Корень слова. Однокоренные слова
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Обучающая цель: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.
Развивающая цель: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания ; воспитывать самостоятельность, организованность.

Ход урока

Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро уважаемые гости! Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Хочу, чтоб этот урок был не только деловым, но и радостным. Хочу, чтоб вырос не только ум, но и душа.
• I. Создание проблемной ситуации.
Слово учителя:
Вчера я стала свидетелем разговора двух товарищей.( инсценировка)
Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга. Вот он и просит товарища:
— Дай мне книгу домой, я спишу стихотворение.
Петя говорит:
— Хорошо, только ты спеши!
А Федя и говорит с удивлением:
— Хорошо, хорошо, спишу.
А тот опять:
— Да нет, ты спеши!
А Федя ему:
— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтобы списать, чего ж ты меня об этом просишь?
— Ребята, как вы думаете, почему Федя не понял товарища?
— Чем отличаются слова «спишу» и «спешу»?
«Найти корень слова – это значит найти его внутренний смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек» - писала лингвист, занимающаяся теорией русского языка. М.А. Рыбникова.
Мало видеть слово
Надо точно знать
Какая есть у слова почва,
Как оно росло и как крепчало,
Как его значенье зазвучало.
Учитель. Юные мои филологи, не хотите ли узнать ещё что-то о корне и однокоренных словах?
-Ребята, присмотритесь к словам народ, родник, родина.
- Что у них общего?
А вот как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через… всю родину, кормит народ… и все эти слова как бы родня между собой».
-Запишем в тетради все родственные слова, которые встретились в рассказе К.Паустовского.
(Родник, родина, родня, народ, родит)
- Какие родственные слова добавили бы вы?
(Родственники, природа)
Я предлагаю обратить внимание на слово «природа». Когда-то это слово тоже имело корень- род и это не случайно , ведь «Любовь к родной природе- один из вернейших признаков любви к своей Родине» К. Паустовский.
-Матушка природа нам часто сюрпризы преподносит, вот один из них:
Внимание на экран!
2.Мотивация деятельности.
Рассказ-сказка о гостях воды (запись голосового сопровождения)
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
-Кто же был чужак среди гостей?
-По каким признакам вы определили гостя?
-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)
Тема урока «Родственные слова»
-Какие слова можно считать родственными?
-Что такое однокоренные слова?
-Что называется корнем слова?
Слайд №6 (запись - голосовой комментарий учителя)
3 Работа над темой урока.
-Итак, вспомните, кто первым пришел в гости к воде?
Подводник, водица, водолаз.
-Запиши слова, выдели корень.
-Запиши по памяти еще несколько слов с этим корнем
. Проверка.
-Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка»?
Дети говорили, что это прибор для измерения воды, жучок, который питается водой.
4. Актуализация знаний.
Сообщение учащегося о водомерке. Учитель дополняет, сопровождая рассказ
картинками с водомерками.
Водомерки - несколько семейств водяных клопов. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов. (БСЭ)
Это слово – сложное, оно состоит из двух корней.
-Кто догадался из каких? ВОД и МЕР, т.е мерить воду, нас интересует корень ВОД, выделите его. Это слово – сложное, изучение таких слов нас ждет впереди, запомните, если вам встретится слово, которое содержит два корня, то эти два корня всегда соединены гласной буквой о или е
5. Деятельность учащихся по теме урока
-Вы прослушали сообщение о водомерке.
-Составьте предложение из данных слов:
( глади, по, быстро, водомерка, скользит, водной).
-Найдите и подчеркните главные члены предложения.
-Составьте схему предложения (индивидуальная работа)

Найдите родственные слова, выделите корень, поставьте ударение

Водомерка быстро скользит по водной глади.

Проговорить с детьми: водомерка – водный - слова родственные, однокоренные.
Водомерка – ударный слог «мер»- гласная в сильной позиции, безударный - «во»- гласная в корне, в слабой позиции, требует проверочного слова; безударный - «до» ( в слоге соединительная гласная «о»);
Водной - ударный слог «вод»- гласная в корне, в сильной позиции, слово является проверочным
Проверить надо так: водомерка – проверочное слово – водный.
ВЫВОД Корни в родственных словах пишутся одинаково/
6. Грамматическая задача.
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(Чтение хором)
Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)
Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)
Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.
ФИЗМИНУТКА НА ЗРЕНИЕ И ОСАНКУ.
7. Закрепление по учебнику № 359 с.153
-Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны?
горняк – работник горной промышленности;
гористый – рельеф, местность с горами;
горелка – прибор, в котором происходит горение.
Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.) (Проверка )
Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)
Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?
Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.

8. Работа с дидактическим материалом (Работа в парах)
Прочитай.
Назови однокоренные слова, выдели корень слова.
Поставь ударение
Какие слова нельзя считать однокоренными?

Моряк, рыбак, море
Путь, дорога, путник
Школьник, ученик, дошкольник
Ученье, учебник, книга
Соль, солонка, солома
Береза, березка, дерево
Дорога, дороженька, дорогой
Лес, лесок, лестница
Рыбка, рыбак, рыбачить

Напиши ещё два однокоренных слова

Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:
1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.)
Правило ( слайд №18)
-Закончите фразу: теперь я умею…
-Ребята, у нас болеет Ринат, надо ему позвонить и рассказать , что мы сегодня делали на уроке, кому поручим?

9. Итог урока
-Какие слова называются однокоренными?
-Почему же два мальчика не сразу поняли друг друга?
-А вот то стихотворение, которое понравилось Феде. Думаю, что оно вам тоже понравится. Кто захочет, может после уроков переписать его себе и помните о его смысле.
Берегите Землю!
Берегите себя, жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Землю.
М. Дудин.
-Творите добро и поселяйте это добро в души других людей.

У вас нет прав для создания комментариев.