Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МБОУ «Давлекеевская основная общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ»

:

«Основные способы образования слов

 в русском языке»

 

 

Разработку урока подготовила:

Баева Гульнара Исламовна,

 учитель русского языка и литературы

д. Давлекеево, 2013

Тема:                       Основные способы образования слов в русском языке.

Класс: 6 класс

Тип урока:   урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.

Задачи урока:

Обучающая: ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке,    

 научить определять способ образования слова;

Развивающая:  вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки;

Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности; развивать умения и навыки учащихся.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная  работа, исследовательская работа.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .

Структура урока:

  1.                     Организационный момент
  2.                  Лингвистическая разминка
  3.                Актуализация знаний
  4.             Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Слайд 8
  5. 2.             Неморфологический способ). Слайд 9

      IV. Изучение нового материала

      V. Закрепление нового материала.

     VI. Подведение итогов урока.

Ход урока.

 

 I.Организационный момент

Вступительное слово учителя, задающего эмоциональный настрой:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

  -  Здравствуйте, дорогие ребята! Я желаю вам хорошего настроения. Тема нашего урока: основные способы образования слов в русском языке. Слайд 1 Сегодня мы  с вами познакомимся с различными способами образования слов и вы должны будете  принять активное участие в нашей исследовательской  работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее  число, тему урока и слова классная работа.

(Запись на доске числа и названия темы урока)

      II. Лингвистическая разминка. Фонетика: в каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? Копьё, йогурт, маяк, талия, ёмкость, здание (ответ: копьё, йогурт, ёмкость)Слайд 3-4

      III.Актуализация знаний

      1.Проверка домашнего задания. Проверка проходит устно. Проверяется  не только наличие выполненного домашнего задания у всех учеников, но и правильность его выполнения. Особое внимание нужно уделяется  орфографической грамотности.

3. Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала. Слайд 5-6

-Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».

- Что такое морфема? (значимая часть слова.)

-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

  -Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит  для образования новых слов.)

  -Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная  значимая часть слова, в         которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении. Слайд 3

    IV.Изучение нового материала

      1. Лаборатория словообразования. Инсценировка

Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). ... или больше?

Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.

(Все уходят.)

3.Исследовательская работа.

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

– Прочитайте из  учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две С?

– Как вы понимаете значение этого слова?

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

      – Перечислите 4 морфемных способа образования слов.

        Итак, в зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова     

        можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с   

       помощью различных морфем); 2) слова, образованные неморфологическим способом (без

        помощи морфем). Слайд 7

2. Показ презентации. Комментарий учителя.

Морфологический способ.

1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую

2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). Лексико-синтаксический (сращение).

3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.

V. Закрепление нового материала.

1.Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений.

1.Выполнение упражнения  по учебнику

Доску делят на две части . В один столбик выписывают слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой-остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.

2.Выполнение упражнения по учебнику

Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. За это упражнение можно поставить оценки.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз    (ходьба на месте)

Поглядеть ,который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дернули за гири.(руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон.(бег на месте) Слайд 10

2. Самостоятельная работа c  индивидуальными карточками

– Образуйте от этих глаголов слова без суффиксальным способом: бегать, поджигать, восходить.

– Запишите 3–4 существительных, образованных без суффиксальным способом. Составьте с ними предложения.

-Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам: цветочный ,верхневолжский

Образец выполнения задания: цветочный-образовано от слова цветок путем присоединения суффикса-чн-, следовательно, слово цветочный образовано  суффиксальным способом.      

Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями

– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или целых слов)

5 – сложение сокращенных основ

6 – переход одной части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

малодоступный

престранный       

ЦБ

турпоход

птицефабрика

учительская

МГУ

привстать

сотрудник

кресло-кровать

сбербанк

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

Рефлексия: спасибо за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:

•     удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?

•     согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?

•     что  для вас было самым интересным?

•     достигли ли вы своей цели на уроке?

•     хотели бы вы продолжить исследование?

  Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.