Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

 

Р.А. Латыпова,

МБОУ «Нурлатская  СОШ Зеленодольского района Республики Татарстан»

 

Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение.    Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни

 Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, природой и вещами, сталкиваясь с явлениями общественной жизни и произведениями искусства в особенности, ребенок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

  Познакомившись с творчеством нового для него писателя, поэта, художника, композитора ребенок начинает воспринимать мир и видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить и чувствовать.

  Сформировать у детей эстетические чувства – задача современного педагога.

  На уроках чтения он учит детей не только читать, но и посредствам слова приобщает их к художественной литературе, развивает у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений, обогащая эмоциональную сферу нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами; учит детей открывать «тайны» произведения.

Литературное чтение в начальной школе во многом остается нравственной опорой, которая питает духовную жизнь ребенка. Но те нравственные ценности, которые заложены в литературных произведениях, не переходят в души наших детей автоматически, их нужно накапливать и развивать. Поэтому именно в младшем школьном возрасте важно пробудить интерес к чтению, сформировать потребность в общении с книгой, раскрыть красоту, емкость и величие русского языка.

 Работая с детьми, для которых русский язык является неродным, приходится сталкиваться с тем, что дети не всегда понимают прочитанные произведения и, как следствие, теряют к ним интерес.

И передо мной встает задача – с помощью комплекса различных приемов и методов помочь детям научиться «чувствовать» силу и красоту слова.

Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Например, при изучении раздела «Сказки» перед детьми можно поставить  проблему: нужны ли современным людям сказки? Дети с интересом исследуют  тексты, пытаются найти значимость произведений в условиях современной жизни.

   На уроках чтения я всегда использую упражнение «Узнай произведение», в ходе которого предлагаю детям по отрывку или героям произведения определить его название и автора. В данное упражнение включаю произведения, с которыми еще не знакомились на уроках, но они доступны для самостоятельного чтения. Этот прием стимулирует читательскую деятельность учащихся, расширяет их читательский кругозор.

  При подготовке домашних заданий я предлагаю ученикам готовить вопросы по произведению для своих одноклассников. Это формирует у детей потребность во внимательном чтении, развивает коммуникативные способности, что в свою очередь повышает культуру чтения.

 Эмоциональное восприятие произведения  организую путем рассмотрения  репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент все дети думают над только что услышанном: надо понять свои впечатления, дать им определиться. А потом они начинают свободные высказывания без наводящих вопросов учителя.

 На уроке важное место занимают такие формы работы, как драматизация, иллюстрирование произведений., словесный творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям.

Традиционно ежегодно провожу внеклассное мероприятие «Праздник книги» с использованием компьютерной презентации. Набор слайдов зависит от возраста детей. Если для первоклассников это немного истории о первопечатниках и первых книгах, то для четвертого класса – это самые большие библиотеки России и их тираж и т. д. На празднике награждаются грамотами самые «быстрочитающие» (по итогам проверки техники чтения) и «многочитающие» дети (по итогам проверки читательских формуляров).

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного и эмоционального мира ребенка. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Литература:

1. А.В. Кузнецова. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». Издательство. Просвещение.1988 г.
2. .Ковалев С.М. " Воспитание и самовоспитание" М., Изд-во "Мысль" 2006.

3.Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «logos», 2007. – с.