"Стоял ноябрь уж у двора..." (Творческая мастерская по русской литературе в 5 классе)
- Подробности
- Автор: ХАЛИМА ЗАРИПОВА
-
Категория: Русский язык
-
Опубликовано 26 Июнь 2014
-
Просмотров: 4322
МБОУ «Кубянская сош» Атнинского муниципального района РТ
Урок – творческая мастерская в 5 классе
на тему « Стоял ноябрь уж у двора…»
учитель русского языка 1 кв. категории
Зарипова Халима Хакимулловна
2013 год
Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов; запись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Осенний вальс» и «Ноябрь» из цикла «Времена года»; лист бумаги, на которых дети будут работать; цветные карандаши, фломастеры; рисунки учащихся на тему «Ноябрь»; презентация в Microsoft PowerPoint; стихи поэтов (А.С.Пушкина, И.С.Никитина , И.Бунина, К.Бальмонта и т.д.), ноутбук, проектор,экран.
Цели обучающие: 1)подготовка к написанию творческой работы; 2) развитие речи посредством творческой деятельности учащихся;3)закрепление речевых навыков и навыков выразительного чтения наизусть. развивающие: 1) развитие образного мышления и воображения учащихся; воспитательные: 1) воспитание чуткости к красоте жизни;2) пробуждение желания творить; 3)любовь к родной природе.
Тип урока: мастерская творческого письма
Домашняя работа к этому уроку:
1).Выучить наизусть одно стихотворение (А.С. Пушкина, И.Бунина, И.Никитина, К.Бальмонта и др.) о поздней осени;
2).заучивание народных примет осенних месяцев;
3)рисунки учащихся на тему «Ноябрь или Поздняя осень» и др.
Ход мастерской:
I . Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас хорошее настроение, а чтобы оно стало лучше, давайте поделимся друг с другом своим душевным теплом , добротой. Пожмите друг – другу руки, подарите улыбку. Молодцы, обменялись хорошим настроением. Поздравляю вас: сегодня у нас на открытом уроке сидят гости и урок не обычный, а урок – творческая мастерская. .(Слайд № 1) Мы с вами еще раз поговорим об осени и простимся с нею. Основная цель урока :развитие речи посредством творческой деятельности учащихся. (Слайд№2)
-Чем занимаются в творческих мастерских? Что вы будете делать? -Творить . Правильно!
К уроку эпиграфом взяла вот эту китайскую мудрость:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму!»
Вопрос: Ответ: Что я не знаю и не умею? Я сам найду способ!
2.Актуализация прежних знаний.
Учитель: Многие писатели, поэты, композиторы любили эту пору и оставили прекрасные строки, зарисовки об этом времени года. А сейчас прослушаем одну музыкальную пьесу П.И.Чайковского. (Звучит музыкальная пьеса П.И.Чайковского «Осенний танец» из альбома«Времена года».) Учитель: Какому времени года посвящена пьеса? Какие перемены происходят в природе с наступлением осени? (С наступлением осени птицы улетают в теплые края; созревают плоды у деревьев и кустарников; с деревьев опадают листья, дни становятся короче, льют дожди) – Чем красива осень? (Осенним лесом, свежим воздухом , золотыми деревьями, осенним листопадом) – Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях искусства воспета красота осени? (Вкартинах) – Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
Словарная работа(на доске запись)
Пейзаж – фр. Слово. Вид страны, вид местности. Описание природы.
– Как называются художники, которые пишут пейзажи? (Пейзажисты)
– Каких художников-пейзажистов вы знаете? (И.И.Шишкина, И.И. Левитана, А.А.Пластова ,И.Е.Репина).
-Рассмотрим репродукции картин художников – пейзажистов. (Слайд №4)
А) И.И.Левитан «Осенний день»
б) Н.М. Ромадин «Последний луч»
в) И.Е.Репин «Осенний букет»
г) А.К.Саврасов «Проселок»
д) А.А.Пластов «Жатва» и т.д.
-Сегодня у нас творческая мастерская, но прежде, чем вы узнаете, о чем мы сегодня будем вести разговор, вы должны отгадать загадки: (учащиеся знакомятся с названиями осенних месяцев).
- Угадайте, о каком месяце пойдет речь? (сентябрь) (Слайд№3)
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Ответ: Сентябрь – листопадник(словарная работа)
Приметы(сынамышлар)-проверка д\з
• В сентябре лес реже и птичий голос тише.
• В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина.
• Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд (словарная работа)
• Гром в сентябре – к теплой осени.
- А сейчас о каком месяце вы услышите? ( октябрь) (Слайд№4 )
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ответ: Октябрь – грязник (словарная работа)
Приметы (проверка д\з )
• В октябре ни на колесах, ни на санях.
• Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
• Октябрь часто плачет в платок зари красной.
• Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
• Октябрьский гром – к бесснежной зиме.
– И, наконец,… ( Ноябрь)(Слайд№5)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
Ответ: Ноябрь – полузимник, бездорожник (словарная работа,слайд9)
Приметы (проверка д\з )
• Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. (словарная работа)
• Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
• Ноябрь — сумерки года.
• Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
• Последний месяц осени – ноябрь, ворота зимы.
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, а сейчас какой месяц осени?(Ноябрь) Последний месяц и последние дни осени - ворота зимы…Итак, о какой «унылой поре» будем говорить? (О ноябре) Правильно. И наша мастерская называется : «Стоял ноябрь уж у двора…» Открываем тетради, отступаем строго две строки , запишем число, тему.(Слайд№6)
Словарная работа:
Пейзаж, листопадник, горазд, грязник ,полузимник, Кузница, оковы.
3.Формирование новых понятий и способов действия.
Учитель: Послушайте сочинение ученика о лете и ответьте на вопрос: хорошее это сочинение? Оно вам нравится? Почему?
1.Работа с текстом. (Слайд № 7)
Лето было весёлым и пролетело быстро. Наступила осень. Смотрю в окно. Дети идут в школу, деревья меняют облик, трава уже не такая зеленая. Дождь идет не сильный, появляются лужи. Солнце светит не так ярко, как летом ,а как-то грустно и печально. Листья падают с деревьев : красные, оранжевые, почти золотые.
(Чаще всего ученики отвечают, что сочинение хорошее).
Учитель: А каждый из вас может так написать о лете?
- (Да, конечно)
Учитель: Поэтому задаю второй вопрос: можно ли это сочинение назвать оригинальным, по-настоящему творческим?
- (Нет, ведь каждый должен писать по-своему)
Учитель: Да, ребята, это сочинение с большой скидкой можно назвать творческой работой – ведь так написать о лете может любой из вас, а творчество всегда индивидуально. А как создать по-настоящему творческие, индивидуальные, у каждого по-своему яркие работы?
В этом помогут нам законы мастерской. Вот они - на экране и в ваших листах.(Слайд№8)
Законы творческой мастерской (чтение)
1) Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.
2) Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.
3) Один говорит – все слушают. Обязательно высказываться, когда просит мастер.
4) Не задавать вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!
5) Обязательно записывать то, что понравилось у других. Добирай материал.(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете в свои листы и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)
Цель нашего урока – создать в конце занятия оригинальный, по-настоящему творческий текст на тему «Стоял ноябрь уж у двора…» на основе набранного словарного материала.
Учитель: Слово «ноябрь»… Произнесите его тихо и погромче , кричать не надо. Какие мысли, чувства, настроение возникают, когда вы слышите или произносите это слово? Расскажите нам о них. (Скорее всего это скучно) Действительно , ноябрь может быть и грустным, и веселым, и это вы попытайтесь доказать, обращаясь за помощью к великим поэтам. К уже известному всем А.Пушкину и пока не открытым вами И.Никитину,
И. Бунину и К. Бальмонту.
(Социализация – (Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов - А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Бальмонт «Осень», Бунин «Листопад» , «Первый снег», Никитин «Встреча зимы», «Дождь каплет…» и т.д.)
2.Физкультминутка.(слайд№9)
Наши нежные цветки-(пальцы сжаты в кулачки)
Распускают лепестки. (раскрыть кулачки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (пошевелить пальцами)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки.(пальцы сжаты в кулачки)
Тихо засыпают,
Головой качают.(вращать кистями рук)
2. Творческая работа.
Начинаем творить. Работать будем группами. Когда группа готова, один из вас – организатор - поднимает руку. Отвечать – по очереди: сначала из первой группы - остальные дополняют; затем – из второй – остальные дополняют и т.д.
- 1. Проверка Д/З. Покажите всем свои рисунки, подняв их вверх. Напишите над рисунком: « Стоял ноябрь уж у двора…»
- 2. Вокруг рисунка напишите слова, словосочетания и ассоциации и с рисунком, и со словом ноябрь. Что вы себе представляете, когда слышите слово «ноябрь»? Поделитесь своими находками с другими.
- 3. Ребята(1-2группы-) дополняют ответы группы.
(Осень, листопад, голые деревья, холодный дождик, мокрый снежок, тихая речка, прозрачная вода, зеленая озимь, первые холода, поздняя осень, последний месяц, увядшая трава ,черно-белое поле, пустая земля и т.д.)
Учитель: Посмотрите на экран. Я дарю вам слова-ассоциации, которых у вас нет. (Слайд № 10) ( пора увядания; редкое солнце; ветер метёт листья, как дворник; листья сыплются частым и печальным дождём ,посохшая трава, тоненький ледок)
Учитель: А теперь найдите краски ноября, выразите своё отношение к нему.
Для этого ответьте на вопросы: «Что делает ноябрь? Какой ноябрь? Какого цвета?» Помогут вам подобрать красивые, оригинальные определения - эпитеты репродукции картин И.Левитана «Осенний день», И.Репина «Осенний букет», А.Саврасова «Проселок». (Слайд № 11)
(Социализация – 1-2 группы (пустеет, опадает, моросит, оголяются, серый,темно-коричневый , желтый ,облачный, мокрый и т.д.)
Учитель: Итак, посмотрим, что у нас получилось. Доберите словарный материал, то есть запишите те слова, которые вам понравились. (Слайд № 12)
(Глаголы) |
Какой ноябрь? Какого цвета? (Эпитеты, определения) |
холодит |
Темно-коричневый |
пустеет |
пасмурный |
почернеет |
молчаливый |
моросит |
холодный |
опадает |
мокрый |
оголяются |
черно-белый |
метёт |
грустный |
улетают |
серый |
сыплются |
неустойчивый |
3.Формирование навыков и умений.
Учитель: А ещё о ноябре может рассказать прекрасная музыка.Слушаем музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года». После прослушивания или в процессе запишите отдельные слова, выражающие ваши чувства, ощущения, настроение. Продолжите начало предложения: (Слайд №13)
Я представляю… себе как осень прощается: шумит ветер, холодные дождевые капли стучат по кровлям и окошкам, как плачет неприветливый дождик.
(Кто-то слышит крики журавлей ,шум ветра ,шелест листьев ,журчанье ручейка, стук дождевой капли ;тройка бежит; кто-то представляет, как плачет дождик и т.д.)
(Социализация – по решению группы зачитываются наиболее интересные работы.
Учитель: Наши мысли располагались в определенном порядке, то есть «гроздьями»,весь материал систематизирован . Мы составили «Кластер».
Стоял ноябрь уж у двора…
Осень Листопад
Голые деревья холодный дождик
Мокрый снежок тихая речка
Прозрачная вода зеленая озимь
Первые холода последний месяц
Увядшая трава черно – белое поле
Пора увядания редкое солнце
Ветер метёт листья как дворник Листья сыплются частым и печальным
дождём
Я представляю… себе как осень прощается: шумит ветер, холодные дождевые капли стучат по кровлям и окошкам, как плачет неприветливый дождик.
Учитель: Нами создан замечательный образ Ноября .Сейчас ваша задача – самим попробовать составить мини – текст прозой или стихами (синквейн- фр.слово ,означает стихотворение, состоящее из 5-ти строк, которое пишется по отдельным правилам), стараясь использовать всю набранную лексику. В кратких выражениях резюмируйте всю сегодняшнюю информацию. Выделите то «ноябрьское, осеннее» словечко, которое вам особенно нравится. Пусть оно станет заголовком для ваших творений…
Прием «Написание синквейна»
1)на первой строке одно слово – имя существительное(тема);
2)на второй строке - два прилагательного , раскрывающих тему;
3)на третьей строке – три глагола по теме;
4)на четвертой строке – нужна целая фраза или предложение;
5)на пятой строке – моё личное отношение , слово резюме
Ответы:
Ноябрь – последний месяц осени. С приходом этого месяца природа увядает по - настоящему. Редко выглядывает солнце. Листья сыплются частым и печальным дождём, а ветер метёт их как дворник. Погода кажется холодной с дождём и снегом. Природа готова к зиме. Вот-вот ляжет снег.
(Альбина Х.)
Синквейн
Ноябрь…
Пасмурный, молчаливый!
Пожелтеет, почернеет, подморозит,
С печальным шумом мир обнажается.
Унылая пора!...Очей очарованье!...
(Зухра Г.)
2.Чтение учащимися созданных текстов(стихотворение или проза) вслух.
3.Д/З.(Слайд)Вам предоставляется возможность выбрать один из вариантов творческого задания: 1).Написать сказку о ноябре.
2).Написать сочинение – миниатюру , напр., «Стоял ноябрь у двора…»
4.Рефлексия. Учитель: А теперь я прошу вас написать о своих впечатлениях, о работе в творческой мастерской.
Рефлексивные вопросы:
1)Что показалось вам сегодня трудным?
2)Как работалось;
3)Как вы себя чувствовали?
4)Какой этап показался трудным?
5)Что получилось, что нет? Почему?
(Рефлексия – отзывы учащихся о том, как им работалось, как они себя чувствовали, какой этап показался трудным, что получилось, что нет, почему и т.д.).
(«Работалось легко. Стихи сами приходили в голову»; «Хотела бы, чтоб побольше было мастерских. Ведь это интересно и увлекательно»; «Мне очень захотелось выйти на улицу и послушать мою природу» и т.п.).
5.Заключение. Я прошу организаторов собрать работы. Спасибо за творчество, за замечательное общение в нашей мастерской творческого письма. Закончить урок я хочу словами замечательного писателя Н.Сладкова, который пишет удивительные рассказы о природе: «Дни как ступеньки лестницы. По-разному можно пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз»
- Поднялись вы сегодня на одну ступеньку выше?
Ответ: Да.
- Желаю вам дальнейших успехов!
Творчество учащихся на открытом уроке.
Приведённые ниже творческие работы были написаны во время мастерской в 5 классе на тему «Стоял ноябрь уж у двора…»
В ноябре лист
сидит-зеленеет,
падает-желтеет,
лежит-чернеет.(Табрис Х.)
Ноябрь
Прошли знойные дни лета. Задумчиво смотрят школьные берёзы в окна. Серая трава стала неприветливой. Речка как бы замерзла. Солнце позолотило верхушки деревьев. Осенним блеском блестит увядшая трава. Это ноябрь у двора…
(Г.Эльвира.)
Ноябрь месяц наступил.
Листья в танце все летят,
И глядят уныло
Школьные березы
На усталый сад.
В том саду деревья уже опали,
Почернела матушка-земля,
Надолго земля пустовала,
Грустят засохшие поля.
(Х.Альбина)
Ноябрь
На улице ноябрь, молчаливая пора:
Низкие тучи, засохшие поля,
Ленивое солнце, грустные облака.
Потянулись журавли
В теплые края.
(Гулина Ф.))
Чем красива поздняя осень?
Тихим, прозрачным лесом.
Чем красива поздняя осень?
Прелым холодным воздухом.
Чем красива поздняя осень?
Желтым листопадом.
(ДанифХ.)
…Всё молчаливей и грустней становится осень. Пришла пора для поздней осени - месяц ноябрь. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уже не осталось. Снега мало, если выпадет ,то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег, на воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит , то просто непрестанно льёт весь день .Затягиваются туманы. Стоял ноябрь уж у двора...
(Зухра Г.)