"Стоял ноябрь уж у двора..." (Творческая мастерская по русской литературе в 5 классе)
Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 

МБОУ «Кубянская сош» Атнинского муниципального района РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – творческая мастерская в 5 классе

на тему « Стоял ноябрь уж у двора…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель  русского языка 1 кв. категории

Зарипова Халима Хакимулловна

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

 

 

Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов; запись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Осенний вальс» и «Ноябрь» из цикла «Времена года»; лист бумаги, на которых дети будут работать; цветные карандаши, фломастеры; рисунки учащихся на тему «Ноябрь»; презентация в Microsoft PowerPoint; стихи поэтов (А.С.Пушкина, И.С.Никитина , И.Бунина, К.Бальмонта и т.д.), ноутбук, проектор,экран.

 

Цели обучающие: 1)подготовка к  написанию творческой работы;                                                                                    2) развитие речи  посредством творческой деятельности учащихся;3)закрепление речевых навыков и навыков выразительного чтения наизусть.                                                                                     развивающие: 1) развитие образного  мышления и воображения учащихся;                              воспитательные: 1) воспитание чуткости к красоте жизни;2) пробуждение желания творить; 3)любовь к родной природе.

Тип урока: мастерская творческого письма                                                 

 

Домашняя работа к этому уроку:

1).Выучить наизусть одно стихотворение (А.С. Пушкина, И.Бунина, И.Никитина,    К.Бальмонта и др.) о поздней осени;

2).заучивание народных примет  осенних месяцев;

3)рисунки учащихся на тему «Ноябрь или Поздняя осень» и др.

 

 

                               Ход мастерской:

 

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом , добротой. Пожмите друг – другу руки, подарите улыбку. Молодцы, обменялись хорошим настроением.   Поздравляю вас: сегодня у нас  на открытом уроке  сидят гости и урок  не обычный, а урок – творческая мастерская. .(Слайд № 1)  Мы с вами еще раз поговорим об осени и простимся с нею.                                                         Основная цель урока :развитие речи  посредством творческой деятельности учащихся.   (Слайд№2)

-Чем занимаются в творческих мастерских? Что вы будете делать?                                                                                                                                                                                                                                                 -Творить .                                                                                          Правильно!

 

К уроку эпиграфом взяла вот эту китайскую мудрость:                                    

 

«Расскажи – и я забуду,

  Покажи – и я запомню,

  Дай попробовать – и я пойму!»

 

                                                                                                     

Вопрос:                                                              Ответ:                                    Что я не знаю и не умею?                                   Я сам найду способ!

 

2.Актуализация прежних знаний.

 Учитель: Многие  писатели, поэты, композиторы любили эту пору и оставили прекрасные строки, зарисовки об этом времени года. А сейчас прослушаем  одну музыкальную пьесу П.И.Чайковского. (Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Осенний танец» из альбома«Времена года».)                                                                                                            Учитель: Какому времени года посвящена пьеса? Какие перемены происходят в природе с наступлением осени? (С наступлением осени птицы улетают в теплые края; созревают плоды у деревьев и кустарников; с деревьев опадают листья, дни становятся короче, льют дожди)                                                                                                                                               – Чем красива осень? (Осенним лесом, свежим воздухом , золотыми деревьями, осенним листопадом)                                                                                                                                              – Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях искусства воспета красота осени?  (Вкартинах)                                                                                                                                                           – Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

Словарная работа(на доске запись)

 

Пейзаж – фр. Слово. Вид страны, вид местности. Описание природы.

 

– Как  называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты)

– Каких художников-пейзажистов вы знаете? (И.И.Шишкина, И.И. Левитана, А.А.Пластова ,И.Е.Репина).                                                                           

 

-Рассмотрим репродукции картин   художников – пейзажистов. (Слайд №4)                                        

А) И.И.Левитан «Осенний день»

б) Н.М. Ромадин «Последний луч»

в) И.Е.Репин «Осенний букет»

г) А.К.Саврасов «Проселок»

д) А.А.Пластов «Жатва» и т.д.

 

-Сегодня у нас творческая мастерская, но прежде, чем вы узнаете, о чем мы сегодня будем вести разговор, вы должны отгадать загадки:  (учащиеся знакомятся с названиями осенних месяцев).

 

- Угадайте, о каком месяце пойдет речь? (сентябрь)  (Слайд№3)

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Ответ: Сентябрь – листопадник(словарная работа)

 

Приметы(сынамышлар)-проверка д\з

• В сентябре лес реже и птичий голос тише.

• В сентябре  одна ягода, да и та — горькая рябина.

• Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд (словарная работа)

• Гром в сентябре – к теплой осени.

 

- А сейчас о каком месяце вы услышите? (  октябрь) (Слайд№4 )

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Ответ: Октябрь – грязник (словарная работа)

 

Приметы (проверка д\з )

• В октябре ни на колесах, ни на санях.

• Октябрь венчает белый снег с великой грязью.

• Октябрь часто плачет в платок зари красной.

• Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

• Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

 

– И, наконец,… ( Ноябрь)(Слайд№5)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи!

Ответ: Ноябрь – полузимник, бездорожник (словарная работа,слайд9)

 

Приметы (проверка д\з )

• Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. (словарная работа)

• Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

• Ноябрь — сумерки года.

• Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

• Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.

 

- Молодцы! Скажите, пожалуйста, а сейчас какой месяц осени?(Ноябрь) Последний месяц  и последние дни осени - ворота зимы…Итак, о какой  «унылой  поре»  будем говорить? (О ноябре) Правильно. И наша мастерская называется : «Стоял ноябрь уж у двора…» Открываем тетради, отступаем строго две строки , запишем  число, тему.(Слайд№6)

Словарная работа:

Пейзаж, листопадник, горазд, грязник ,полузимник, Кузница, оковы.

 

3.Формирование новых  понятий и способов действия.

Учитель: Послушайте сочинение ученика о лете и ответьте на вопрос: хорошее это сочинение? Оно вам нравится? Почему?                        

1.Работа с текстом. (Слайд № 7)

Лето было весёлым и пролетело быстро. Наступила осень. Смотрю в окно. Дети идут в школу, деревья меняют облик, трава уже не такая зеленая. Дождь идет не сильный, появляются лужи. Солнце светит не так ярко, как летом ,а как-то грустно и печально. Листья падают с деревьев : красные, оранжевые, почти золотые.

(Чаще всего ученики отвечают, что сочинение хорошее).

Учитель: А каждый из вас может так написать о лете?

- (Да, конечно)

Учитель: Поэтому задаю  второй вопрос: можно ли это сочинение назвать оригинальным, по-настоящему творческим?

- (Нет, ведь каждый должен писать по-своему)

Учитель:  Да, ребята, это сочинение с большой скидкой можно назвать творческой работой – ведь так написать о лете может любой из  вас, а творчество всегда индивидуально.                                                                                                                                       А     как      создать          по-настоящему          творческие,             индивидуальные, у каждого по-своему яркие работы?

В этом помогут нам  законы мастерской. Вот они - на экране и в ваших листах.(Слайд№8)

Законы творческой  мастерской (чтение)

1)    Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.

2)    Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.

3)    Один говорит – все слушают. Обязательно высказываться, когда просит мастер.

4)    Не задавать вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!

5)    Обязательно записывать то, что понравилось у других. Добирай материал.(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете в свои листы и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)

Цель нашего урока – создать в конце занятия  оригинальный, по-настоящему творческий текст на тему «Стоял ноябрь уж у двора…»   на основе набранного словарного материала.

Учитель:  Слово «ноябрь»… Произнесите его тихо и погромче , кричать не надо. Какие мысли, чувства, настроение возникают, когда вы слышите или произносите это слово? Расскажите нам о них. (Скорее всего это скучно)    Действительно , ноябрь может быть и грустным, и веселым, и это вы попытайтесь доказать, обращаясь за помощью к великим поэтам. К уже известному всем А.Пушкину и пока не открытым вами И.Никитину,

И. Бунину и К. Бальмонту.

(Социализация (Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов - А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Бальмонт «Осень», Бунин    «Листопад» ,  «Первый снег», Никитин «Встреча зимы», «Дождь каплет…»  и т.д.)

2.Физкультминутка.(слайд№9)

Наши нежные цветки-(пальцы сжаты в кулачки)

Распускают    лепестки. (раскрыть кулачки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (пошевелить пальцами)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки.(пальцы сжаты в кулачки)

Тихо засыпают,

Головой качают.(вращать кистями рук)

2. Творческая работа.

Начинаем творить. Работать будем группами. Когда группа готова, один из вас – организатор - поднимает руку. Отвечать – по очереди: сначала из первой группы - остальные дополняют; затем – из второй – остальные дополняют и т.д.

  1. 1.     Проверка Д/З. Покажите всем свои рисунки, подняв их вверх. Напишите над рисунком: « Стоял ноябрь уж у двора…»
    1. 2.     Вокруг рисунка напишите слова, словосочетания и ассоциации и с рисункоми со словом ноябрь. Что вы себе представляете, когда слышите слово «ноябрь»? Поделитесь своими находками с другими.
    2. 3.      Ребята(1-2группы-) дополняют ответы  группы.

(Осень, листопад, голые деревья, холодный дождик, мокрый снежок, тихая речка, прозрачная вода, зеленая озимь, первые холода, поздняя осень, последний месяц, увядшая трава ,черно-белое поле, пустая земля и т.д.)

Учитель: Посмотрите на экран. Я дарю вам слова-ассоциации, которых у вас нет. (Слайд № 10)    ( пора увядания; редкое солнце;  ветер метёт листья, как дворник; листья сыплются частым и печальным дождём ,посохшая трава, тоненький ледок)                                                                               

Учитель:  А теперь найдите краски  ноября, выразите своё отношение к нему.

Для этого  ответьте на вопросы: «Что делает ноябрь? Какой ноябрь? Какого цвета?» Помогут вам подобрать красивые, оригинальные определения - эпитеты репродукции картин И.Левитана «Осенний день», И.Репина «Осенний букет», А.Саврасова «Проселок». (Слайд № 11)

(Социализация – 1-2 группы (пустеет, опадает, моросит, оголяются, серый,темно-коричневый , желтый ,облачный, мокрый и т.д.)

Учитель: Итак, посмотрим, что у нас получилось. Доберите словарный материал, то есть запишите те слова, которые вам понравились. (Слайд № 12)


 Что делает ноябрь?

(Глаголы)

Какой ноябрь?

Какого цвета?

(Эпитеты, определения)

холодит

Темно-коричневый

пустеет

пасмурный

почернеет

молчаливый

моросит

холодный

опадает

мокрый

оголяются

черно-белый

метёт

грустный

улетают

серый

сыплются

неустойчивый

                  

3.Формирование навыков и умений.

Учитель: А ещё о ноябре может рассказать прекрасная музыка.Слушаем музыкальную пьесу  П.И. Чайковского  «Ноябрь» из цикла «Времена года». После прослушивания или в процессе запишите отдельные слова, выражающие ваши чувства, ощущения, настроение. Продолжите начало предложения: (Слайд №13)

Я представляю… себе как осень прощается: шумит ветер, холодные дождевые капли стучат по кровлям и окошкам, как плачет  неприветливый дождик.

(Кто-то слышит крики журавлей ,шум ветра ,шелест листьев ,журчанье ручейка, стук дождевой капли ;тройка бежит;  кто-то представляет, как плачет дождик и т.д.)

(Социализация – по решению группы зачитываются наиболее интересные работы.

Учитель: Наши мысли располагались в определенном порядке, то есть «гроздьями»,весь материал систематизирован . Мы составили «Кластер».

                                Стоял ноябрь уж у двора…

        Осень                                                                           Листопад

Голые деревья                                                              холодный дождик

Мокрый снежок                                                           тихая речка

Прозрачная вода                                                         зеленая озимь

Первые холода                                                             последний месяц

Увядшая трава                                                            черно – белое поле

Пора увядания                                                              редкое солнце

Ветер метёт листья как дворник     Листья сыплются частым и печальным

                                                                              дождём

   Я представляю… себе как осень прощается: шумит ветер, холодные дождевые капли стучат по кровлям и окошкам, как плачет  неприветливый дождик.

 

Учитель:      Нами создан замечательный образ Ноября .Сейчас ваша задача – самим попробовать составить мини – текст прозой или стихами (синквейн- фр.слово ,означает стихотворение, состоящее из 5-ти строк, которое пишется по отдельным правилам), стараясь использовать всю набранную лексику. В кратких выражениях резюмируйте всю сегодняшнюю информацию. Выделите то «ноябрьское, осеннее» словечко, которое вам особенно нравится. Пусть оно станет заголовком для ваших творений…

                               

                     Прием «Написание синквейна»

1)на первой строке одно слово – имя существительное(тема);

2)на второй строке  -  два прилагательного , раскрывающих тему;

3)на третьей строке – три глагола по теме;

4)на четвертой строке – нужна целая фраза или предложение;

5)на пятой строке – моё личное отношение , слово резюме

Ответы:

Ноябрь – последний месяц осени. С приходом этого месяца природа увядает по - настоящему. Редко выглядывает солнце. Листья сыплются частым и печальным дождём, а ветер  метёт их  как дворник.  Погода кажется холодной с дождём и  снегом. Природа готова к зиме. Вот-вот ляжет снег.                    

                                                                                                      (Альбина Х.)

                                              Синквейн

                    Ноябрь…

       Пасмурный, молчаливый!

 Пожелтеет, почернеет, подморозит,

С печальным шумом мир обнажается.

Унылая пора!...Очей очарованье!...

                                                           (Зухра Г.)

2.Чтение учащимися созданных текстов(стихотворение или проза) вслух.

3.Д/З.(Слайд)Вам предоставляется возможность выбрать один из вариантов творческого задания:   1).Написать сказку о ноябре.

2).Написать сочинение – миниатюру , напр.,  «Стоял ноябрь у двора…»

4.Рефлексия.                                                                                                            Учитель: А теперь я прошу вас написать о своих впечатлениях, о работе в творческой мастерской.

Рефлексивные вопросы:

1)Что показалось вам сегодня трудным?

2)Как работалось;

3)Как вы  себя чувствовали?

4)Какой этап показался трудным?

5)Что получилось, что нет? Почему?

(Рефлексия – отзывы учащихся о том, как им работалось, как они себя чувствовали, какой этап показался трудным, что получилось, что нет, почему и т.д.).

(«Работалось легко. Стихи сами приходили в голову»; «Хотела бы, чтоб побольше было мастерских. Ведь это интересно и увлекательно»; «Мне очень захотелось выйти на улицу и послушать мою природу» и т.п.).

5.Заключение. Я прошу организаторов собрать работы. Спасибо за творчество, за замечательное общение в нашей мастерской творческого письма. Закончить урок я хочу словами замечательного писателя Н.Сладкова, который пишет удивительные рассказы о природе: «Дни как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз»

- Поднялись вы сегодня на одну ступеньку выше?

Ответ: Да.

- Желаю вам дальнейших успехов!

 

                       

                         

 

                   Творчество учащихся на открытом уроке.

 

Приведённые  ниже творческие работы были написаны во время мастерской                                в 5 классе на тему  «Стоял ноябрь уж у двора…»

 

 

 

В ноябре лист

сидит-зеленеет,

падает-желтеет,

лежит-чернеет.(Табрис Х.)

 

 

                                        Ноябрь

Прошли знойные дни лета. Задумчиво смотрят школьные берёзы в окна. Серая трава стала неприветливой. Речка как бы замерзла. Солнце позолотило верхушки деревьев. Осенним блеском блестит увядшая трава. Это ноябрь у двора…

(Г.Эльвира.)

 

                                        Ноябрь месяц наступил.

Листья в танце все летят,

И глядят уныло

 Школьные березы

На усталый сад.

В том саду деревья уже опали,

Почернела  матушка-земля,

Надолго земля пустовала,

Грустят засохшие поля.                                                                              

                                                                       (Х.Альбина)

 

                      Ноябрь

На улице ноябрь, молчаливая  пора:

Низкие тучи, засохшие поля,

Ленивое солнце, грустные облака.

Потянулись журавли

В теплые края.

(Гулина Ф.))

 

 

 

 

Чем красива поздняя осень?

Тихим, прозрачным лесом.

 Чем красива поздняя осень?

Прелым холодным воздухом.

Чем красива поздняя осень?

Желтым листопадом.  

               (ДанифХ.)

 

 

…Всё молчаливей  и грустней становится осень. Пришла пора  для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уже не осталось. Снега мало, если выпадет ,то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег, на воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит , то просто непрестанно льёт весь день .Затягиваются туманы. Стоял ноябрь уж у двора...

                                                                                                                   (Зухра Г.)

 

 

У вас нет прав для создания комментариев.