Урок-проект по математике в 4-ом классе
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Урок-проект по математике в 4-ом классе
Тема проектной задачи:
«Приобретение общешкольным родительским комитетом учебников»
Цели:
1. Проверка умений учащихся пользовать¬ся предложенной информацией, представ¬ленной в различных видах, и на ее осно¬ве осуществлять выбор оптимального ре¬шения из множества возможных.
2. Сотрудничество учащихся в малых груп¬пах (коллективно-распределенная дея¬тельность) при решении общей задачи.
Задачи:
1.Умение выделять требуемую инфор¬мацию, представленную в различных ви¬дах (например, таблица, словесное опи¬сание).
2. Перевод описания модельной ситуации на математичес¬кий язык (построение математической модели).
3. Владение способом умножения мно¬гозначных чисел.
4. Применение свойств умножения для рационализации вычислений.
5. Умение выбирать оптимальный вари¬ант решения.
6. Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Оборудование: презентация учителя, таблицы для работы в группе, экспертные листы, словарь
Ход урока
1. Объявление темы и цели проектной задачи.
Вводная презентация учителя. Деление на группы.
Дорогие ребята! К новому учебному году школьный ро¬дительский комитет решил централизованно обеспечить всех учащихся 1—4 классов новыми учебниками по ос¬новным предметам (математика, русский язык) и тетрадя¬ми на весь учебный год.
Для отчетности перед родителями и общественностью необходимо представить документацию по предполагае¬мым затратам.
Вам предлагается рассчитать денежную сумму, кото¬рую необходимо выделить на покупку учебников и тетра¬дей, и привести соответствующие обоснования.
Сформулируйте, чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат.
Задание
Определите общую стоимость учебников и тетрадей, ко¬торые нужно купить. Результаты ваших расчетов внесите в таблицу 2 «Смета затрат на покупку учебников и тетрадей».
При расчетах можно воспользоваться данными о количестве учащихся в разных классах школы (табл. 1), материалами из «Справочника школьника», прейскурантами трех магазинов: «Книги»», «Офисное дело» и «Канц-интерьер»,
Примечание. За доставку товара покупателю магазины дополнительную плату не взимают.
Приведите обоснование вашей сметы затрат, которую можно представить на общешкольном родительском собрании, посвященному утверждению сметы.
2. Практическая работа.
Работа в группах. Распределение ролей в группе.
Для определения количества каждого наименования товара необходимо знать количество учащихся по классам (1, 2, 3 и т. д.) и для расчета общего количества тетрадей — по параллелям классов (1—2, 3—4). Эту информацию можно взять из таблицы о количестве учеников, обучающихся в школе (табл. 1). Числовые данные в таблице 1 избыточны (т.е представлены с 1 по 11 класс) и подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли рационализировать свои действия при расчётах, а именно воспользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения.
Учащиеся, невнимательно читая информацию о требуемом среднем количестве тетрадей на одного ученика, могут не учесть, что данные приведены на одну четверть, а не на весь год. Это приведет к ошибке, если другие участники группы не проконтролируют действия учащегося, проводившего данные расчеты.
Анализируя прейскуранты различных магазинов, учащимся нужно выбрать оптимальное решение. Вполне возможно, что учащиеся рассчитают затраты при покупке всего товара в каж¬дом из трех магазинов и выберут тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. Более точное решение состо¬ит в покупке по частям: каждый вид товара покупается в том магазине, в котором его цена минимальна (заметим, что такое решение требует и меньшего объема вычислений).
Все полученные в ходе решения задачи данные вносятся в таблицу предполагаемых расходов (смета, табл. 2). Эта таб¬лица является «сборкой» всех промежуточных результатов и местом для определения общей стоимости предполагаемой покупки.
При анализе решений целесообразно обсудить, какие до¬полнительные факторы необходимо учитывать, если доставка товара из магазинов отсутствует или требует дополнительной оплаты.
3. Презентация конечного «продукта» - сметы расходов на наиболее выгодную покупку учебников и тетрадей и приведение соответствующих обоснований.
Представители от группы объясняют выбор и обоснование оптимального, т.е. наиболее выгодного решения по покупке учебников и тетрадей. Остальные, слушатели, заполняют лист экспертной оценки работы учеников.
4. Рефлексия. Обсуждение результатов проекта.


Приложения
Таблица 1

Количество учащихся по классам

начальная школа 1а класс – 25 чел., 1 б класс – 29 чел.
2 а класс – 32 чел., 2 б класс – 27 чел.
3 а класс – 28 чел., 3 б класс – 25 чел.
4 а класс – 32 чел., 4 б класс – 25 чел.

основная школа 5 а класс – 30 чел., 5 б класс – 28 чел.
6 а класс – 27 чел., 6 б класс – 28 чел.
7 а класс – 30 чел., 7 б класс – 28 чел.
8 а класс – 32 чел., 8 б класс – 30 чел., 8 в класс – 23 чел.
9 а класс – 32 чел.

старшая школа 10 а класс – 28 чел., 10 б класс – 27 чел.
11 а класс – 29 чел., 11 б класс – 28 чел.

Из «Справочника школьника»
Каждому школьнику в среднем требуется на одну четверть:
Для 1-2 классов: 4 тетради в клетку и 2 тетради в линейку.
Для 3-4 классов: 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку.
Для 5-6 классов: 10 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку.
Для 7-9 классов: 12 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку.
Для 10-11 классов: 12 тетрадей в клетку и 2 тетради в линейку.
Примечание: Расчёт произведён для тетрадей объёмом 18 листов.


Прейскуранты разных магазинов школьно-письменных принадлежностей.
Магазин «Книги» Магазин «Офисное дело» Магазин «Канц-интерьер»
наименование цена наименование цена наименование цена
1 класс Русский язык 62 р Русский язык 55 р Русский язык 55 р
Математика 74 р Математика 75 р Математика 70 р
2 класс Русский язык 62 р Русский язык 70 р Русский язык 70 р
Математика 80 р Математика 85 р Математика 82 р
3 класс Русский язык 75 р Русский язык 75 р Русский язык 67 р
Математика 83 р Математика 80 р Математика 85 р
4 класс Русский язык 75 р Русский язык 80 р Русский язык 82 р
Математика 95 р Математика 95 р Математика 90 р
5 класс Русский язык 88 р Русский язык 80 р Русский язык 80 р
Математика 88 р Математика 95 р Математика 97 р
6 класс Русский язык 85 р Русский язык 90 р Русский язык 93 р
Математика 100 р Математика 110 р Математика 90 р
Тетрадь в клетку 3 р Тетрадь в клетку 4 р Тетрадь в клетку 4 р
Тетрадь в линейку 3 р Тетрадь в линейку 3 р Тетрадь в линейку 4 р


Таблица 2 Смета затрат на покупку учебников и тетрадей.
Наименование товара Количество Цена Стоимость Примечание


Стоимость покупки для 1-го класса (рублей)
Стоимость покупки для 2-го класса (рублей)
Стоимость покупки для 3-го класса (рублей)
Стоимость покупки для 4-го класса (рублей)
Общая стоимость покупки (рублей)

Рефлексия

Экспертный лист для оценки работы своей группы
Ф.И. эксперта ___________________________ № группы __________

вопросы ответы
Смогла ли группа самостоятельно или с помощью группа решала задачу проекта?
Пользовались ли ученики своим планом работы или коллективно составленным планом работы?
Как была организована работа на завершающем этапе – при заполнении таблицы (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.?)
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.) Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.

Экспертный лист для оценки работы группы
Ф.И. эксперта ___________________________ № группы __________

вопросы ответы
Смогла ли группа обосновать правильность выбора своего решения задачи проекта?
Смог ли представитель группы правильно объяснить решение задачи проекта?
Есть или нет ошибки в вычислениях?
Ваша оценка работы группы

У вас нет прав для создания комментариев.