«Все живое страдает одним страданием». Сочинение - рассуждение по тексту Е. Лайковой «Дефицит»(подготовка к ЕГЭ)
Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 
Автор разработки: ,Мухаметзянова Фания Наримановна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ № 1 г.Буинска РТ»
Технология развития критического мышления на уроке русского языка в 8-м классе.

Учебный предмет: русский язык

Форма учебной работы: классно-урочная.
Организация работы: коллективная, групповая
…Все живое страдает
одним страданием…
Л. Андреев
Тема урока: «Все живое страдает одним страданием».
Сочинение - рассуждение по тексту Е. Лайковой «Дефицит»(подготовка к ЕГЭ)
Цели урока:
Образовательная:
Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.
Развивающие
Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти,
Развитие устной и письменной речи.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств: милосердия, отзывчивости.
Развитие творческих способностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал: текст.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Целеполагание урока.
На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство жестокости?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии умиления?
Прогнозирование по названию.
- Текст Е. Г. Лайковой «Дефицит». Как вы думаете, о чём отрывок?
Ключевые слова:
Зима- оттаявшая земля-горе,страх-собаки-дефицит-доход-деньги-душа-голубь-милосердие-благодарность.
Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.
Автор этой замечательной статьи - Елена Гельевна Лайкова. Сегодня мы будем читать не как обычно, а с остановками.
II. Работа с публицистическим текстом.(Текст на слайдах).
В данной части урока реализуется схема “вызов - осмысление - размышление”. Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
- чтение текста от “остановки до остановки”;
- вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
- ответ – предположение, его обоснование.
Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится.
(Первая остановка)
-Почему шевелится земля?
Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то…
(Вторая остановка)
- Как вы думаете, за что выставляли люди собак ?
- Попробуйте передать состояние собак, брошенных хозяевами. Составьте кластер.
….что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
(Третья остановка)
- Какой ответ вы дадите на эти вопросы?
- Какова проблема текста?
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем! Горе у товарища…
(Четвёртая остановка)
- Что, по вашему мнению, должен делать человек , если горе у друга?
…мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться,-…
(Пятая остановка)
-Как помогают люди несчастной птице?
… мы снова проходим мимо.
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
(Шестая остановка)
- Как вы думаете, почему текст заканчивается риторическим вопросом?
III. Стадия рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.
На стадии рефлексии проводится творческая работа.
Задание:
Сочинение – рассуждение об идее произведения.
- Какая идея раскрывается в тексте?
-Назовите произведения, близкие по идее с данным текстом?
-Прочитайте стихотворение (слайд). Какова главная мысль стихотворения? О чем заставил задуматься вас сегодняшний урок?
Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью … Как тут быть?
Её обидеть может всякий,
И даже запросто убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав.
Её обидела природа,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь.
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой:
«Плесните ей немного супу,
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она.
Она поймет, она оценит
До смерти будет вам верна…»
О одиночества огромность…
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять.
Пусть человек добрее будет.
Не прихоть это, не пустяк.
Внимательно вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак…
-Составьте синквейн по теме урока.
Люди
жестокие неблагодарные
убивают уничтожают разрушают
Пусть человек добрее сердцем будет.
Милосердие.
-Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту.

У вас нет прав для создания комментариев.