«Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тимяшевская средняя общеобразовательная школа»
Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Фасхутдинова Фарида Камаловна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории

2012 год.

Тема урока: «Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных».
Знать: отличие прилагательных от причастий (прилагательное образуется от существительных, причастие – от глагола).
Уметь: применять правило выбора Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных.
Повторить: вид глагола, суффиксы глагола –ова\-ева, -ыва\-ива;
словообразование.
Оборудование: учебник, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Постановка цели:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями выбора Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных. Но прежде вспомним и повторим правописание Н и НН в отыменных прилагательных. ( Суффиксальный способ образования прилагательных от существительных на примере н + н = нн).
3. Актуализация пройденного материала.
А) Образовать от данных существительных прилагательные с помощью суффикса Н.
Сон, телефон, былина, старина, весна, осень, плен, бетон, балкон, камень, барабан, длина, ремень, ячмень.

Вывод. Если слово образовано от существительного с основой на –Н, то в прилагательном будет –НН: одно от корня (производящей основы) + суффикс –н- . сразу выводим правило: «за прилагательным видим существительное»

Б) Объяснить правописание одной Н в словах:
Кожа – кожаный, полотно – полотняный, соловей – соловьиный, утка – утиный.

Вывод. Суффиксы –ан-\-ян-, -ин-\-ын- пишутся с одной Н. Прилагательные с этими суффиксами имеют значение «признака по материалу», т.е. «сделанный из чего-то» (-ан-\-ян-), «признака по принадлежности», т.е. «принадлежит кому-либо или чему-либо» (-ин-\-ын-). Исключения: соломенный, клюквенный, брюквенный, тыквенный, огненный, стеклянный, деревянный, оловянный.

В) Образовать прилагательные от данных слов и объяснить правописание суффикса.
Утро, листва, хозяйство, общество, революция, конституция, экскурсия, аттестация, секция.

Вывод. Суффиксы прилагательных –онн-\-енн- пишутся с НН. Исключение: ветреный (человек, день), но безветренный, подветренная (сторона)
Запомнить! Юный, румяный, единый, свиной, пряный, пьяный, зеленый - в этих словах нет изучаемых суффиксов, хотя звучат они похоже.

3. Работа с учебником и таблицей (параграф 21).
На экран проецируется таблица

-Н- -НН-
1. Нет приставки (жареное мясо) или или не- - единственная приставка (некошеная трава) Есть приставка (прожаренное мясо)
2. Нет зависимого слова (вязаный свитер) Приставки нет, но есть зависимое слово (жаренное на костре мясо)
3. Нет суффиксов –ова-\-ева, -ирова-, -изова- (не путать кованый, жеваный) Есть суффикс –ова-\-ева-, -ирова-,
-изова- (рисованный, изолированный, организованный)
4. Образовано от глагола несовершенного вида (при отсутствии зависимого слова – соленый суп) Образовано от бесприставочных глаголов совершенного вида (купленный, решенный)
Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, деланный (вид).

Правило можно представить учащимся в виде формулы «4 НЕ» и «4 С».
Если слово образовано от глагола
1. несовершенного вида
2. нет приставки (кроме не)
3. нет суффикса –ова-\-ева-
4. нет зависимого слова
пиши в слове одну Н. Исключения: кованый жеваный.
Грузить(что делать?) – гружеНый, вязать (что делать?) – вязаНый («4 НЕ» = Н)

Если слово образовано от глагола
1. совершенного вида
2. с приставкой
3. с суффиксом –ова-\-ева-
4. с зависимым словом
пиши в слове НН.
Погрузить (что сделать?) – погружеННый, связать (что сделать?) – связаННый, телега, груженная (чем?) дровами, свитер, вязанный бабушкой («4 С» = НН)

5. Закрепление правила.
1. Распределить слова с Н и НН в два столбика: а) образованные от существительных, б) образованные от глаголов. Выделить суффиксы. Объяснить правописание Н и НН
Гусиное перо, общественная приемная, утиная ферма, соляной раствор, соленые огурцы, мочены яблоки, засоленная рыба, масляная краска, масленые блины, смоляные капли, смоленая веревка, просмоленная бочка, заколдованный круг, окольцованная птица, сметанный крем, былинный богатырь, старинная утварь.

Образец рассуждения: гусиное (перо) – слово образовано от существительного гусь с помощью суффикса –ин-, значит, в суффиксе этого слова нужно писать одну Н; соленые (огурцы) – слово образовано от глагола несовершенного вида солить, значит, в слове пишется одна Н и т.д.

Вывод. От глаголов несовершенного вида без приставок образуются отглагольные прилагательные, пишется в них одна Н. от глаголов совершенного вида образуются причастия в полной форме, пишется в них НН.

6. Работа в тетради.
Упражнение 114. Комментированное письмо. Учащиеся должны различать причастия и прилагательные, объяснить Н и НН. Образец рассуждения: мощеная образовано слово от глагола несовершенного вида, нет приставки, нет суффикса –ова-\-ева-, нет зависимого слова, - это отглагольное прилагательное, пишется одна Н.
7. Образовать от глаголов прилагательные и причастия.
Тушить –
Варить-
Красить-
Написать-
Бросить-
Купить-
Наполнить-
Решить-
Продумать-
(Задание выполняется на интерактивной доске)

8. Итог урока.
- Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? ( познакомились с условиями выбора Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях).

9. Домашнее задание.
П. 21, упр.116 (если учащиеся усвоили правило )

Список литературы:
1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. – Москва: Просвещение, 2009
2. «Уроки русского языка . 7 класс учебное пособие. Автор С.А. Романова. – Москва: Школьная пресса, 2004

У вас нет прав для создания комментариев.