Предмет: русский язык класс 3
Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времени
Цель: показать, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе; учить писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени, определять род глаголов единственного числа прошедшего времени.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: изменять глаголы прошедшего времени по родам; наблюдать, анализировать и устанавливать с помощью блок-схемы языковые явления.
Метапредметные результаты:
Познавательные: согласовывают имена существительные и глаголы при составлении предложений.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и последовательность действий; адекватно воспринимают оценку учителя, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные результаты: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания»; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: карточки (приложение 1, приложение 2), презентация.
Организационный момент
Добрый день, Азалия. Посмотри в окно. Какая сегодня погода?(теплая, солнечная, красивая,…)Нравится тебе такая погода? Почему? (Солнце, тепло)Да, солнце радует людей. Чтобы нам сегодня на уроке было очень тепло и радостно я пригласила в гости солнышку. А у нас солнце не простое. На каждом лучике написано качество старательного ученика, которые нужны на уроке. Давайте повторим.Слайд 1
- Ты отлично знаешь, как работать на уроке. Улыбнись и не забывай, что мы вместе. Желаю тебе удачи и верить в свой успех.
-Записываем число, классная работа.
Актуализация знаний.
Прочитайте предложения– слайд 2
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
Кре_кий м_роз отступил. Со_нце раст_пило снежное покрывало. Заз_л_нели п_ля. Весна овладела з_млёй.
(Учащиеся читают самостоятельно, затем 1 ученик читает вслух).
Объясняем правописание этих слов. В сегодняшней каллиграфической минутке напишите буквы, которые закрыты в этих предложениях.
А теперь обрати внимание на выделенные слова. Прочитай. Какие эти слова? Глаголы. Что мы знаем о глаголах? (Глагол обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, изменяется по временам и числам.) Спишем эти глаголы и выделяем число и время. Проверка.
- Как изменяются глаголы по временам? (Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.)
- Какого времени вам встретились глаголы в тексте? (Прошедшего времени.)
Формулировка темы.
Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? У них есть суффикс - л-
вопросы: что сделал? Глаголы прошедшего времени изменяются по числам.
- Выделите окончания глаголов прошедшего времени. Что заметили?
- Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания. Это предложение будет целью нашего урока. (Ответы детей). Они изменяются и по родам.
- Хорошо. А сейчас у данных глаголов прошедшего времени обозначьте род . У глаголов во множественном числе нельзя определить род. Вывод.(свои окончания) Слайд.(изменение глаголов) Откроем учебник стр.82 и Сравним ваш вывод с ответом профессора Самоварова
Работа по теме урока.
а)Работа на доске.
Записываем предложения под диктовку.
Весна принесла нам радость. День принес нам новые заботы.
Выделяем у глаголов род.
- От чего в предложении зависит род глаголов в прошедшем времени? (Род сказуемого – глагола в прошедшем времени согласуется с родом имени существительного – подлежащего.)
б) Работа по учебнику.
Упр.152 стр.83
-Какие ошибки в согласовании слов допущены?
в)работа с карточкой.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.
Дерево стоял___ …………
Лодка плыл___ …………...
2 уровень.
Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:
Слова для справок: читали, закипела, светила, плыл, созрели, кричал.
Вода ___________________……………………..
Яблоки ___________________……………………..
Человек ___________________……………………..
Проверка. Вставь + или -
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Работа над предложением.
Слайд рисунки река
–для чего нам нужна вода?
- что бы вода была всегда чистая, что нам надо делать?
Этот год объявлен годом водоохранных зон.
Составить и записать предложения.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
- Для чего надо знать, что глаголы изменяются по родам? Когда вам могут потребоваться новые знания? (При выборе глагольного окончания.)
*Тест (на карточках) Карточка 3
- Обведи в кружок букву правильного ответа. Самопроверка
- Прочтите слово, которое у вас получилось из обведённых ответов. (Молодец.) Ты действительно молодец!
Итог урока.
Чему ты училась сегодня на уроке?
- Почему же у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания? (В прошедшем времени глаголы в единственном числе изменяются по родам. Глаголы в каждом роде имеют свои окончания.)
- Как определить окончание глагола в прошедшем времени? (Надо определить род глагола?)
- Как называется окончание глагола в прошедшем времени в мужском роде? (Нулевое?)
Дом.задание. Д.з. стр.83 упр. 151, РТ стр.
Вспомним, кто у нас в гостях? (солнце). Какие качества старательного ученика предложила нам солнце?
Скажи, какие из этих качеств ты использовала на уроке?
- Оцени свою работу.
Утверждения |
Поставь знак + или - |
Я понял новый материал |
|
Я справился с сам. работой |
|
Мне необходимо поработать над темой урока |
|