Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Тема: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
( Конспект урока по литературному чтению в 1 классе)
УМК «Школа России»- ФГОС

Учителя начальных классов
I квалификационной категории
Красновой Варвары Ивановны
МБОУ «Старотимошкинская
средняя общеобразовательная
школа» Аксубаевского
муниципального района
Республики Татарстан

2013г.

ТЕМА: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

ЦЕЛЬ:
• создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»;
• обучение чтению слов с новой буквой;
• продолжение работы по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
• развитие воображения, памяти, мышления,
• обогащение словарного запаса;
• расширение кругозора;
• воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах.
Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Р», счётные палочки, конверты со схемами, загадки, лента букв, клоуны.
I. Организационно- мотивационный момент.
Цель: создание психологического положительного настроя, мотивация познавательной деятельности.
Внимание, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке
Книга, ручка и тетрадки?
И цветные карандаши
Ты на парту положи,
В урок чтения держим путь!
Учитель: Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
II. Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?
Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку,
слушайте внимательно,
загадаю вам загадки,
отгадайте обязательно!

1) Все движутся вперёд, 2) В колыбельной подвесной
А он наоборот. Летом житель спит лесной
Он может два часа подряд Осень пёстрая придёт –
Всё время пятиться назад. На зубок он попадёт.
(рак) (орех)
(На экране появляются изображения сначала рака, а затем ореха)
-Что объединяет эти слова?
III. Формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
- Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «р».
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
IV. Постановка цели и задач урока учащимися
1)Познакомиться с новой буквой.
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
V. Работа над новым материалом
1) Работа с алфавитом
- Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву.
Между какими буквами она находится в алфавите?
2) Конструирование буквы Р.
- Сложите эту букву из счетных палочек
3) Выделение первых звуков из слов рак и орехи
- Выделите первый звук в слове рак.
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Почему он согласный?
-Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.
- Ребята, а где водятся раки? (В реке)
Выделение первого звука в слове – орехи
Вывод: эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласной буквой ЭР.
4) Работа в группах
- Найдите на картинке 8 слов со звуками [р], [р’] (слайд)
5) Работа в парах со схемами
Составление схем слов (рак, орех) у доски учащимся и на партах в парах.
6) Чтение слогов в учебнике «Азбука» (с.65).
- А сейчас, давайте попробуем прочитать слоги в Азбуке, выполним перед чтением артикуляционную разминку: упражнения
«Губы», «Щёчки», «Лошадка».

Чтение слогов (прямых и обратных) в парах

- Кто хочет прочитать в парах громко?
- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?
Звук [р] в слогах ра, ро, ру, ры – произносится твердо, а в слоге ри – мягко.
- Давайте сделаем вывод: звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, а про какое еще свойство мы забыли?
- Нам нужно узнать звук [р] звонкий или глухой?
- Как это можно сделать?
- Слышим звук своего голоса?
Значит звук [р] – какой? Верно – звонкий (сонорный).
Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть!
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал.
Зайка тут же убежал.

7) Игра «Найди 3 слова, которые спрятались» (слайд)
8) Чтение слов, предложений по учебнику
• Чтение слов в столбиках за ведущим: рана, ранка, тронул, уколол
• Чтение текста «Кактус» учителем.
• Ответить на вопросы после текста.
- Сколько предложений в тесте? Почему вы так решили?
• Чтение предложений детьми.
• Беседа по уходу за кактусами
VI. Беседа по развитию речи по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.64-65)
- Что изображено на рисунке? ( Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро)
- Кого вы видите на рисунке? ( Деда, старуху, золотую рыбку).
- Какое явление природы изображено на рисунке?
(Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).
- Какие ещё явления природы вы знаете?
- Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (демонстрация портрета А.С. Пушкина)
- Послушайте отрывок и найдите слова с новой буквой (чтение хорошо читающим учеником).
( Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу). А кто знает, чем закончилась сказка? - Почему старуха осталась у разбитого корыта?- Как вы поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?
(Старуха жадная, злая, Жадность – плохое чувство).
-Назовите слово с противоположным значением.
(Жадность – щедрость).
VII. Рефлексия учебной деятельности.- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.- Что нового вы узнали?- Чему научились? -У каждого из вас на столе лежит буква «Р». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – закрасьте букву красным карандашом, если не получилось – синим. Ребята, у вас на партах лежат лица двух клоунов. Один весёлый, другой грустный. Возьмите только того клоуна, который соответствует вашему настроению. Если урок понравился, и вы справились со всеми заданиями, то поднимите весёлого клоуна. А если урок вам не понравился, и вам было грустно на уроке, то поднимите грустного клоуна. Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок. (Звучит детская песня).
Список литературы: 1. Русская азбука В.Г. Горецкого, 2011г.
2. Внеклассная работа в школе, 2010г.

У вас нет прав для создания комментариев.