с остатком

                       - правило деления суммы на число;

                       - тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 6).

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                           
                           

 


                                                                         - 740.

                                                                                          - 704.

 
   

 


                                                                                 - 470.

                               
               
                       
 

 


                                                                                 - 407.

- Сколько сотен?  Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7).

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).                                              

 56:4                     240:60                                   58:9

 49:7                      39:5                         7200:90

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

/Затруднение!!!/

 

3.Выявление  места и причины  затруднения  .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

                    и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

                 - согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

 4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8).

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9).

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )

5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).

     Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

                 - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

 

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.

                                                                             

                                                                                     

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                                    ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).

 1. Найти первое неполное делимое.

 2. Определить число цифр в частном.

      3. Найти цифры в каждом разряде частного.

 

6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)  

 

    Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

                   однозначное;

                 - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

  а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

Алгоритм деления я буду подсказывать.

 № 2, стр. 10 

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

225:3 ( с. 11, №3)

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

363: 3

г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

«Лови снежинку».

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

     Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

                  - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12№6

1в-2пр.

2в-3пр.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)

 

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

            - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

            - развивать творческие способности учащихся.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

- Дана  сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

                 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

                 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

2 способ: 1) 152-  28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

                 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

                 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?»

Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

- Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

 -А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.

- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

Решение:

1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней  когда падал снег  и солнечных.

2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег  был.

 

10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13).

 

     Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

                 - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многознач-

                   ных чисел на однозначное число.

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

  •          Научились находить первое неполное делимое?
  •          Научились определять количество цифр в частном?
  •          Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
  •          (Слайд 14).

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

11. Домашнее задание. (Слайд 15).

 

  - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

С.12№5(3;4); №7(б)

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16).

У вас нет прав для создания комментариев.