Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-.
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МБОУ Шуганкинская основная общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района РТ

Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-.

Хасанова Резеда Гиздулловна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.

2013 год

Цели:
• Научить учащихся отличать дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
• Развитие орфографической зоркости и навыков исследовательской деятельности;
• Воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснительный диктант. Беседа.
Пароход, птицефабрика, диван-кровать, пе¬шеход, языковед, луноход, пчеловод, летчик-испытатель, путешествовать, овощехранилище, школа-интернат, скатерть-самобранка.
— По какому принципу подобраны данные слова? (По способу образова¬ния. Это сложные слова, состоящие из двух корней.)
— Каким способом образованы эти слова? (Сложением.)
— Как пишутся сложные слова? (Слитно или через дефис.)
— Что такое дефис? Определение чи¬таем по Словарю С.И. Ожегова. (Де¬фис — короткая черточка, употребляет¬ся как знак переноса, как соединитель¬ная черта между частями слова.)
— О том, когда дефис появился в рус¬ском языке, расскажет один из учени¬ков.
— Дефис часто путают с тире. Что та¬кое тире, прочитаем в словаре С.И. Ожегова. (Тире — знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.)
— Написание слов через дефис (через черточку) называется полуслитным. Проблема слитного, полуслитного и раздельного написания — одна из слож¬нейших в русской орфографии.
3. Работа над лексическим значением слова пол.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания сложных слов с пол- и полу-.
На доске записаны сло¬ва и словосочетания. Прочитайте их.
1) Сильный пол.
2) Паркетный пол.
3) Пол фруктового сада. Пол-яблока. По¬лушубок.
— Назовите лексическое значение сло¬ва пол. Если сомневаетесь, обратитесь к Словарю С. И. Ожегова. (Пол. 1. Каж¬дый из двух физиологических противо¬положных разрядов организмов. (Муж¬чина и женщина.) 2. Нижнее покрытие, настил в доме, помещении. 3. Полови¬на — одна из двух равных частей, вместе составляющих целое. Половина чего-либо.)
— В первых двух значениях вы легко справитесь с правописанием; сложности возникают, когда появляются слова с пол- в значении «половина». С такими словами мы будем сегодня работать на уроке.
Итак, тема сегодняшнего урока — «Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-» (http://www.myshared.ru/slide/288230/ Слайд 1). Запишите тему в тетрадь. (Слайд 2)
4. Работа с презентацией.
— Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 3). Обратите внимание на написание слов первого столбика. Что общего между написанием этих слов? (Вторая часть этих слов начинается с буквы л). Попробуйте сформулировать правило сами. (Если слово начинается с буквы л, то слова с пол- пишутся через дефис).
А что общего между словами из второго столбца? (Вторая часть этих слов начинается на гласную.) Правильно, ребята. Кто хочет сформулировать правило правописания таких слов?(Если слово начинается на гласную, то слова с пол- тоже пишутся через дефис).
Посмотрим на слова третьего столбика. Что объединяет их? (Все слова начинаются с заглавной буквы.) Давайте попробуем сказать правило. (если слово начинается с заглавной буквы, то слова с пол- также пишутся через дефис).
А похожи ли по написанию слова нижнего столбика? (Да, они все пишутся с пол- слитно.) А что общего между ними? (Вторая часть этих слов не начинается на л, не начинается на гласную и с заглавной буквы). Соответственно, что следует из этого? (Остальные слова с пол- пишутся слитно).
Молодцы, ребята. А сейчас посмотрим на правописание слов с корнем полу- (Слайд 4).Какие у вас есть предположения по поводу правописания? (Все слова с корнем полу- пишутся слитно).
А теперь, ребята, кто-нибудь , используя изученный материал, расскажите все правило написания слов с корнями пол- и полу-. (После корня пол- дефис ставится в следующих случаях:
1) перед прописными буквами;
2) перед согласной л
3) перед гласными.
В остальных случаях слова с пол- и полу- пишутся слитно.
5. Закрепление орфограммы.
— А теперь закрепим тему и выполним в тетрадях тренировочное упражнение (Слайд 5).
6. (Немой диктант.)
Показываем школь¬ные предметы: карандаш, альбом, руч¬ку, тетрадь, книгу, линейку, учебник, пенал и т.д. Ученики записывают слова с пол-, полу-: полкарандаша, пол-альбо¬ма и т.д.
— Послушайте стихотворение Андрея Усачева «Что такое половина?».
Что такое половина?
Это сразу не поймешь:
Половина брюк — штанина,
Половина ножниц — нож,
Месяц мы считать должны
Половиною луны...
Полубокс, полуботинки,
Полдень есть, и полночь есть.
Если взять арбуз на рынке,
Пол-арбуза можно съесть.
Съесть легко полбулки хлеба,
Видеть радугу в полнеба И надеть полупальто...
Но подумал я: «А странно,
Что такое полстакана?
И полвазы — это что?»
Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу...
Ваза тут же — пополам!
А за вазой два стакана
Разлетелись по углам...
Но, услышав в кухне грохот,
Прекратила мама опыт:
— Это что за тарарам? — И сказала мама строго:
— Полпосуды — это хлам!
Пока папа не пришел,
Подмети весь этот пол!
— Запишите вторую строфу стихо¬творного текста. Объясните орфограмму. (Стихотворение дано на экране)
6. Физкультминутка.
— А сейчас проведем физкультминутку. Внимательно слушайте слова. Если слово пишется слитно — вы встаете, через дефис — остаетесь сидеть.
Полдома, пол-арбуза, пол-утра, полгорода, полусапожки, пол-листа, полушубок, полреки, пол-Москвы и т.д.
7. Исследовательская работа.
— Итак, правило вы узнали, но, воз¬можно, у вас возникли вопросы: зачем нам дефисное написание слов? Не про¬ще ли все слова с пол-, полу- писать одинаково — слитно или раздельно? Зачем усложнять и без того непростую орфографию русского языка? Чтобы выяснить это, проведем небольшую исследовательскую работу.
1) Прочитайте предложенные слова. В чем разница? Что общего? Сделайте вывод.
полшарика пол-Шарика
полправды пол-« Правды»

Если ученики сами не смогут сделать вывод, задаем вспомогательные вопросы.
— Как звучат слова: одинаково или по-разному? (Одинаково).
— Каково лексическое значение этих слов? (1-е слово – существительное нарицательное, обозначающее круглый предмет, например воздушный шар;
2-е слово – имя собственное, например кличка собаки).
— Что помогает нам понять значение этих слов? (Заглавная буква. Большую букву в середине слова по законам русской орфографии писать нельзя. А если напишем слово раздельно, то значение части пол- будет другим. Поэтому слово пол-Шарика написано через дефис).
2) Прочитайте предложенные слова. Сравните. В чем разница? Что общего? Сделайте вывод.
полочка пол-очка
половина пол-овина
поливы пол-ивы

В ы в о д: Зрительно отделяя части сложного слова, дефис помогает правильно прочитать слова (сделать нужную паузу), обозначить имена собственные, избежать разноречия и понять лексическое значение слова.
8. Дополнительное задание (если останется время).( Слайд 6, 7)
9. Домашнее задание.
— Выучите правило, составьте словарный диктант (15-16 слов с пол-, полу-). Постарайтесь придумать такие слова, которые не использовались на уроке.
10. Итоги урока.

Литература.
1. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка».
2. Стихотворение Андрея Усачева «Что такое половина?».

У вас нет прав для создания комментариев.