Путешествие в страну русского языка
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокадеевская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Старокадеевская СОШ»

Путешествие в страну Русского языка

Учитель русского языка и литературы
Iквалификационной категории
Камалова ГалияИскандеровна

2013 г

Цель:обобщить изученное о лексике. Повышение словарного запаса учащихся,воспитание интереса к русскому языку, развитие речи.

1. Ведущий.
- Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправить в увлекательное путешествие по стране
«Лексика». Многие из вас воспринимаютрусский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если на него посмотреть с другой стороны, то окажется что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие две команды «Антонимы» и «Синонимы». А болельщики? Они тоже отправляются вместе с командами в путешествие и принимают активное участие в решении спорных, но очень интересных вопросов, связанных с изучением русского языка. Поприветствуем участников команд! На сцену приглашается первая команда.

Входит команда «Антонимы» с песней «Голубой вагон» (слова Успенского)
Ведущий.
-Как называется ваша команда?
-(хором)Антоним.
- Почему так называется?
- Потому что среди нас есть девочки и мальчики , низкие ивысокие, серьезные и веселые, короче, целая команда антонимов.
Ведущий.
-На сцену приглашается вторая команда.
Входит команда «Синонимы» с песней «Улыбка» (муз.Шаинского)
Ведущий.
-Как называется ваша команда?
-(хором)«Синонимы»
- Почему так называется?
- Потому что в нашей команде все одинаковые: умные, способные и талантливые, веселые и жизнерадостные , смешные и озорные, все стараемся хорошо учиться, но не всегда получается.
Входят подданные короля страны Русский язык со свертками бумаги.

1-й подданный-Слушайте, слушайте приказ короля!
2-й подданный. -Слушайте, слушайте приказ короля!
1-й подданный -Его Величество хочет знать, знают ли жители его государства грамматику русского языка?
2-й подданный -Его Величество хочет знать, знают ли жители его государства русскую литературу?
1-й подданный - Умеют ли выразительно читать стихи?
2-й подданный-Умеют ли петь песни на русском языке?
1-й подданный -Умеют ли танцевать русские народные танцы?

Ведущий.-Конечно умеют. Чтобы это доказать поиграем в игру «Смотри, не ошибись!» На экране слова, которым нужно подбирать антонимы, среди них есть слова, которые не имеет антонима. Выиграет команда, которая наберет большее количество очков. Жюри считает очки.
III
Вежливый (грубый) веселиться (грустить)
Дом нос
Волосы временный (постоянный)
Встречать(провожать)глубокий (мелкий)
Машина громкий (тихий)
Добрый (злой) жаркий (холодный)
Жить (умереть) ковер
Любовь (ненависть) прошедший (будущий)

2. Задание болельщикам.
1. Я – антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня…
(прохлада)

2. Я – антоним слова лето.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
( зима)

3. Я – антоним к словусмех,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это…
(плач)

4. Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…
(тишина)

3. Задания командам.Запишите синонимы к словам

Торопиться – (спешить)
Учить–(изучать)
Бежать – (нестись)
Осилить –(одолеть)
Известие – (новость)
Удивить – (изумить)
Фантазировать –(мечтать)
С







2. Задание болельщикам.
Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

1. Со звукомСя не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль, моль)

2. СКя в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в классе стою.
(Карта, парта)

3. Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но Кна Ц перемени –
Я по болоту зашагаю.
(Капля, цапля)

4. СБмучительной бываю,
С Модежду пожираю
С Р я актеру нужна,
ССдля повара важна.
(Боль,моль, роль, соль)
IV. Задание командам. (На экране)
Ведущий.Ребята, перед вами «Равнобуквенные антонимы». Вам
следует подобрать антонимы к записанным словам и вписать их в
пустые клетки.
д р у г
с л а в а
б л и з к о
р а з л у к а
о б в и н я т ь
ф а л ь ш и в ы й
р а д о в а т ь с я

Ответы:враг, позор, далеко, встреча, защищать, настоящий, печалиться

II. Разное о разном.Команды показывают свои способности ,
заранее подготовленным заданиям.
1) Команда «Антонимы». Инсценировка по рассказу А.П. Чехова
2) «Лошадиная фамилия».
3) Команда «Синонимы». Исполняют русский народный танец.
4) Команда «Антонимы». Стихотворение М. Джалиля «Храбрый
заяц».
5) Команда «Синонимы». Инсценировка . Русская народная сказка «Гуси-
лебеди».
6) Команда «Антонимы». Исполняется песня «Солнечные зайчики».
Слова и музыка Ю. Гальцева.

Жюри подводит итоги.

Литература.
1. Гарифьянова Р.Б., Жданова Г.А.
Дидактический материал по русскому языку для 6 класса татарской школы. Пособие для учителя. Казань, Татарское кн. изд-во, 1981
2. Камалова Ф.С. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса татарской школы.- Пособие для учителя.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1984.
3. «Магариф» , 2010, №9, стр.42
4. «Русский язык и литература», 2012 , №1-8.

У вас нет прав для создания комментариев.