Как выжить в современном мире? Социальная безопасность.
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЖ
«КАК ВЫЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» ДЛЯ 9 КЛАССА

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ первой квалификационной категории Сатдаров Фаргат Гумерович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ

Пояснительная записка
Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на полугодие. (18часов). В неделю проводится 1 час.
Цели:
Формировать у учащихся представление о сложной и многогранной структуре современного мира;
Способствовать развитию безопасной личности.
Задачи обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в современном обществе, мире. Обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни.
Задачи развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.
Задачи воспитывающие: активизировать интерес у учащихся к вопросам собственной безопасности. Помочь преодолеть синдром боязни современного общества.
ХХI век принёс людям не только достижения в области технического прогресса, но и массу проблем, затрудняющих жизнь. Болезни, социальные конфликты, психологические перегрузки, криминальные ситуации. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.
Данный учебный курс предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознавать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них.
Содержание программы.
Вводное занятие. Цели и задачи курса (1 час).
Мошенничество. Уголовный кодекс Российской Федерации. Виды мошенничества. Способы защиты от мошенников (1 час).
Практическая работа (1 час).
Азартные игры. Игровые автоматы. Уголовный кодекс Российской Федерации. Причины, порождающие азарт. Способы защиты от азартных игр (2 часа).
Карманная кража. Уголовный кодекс Российской Федерации. Виды карманных краж. Способы защиты от карманных краж (1 час).
Суицид. Причины суицида. Суицидное поведение. Профилактики суицида. (1 час).
Птичий грипп. Причины появления вируса. Способы распространения заболевания. Борьба с гриппом. Защита от гриппа (1час).
Практическая работа (1 час).
Информационная безопасность человека. Формирование информационной зависимости. Формирование общественного мнения с помощью средств массовой информации. (4часа).
Практическая работа (1 час).
Телегония. Влияние телевидения на поведение человека (1 час).
Влияние алкоголя на выживаемость человека в современном мире (2 часа).
Практическая работа (1 час).

Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Образовательная форма Кол-во часов
1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. Современный мир и прогресс. Противоречие современного мира. Человек и цивилизация. Лекция учителя. 1
2 Мошенничество. Уголовный кодекс РФ о наказании за мошенничество. Виды мошенничества. Способы защиты от мошенников. Лекция учителя. 1
3 Практическая работа. Решение ситуационных задач. 1
4 Азартные игры. Игровые автоматы. Уголовные кодекс Российской Федерации. Лекция учителя. 1
5 Причины, порождающие азарт. Способы защиты от азартных игр Решение ситуационных задач 1
6 Карманная кража. Уголовные кодекс Российской Федерации. Виды карманных краж. Способы защиты от карманных краж. Лекция учителя. 1
7 Суицид. Причины суицида. Суицидное поведение. Профилактики суицида. Лекция учителя. 1
8 Птичий грипп. Причины появления вируса. Способы распространения заболевания. Борьба с гриппом. Защита от гриппа. Лекция учителя. Работа в группах 1
9 Практическая работа. Работа в группах 1
10 Информационная безопасность человека. Лекция учителя. 1
11 Формирование информационной зависимости. Решение ситуационных задач. 1
12 Практическая работа. Работа в группах 1
13 Формирование общественного мнения с помощью средств массовой информации. Решение ситуационных задач. 1
14 Практическая работа. Работа в группах 1
15 Телегония. Влияние телевидение на поведение человека Лекция учителя. 1
16 Практическая работа. Работа в группах 1
17 Влияние алкоголя на выживаемость человека в современном мире. Лекция учителя. 1
18 Практическая работа. Работа в группах 1
Итого 18
Контроль качества образования.
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:
- выполнения одной обязательной работы (доклад, реферат, исследовательская работа), представленной в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований и их оформлению;
- одно выступление на предложенную или выбранную самостоятельно тему или выступление как руководителя группы.
Дополнительные баллы выставляются за:
- качественное выполнение заданий по собственной инициативе;
- дополнительные исследовательские работы;
- использование в работе компьютерной технологии.

Методическое обеспечение программы.
Работа по данной программе строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.
Реализовать программу сможет учитель ОБЖ, владеющий теоретическими сведениями по предложенной программе.
Оборудование:
Раздаточный материал;
СD-диски по теме.
Используемая литература:
Подписки газет.
«Школа выживания». Учебное пособие. И.С Самыгин изд-во «Феникс»
«Личная безопасность». И. Журавлёв, А Шлыков. Изд-во «Русич».
Сайты Интернет.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ 11 КЛАССА

Сатдаров Фаргат Гумерович,
преподаватель-организатор ОБЖ первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс предназначен способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в социуме.
К сожалению, в наших учебниках ОБЖ нет полного раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, вызовов времени, перемен в России, а без этого нельзя по¬нять их объективную природу и сущность, грамотно противостоять новым опасностям и угрозам, ежедневно подстерегающих нас на улицах городов и сёл.
Очевидно, пришла пора с учетом новых задач обеспечения национальной безопасности, характера современных и перспективных вызовов и угроз ввести в образовательную область ОБЖ компонент «Социальная безопасность». Ведь цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности.
Исходя из этого и опираясь на 12-летний опыт преподавания школьного курса ОБЖ, мною была составлена программа элективного курса «Социальная безопасность» для учащихся 11 классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 35 часов учебного времени.
Социум – это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей и результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах.
Социальные опасности захлестнули современное общество, с каждым годом их становится всё больше и больше. Прискорбно, что мы сами порождаем их.
Как выжить в этом непростом мире? Как сделать нашу жизнь комфортной и безопасной? Или страх будет преследовать нас всегда? - ответом на эти вопросы и является элективный курс «Социальная безопасность».
Если говорить о задачах данного курса, то в самом начале работы над программой я выделял следующие положения:
- помочь учащимся в социальной адаптации в окружающем мире;
- предотвратить негативное влияние на подростков дестабилизирующих факторов современного мира;
- рассмотреть основные средства самозащиты человека в условиях социальной опасности;
- сформировать навыки поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.
Традиционно, я выделил обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, на реализацию которых направлен элективный курс «Социальная безопасность»:
- обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в окружающем мире, обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни
- развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.
- воспитывающие: способствовать становлению социальной культуры личности, активизировать у учащихся интерес к вопросам собственной безопасности, помочь преодолеть синдром боязни современного общества.
Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 5 разделов: теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности, дестабилизирующие факторы современности, психология социальной безопасности, информационная безопасность, а также раздела по системам защиты и организации безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.
В содержании предлагаемого курса при изучении социальных опасностей учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин. Программа включает в себя изучение понятийно-категориального аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- характеристики опасностей социального происхождения;
- правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях социального характера;
- систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях социального характера;
Учащиеся должны владеть навыками и умениями:
- общения со сверстником, группой сверстников; общения со взрослым, группой взрослых;
- оказания психологической помощи и поддержки оказавшемуся в условиях чрезвычайной ситуации социального характера;
- знать психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального характера и уметь направлять его в нужное русло;
- оценивать возможный риск появления опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;
- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях социального характера, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни.
Принципы построения и методическое обеспечение элективного курса
Элективный курс построен на основании следующих принципов:
- принцип научности (использованы актуальные теории и концепции, позволяющие создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.);
- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области социальной безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся.
- принцип гуманистичности (основой программы является человек и забота о его безопасности в условиях современного социума)
- принцип междисциплинарности (в программе рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса)
- принцип проблемности (в содержании программы отражены проблемы общественной и личностной безопасности жизнедеятельности, возникающие в результате взаимодействия человека и общества в условиях социальной опасности).
При реализации элективного курса основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же практических навыков поведения в условиях социальной опасности.
В конце изучения каждого из разделов рекомендуется провести с учащимися семинарское занятие, на котором обобщается и систематизируется изученный материал. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию раздаются учащимся заранее.
По окончании изучения курса учащиеся готовят и защищают рефераты по предложенным учителем темам.
Несомненно, внедряя авторскую программу, учитель сталкивается с трудностями методического обеспечения образовательного процесса. Ведь идея должна быть подкреплена материальным наполнением как для учащихся, так и для учителя. Для решения этой проблемы мною предлагается Программа элективного курса, в пояснительной записке к которой излагается концепция элективного курса, его цели и задачи, а так же приводится тематическое планирование.
Рассматривая систему работы с учащимися, кроме проведения традиционных типов уроков я предлагаю использовать:
- метод защиты проектов (например, после изучения теоретических основ социальной безопасности предлагается следующее задание к семинарскому занятию:
Мы живём в цивилизации, которую можно охарактеризовать как ростовщическую. А этот тип социальных отношений порождает огромную, не виданную прежде, социальную несправедливость. Именно здесь лежат истоки терроризма, коррупции, наркомании, бандитизма, экологической деградации планеты…
Вам предлагается создать проект «Общество социальной безопасности». Сущность проекта в том, что каждый сформулирует своё видение такого «идеального» общества «социальной безопасности». Заведомо предполагается, что построение такого общества, лишённого социальных опасностей, достижимо.
В ходе подготовки к реализации проекта дома попытайтесь обдумать ответы на следующие вопросы:
1.Возможно ли существование идеального социума социальной справедливости, где не будет недовольства?
2. Возможно ли индивидуальное выживание в обществе социальной несправедливости?
3. Кто действительно по-настоящему может гарантировать социальную безопасность людей в обществе?
4. Как избавить общество от криминала, мошенников, бандитов и убийц? Будет ли выходом посадить все криминальные элементы в места заключения или на их месте неизбежно будут появляться новые? Как сделать всех людей законопослушными?
5. Как избавить общество от социальных пороков наркомании и пьянства?
6.Возможно ли искоренить терроризм?;
- уроки-диспуты (при изучении религиозных сект);
- уроки-практикумы (например, задания такого типа: используя изученные способы психологической самозащиты, проиграйте с одноклассниками следующие ситуации:
Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.
Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.
Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.
В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.);
- уроки-экскурсии (в ОВД, МЧС, отдел социальной защиты населения, в центр занятости населения);
- семинарские занятия;
- интегрированные уроки (поскольку основы безопасности жизнедеятельности являются интегрированной образовательной областью, тесно связанной абсолютно со всеми школьными дисциплинами. Так, например, при изучении современной демографической ситуации в России или изучении миграции населения как дестабилизирующих факторов целесообразно провести интегрированный урок совместно с учителем географии, при изучении причин появления социальных опасностей целесообразна интеграция с обществознанием, не говоря уже об изучении раздела «Информационная безопасность», где компьютер является одновременно и источником опасности, и средством получения новых знаний).
В своей работе кроме традиционных педагогических технологий я стараюсь использовать технологию сотрудничества с учениками, где в ходе конструктивной беседы, а нередко и диспута, мы приходим к единому мнению по изучаемым вопросам. Личностно-ориентированный подход позволяет избежать морального травмирования ребёнка при изучении ситуаций, в которых дети нередко уже оказались по вине общества и родителей. Использование ИКТ позволяет диверсифицировать процесс изучения материала и получить доступ к нужной и важной информации с помощью Интернета.
Содержание элективного курса
Раздел I. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности
Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их возникновения и распространения. Классификация социальных опасностей. Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь, личная безопасность, общественная безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность. Виды социальных опасностей и их профилактика (ИППП, ВИЧ - инфекции, наркомании, суициды и т.д.). Терроризм как глобальная опасность.
Раздел II. Дестабилизирующие факторы современности
Религиозные секты, экстремистские организации националистического и религиозного толка, проблема самоопределения национальных меньшинств, неурегулированные территориальные споры, миграция населения и неблагоприятная криминальная обстановка.
Мероприятия по предупреждению возникновения дестабилизирующих факторов.
Раздел III. Психология социальной безопасности
Психология безопасности как основополагающий аспект профилактики социальных опасностей. Психологические причины несчастных случаев. Роль человека как основного участника несчастных случаев. Влияние индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение.
Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и т. д); утомление; дистресс; тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.
Психические нарушения человека, увеличивающие риск опасности (прием психоактивных средств и др.).
Методы повышения психологической безопасности. Мотивация и ее роль в формировании безопасного типа поведения. Безопасный тип поведения с позиций функциональных систем. Профилактические мероприятия: пропаганда, отработка навыков по выходу из критических ситуаций.
Раздел IV. Информационная безопасность
Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации. Понятие об информации и виды информационных воздействий. Средства массовой информации (СМИ). Влияние образной информации на человека, виды рекламы. Влияние интеллектуальной информации, ее виды. Роль информации в социальных отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее существования. Примеры отрицательных информационных влияний в обществе. Подходы к оценке информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности. Необходимость различных форм контроля над информационными потоками в окружающем пространстве.
Раздел V.Системы защиты и организации безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности
Основные способы и средства защиты в условиях ЧС социального характера. Понятие экстремальной ситуации (ЭС). Основные элементы ЭС и их диагностика (место, время, нападающий). Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время ЭС. Психические состояния жертвы, способы и средства выхода из этих состояний. Основные правила и приемы самообороны. Основные средства самозащиты. Самооборона женщины. Нормативно-правовые аспекты защиты и самозащиты человека в современных условиях. Роль государства и общества в обеспечении социальной защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера.
Поурочно-тематическое планирование

п\п Наименование раздела и темы занятия Количество часов
Раздел I. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности 5
1. Социальные опасности: характеристика, классификация, причины. 1
2. Социальная безопасность. 1
3. Виды социальных опасностей и их профилактика 1
4. Терроризм как глобальная опасность. 1
5. Семинарское занятие 1
Раздел II. Дестабилизирующие факторы современности 5
1. Религиозные секты 1
2. Экстремистские организации 1
3. Миграция населения как возбудитель социальной опасности 1
4. Проблема самоопределения национальных меньшинств 1
5. Семинарское занятие 1
Раздел III.Психология социальной безопасности 6
1. Психические особенности человека 1
2. Психические состояния человека, их классификация и свойства 1
3. Причины возникновения психических состояний, управление психическими состояниями 1
4. Мотивация и её роль в формировании безопасного типа поведения 1
5. Способы преодоления критических ситуаций 1
6. Семинарское занятие 1
Раздел IV. Информационная безопасность. 9
1. Понятие информационной безопасности 1
2. Влияние информации на человека 1
3. Негативное влияние СМИ на психическое здоровье человека 1
4. Влияние рекламы на детей 1
5. Роль информации в социальных отношениях и её значение для человека 1
6. Дезинформация и причины её существования 1
7. Социальная опасность правонарушений в сфере информационных технологий. 1
8. Меры и способы защиты информационной безопасности 1
9. Семинарское занятие 1
Раздел V. Системы защиты и организация безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности. 6
1. Диагностика экстремальных ситуаций социального характера 1
2. Практические способы и методы действий в экстремальных ситуациях социального характера 1
3. Учёт психологических факторов при выходе из критической ситуации 1
4. Использование предметов в качестве оружия самообороны 1
5. Самооборона женщины 1
6. Семинарское занятие 1
Резерв учебного времени (экскурсии, встречи с работниками МВД, МЧС, станции скорой помощи) 2
Защита рефератов, проектов 2
Итого: 34
Примерные темы рефератов для защиты на зачётном занятии
1. Различные виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них.
2. Социально опасные явления, характерные для различных групп населения.
3. Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера.
4. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
5. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.
6. Суицидальный синдром: причины возникновения и предупреждения его.
7. Криминальное поведение и профессиональная преступность.
8. Факторы, влияющие на распространение инфекций, передающихся половым путем, профилактика ИППП.
9. Опасное влияние информационных воздействий на человека.
10. Опасности, связанные с компьютерными играми.
11. Защита современного потребителя от шарлатанства в медицине.
12. Причины возникновения терроризма и защита от него.
13. Подростковая агрессивность и ее профилактика.
14. Межнациональные конфликты как социально опасные явления.
15. Современная семья: проблемы и их решение.
16. Роль семьи и общества в воспитании безопасного типа поведения детей и подростков.
17. Социальные проблемы вынужденной миграции.
18. Обеспечение социальной защиты и помощи беспризорным детям со стороны государства.
19. Нравственное воспитание человека как важнейшее условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
20. Религиозные секты как зоны риска.
Список рекомендованной и использованной литературы
1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. — М.: Медиа-Сфера, 1996.
2. Андреева Т. И. Интернет и профилактика наркотических проблем. — Казань: Экоцентр, 1999.
3. С.В.Белов, Л.Л. Морозова, Д.М.Якубович. “Безопасность жизнедеятельности”, Издание третье, Москва 2003 год
4. В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П.Соломин «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» М.: «Дрофа» 2007
5. Интернет – энциклопедия «Википедия»
6. Ласточкин В. А., Якушев А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников // Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: АПН СССР, 1990. — С. 13–42.
7. В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007

У вас нет прав для создания комментариев.