Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЗЫКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/Т.Н.Анисимова/
______________/М.Н.Анисимова/


« ____» __________2013 г. «____»_________2013 г

ПРИНЯТА
на педагогическом совете:
Протокол № ___ от «____»________ 2013 г.

Рабочая программа
на 2013 – 2014 учебный год

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Составитель: Анисимова Татьяна Николаевна.

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана стр.5
3. Учебно-тематический план стр. 6
4. Содержание учебного курса стр.7
5. Календарно-тематическое планирование стр. 11
6. Требования к уровню подготовки обучающихся стр. 19
7. Нормы оценки знаний ……………………………………………………...стр. 20
8. Тексты контрольных работ, тестов………………………………………..стр. 27
Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компо¬нента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторов М.Т. Баранов, ТА. Ладыженская , Н.М. Шанский, ( издательство: М.: «Просвещение», 11-е издание, 2010 г.) и рассчитана на преподавание по учебнику для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 7 класс авторов Т.М. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
( издательство: М.: «Просвещение» 2010 г.).
Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих
целей обучения:
• воспитание гражданственности и патрио¬тизма, любви к русскому языку; сознатель¬ного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятель¬ности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимо¬действию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устрой¬стве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресур¬сах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализи¬ровать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, из¬влекать и преобразовывать необходимую ин¬формацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществля¬ется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и соз¬дания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского язы¬ка, овладения русским речевым этикетом.
Задачи обучения :
• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
• формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных,
интеллектуальных, информационных, организационных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений
и навыков,
• овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю, в том числе из них на развитие речи – 26часов, проверочные работы: диктанты – 7 +3 свободных, тестирование - 6, изложение -3, сочинение -7.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
Помимо базовых сведений в соответствии с современными научными знаниями осуществляется экологический подход к изучаемому материалу ( приказ Департамента образования № 398 от 24 июля 2000 г. «Об утверждении регионального компонента общего образования» ). Региональный компонент рассматривается на 17 уроках параллельно с изучаемой темой урока.
В практике учебного процесса применяются технологии личностно-ориентированного обучения, традиционная технология; словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения; индивидуальные, парные и фронтальные формы обучения.
Основной формой организации учебного процесса является комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок-игра, урок- путешествие.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: письменные работы (диктант, изложение, сочинение, словарные диктанты, тестовые задания, индивидуальные и групповые задания), устные ответы, самостоятельные работы.
Планирование также ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме.

Программное и учебно-методическое
оснащение учебного плана.
Класс: 7
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Федеральный компонент 5
Региональный компонент
Школьный компонент

Реквизиты программы Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык 5-9 классы. 11-е издание.
Издательство Москва «Просвещение» 2010.
Авторы: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.
УМК
обучающихся Учебник. Русский язык. 7 класс. , М.Т. Баранов ,Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Издательство Москва «Просвещение», 2010.

УМК
учителя

Учебник. Русский язык. 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Издательство Москва «Просвещение», 2010.
Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык» 7 класс. Автор Н.В.Егорова. Издательство Москва «ВАКО», 2011.
Развернутое тематическое планирование по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. 5-9 классы. С.Б. Шадрина. Волгоград: Учитель, 2011 г.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс.
Н.В.Егорова. Издательство Москва «ВАКО», 2010.
Тестовые задания по русскому языку . 7 класс. Г.А.Богданова. Москва, Просвещение, 2010.
Русский язык. Региональный компонент Тульской области. Учебное пособие для учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений области. Составители: Е.Ю.Макарочкина, Н.В. Зарниченко. Тула. Издательство «Александр Невский», 2004.
Тексты о здоровом образе жизни. Г.В. Токарев. Тула 2012.

Учебно – тематический план

Содержание Кол-во часов Количество контрольных
работ
(диктант, тест) Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление 1 -
Повторение изученного в V – VI классах 14 2 2
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. 31 3 6
Деепричастие. 12 3 2
Наречие. 34 2 6
Категория состояния. 4 + 2 -
Служебные части речи. Культура речи. 1 -
Предлог. 11 + 2 1
Союз. 16 + 2
Частица. 18 + 4 1
Междометие. Звукоподражательные слова. 4 1
Повторение и систематизация пройденного в VII классе. 12 + 2 2
ИТОГО 170(28Р.Р.) 16

Содержание учебного курса.
VII КЛАСС (170 ч)

Русский язык как развивающееся явление
(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
(12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие
(25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас¬тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда¬тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па¬дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей¬ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности
(в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие
(10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас¬тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто¬образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер¬шенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.

Наречие
(28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразо-вание наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя¬щих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния
(4 ч + 2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре¬чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че¬ловека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог
(11 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и не, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз
(16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчини-тельных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица¬ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
(18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова
(4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме¬тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Календарно – тематическое планирование
Русский язык как развивающееся явление – 1 ч.

№ п/п
урока Дата проведения
урока Тема урока Параграф
учебника Кол-во
часов Примечание

1 Урок 1. Русский язык как развивающееся явление. 1

Повторение изученного в 5 – 6 классах. – 12 ч. + 2 ч.

№ п/п
урока Дата проведения
урока Тема урока Параграф
учебника Кол-во
часов Примечание

2 Урок 1. Синтаксис. Синтаксический разбор. 1 1
3 Урок 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор. 2 1
4 Урок 3. Лексика и фразеология. 3 1
5 Урок 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. 4 1
6 Урок 5. Фонетика и орфография.
Фонетический разбор слова. 4 1
7 Урок 6. Словообразование и орфогра-фия. Морфемный и словообразователь-ный разбор. 5 1
8 Урок 7. Словообразование и орфогра-фия. Морфемный и словообразователь-ный разбор. 5 1
9 Урок 8. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова. 6 1
10 Урок 9. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова. 6 1
11 Урок 10. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по картине
И. Бродского «Летний сад осенью». упр.44 1
12 Урок 11. Обобщение знаний по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». 1
13 Урок 12. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». 1
14 Урок 13. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Развитие речи. Текст. Типы речи. Свободный диктант. 7 1
15 Урок 14. Развитие речи. Стили литературного языка. Публицисти-ческий стиль, его жанры, языковые особенности. 8 1
Морфология. Орфография. Культура речи.– 117 ч. + 24 ч.

№ п/п
урока Дата проведения
урока
Тема Параграф
учебника Кол-во
часов Примечание
Причастие 25 ч. +6 ч.
16 Урок 1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие как часть речи. 9 1
17 Урок 2. Развитие речи. Публицисти-ческий стиль. Виды публичных общественно - политических выступлений. Их структура. 10 1
18 Урок 3. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 11 1
19 Урок 4. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 11 1
20 Урок 5. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 12
21 Урок 6. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 12 1
22 Урок 7. Развитие речи. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. 13 1
23 Урок 8. Развитие речи . Подготовка к написанию домашнего сочинения «Описание внешности человека». 13 1
24 Урок 9. Действительные и страдатель-ные причастия. 14 1
25 Урок 10. Краткие и полные страдатель-ные причастия. 15 1
26 Урок 11. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. 16 1
27 Урок 12. Действительные причастия прошедшего времени. 17 1
28 Урок 13. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
29 Урок 14. Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с использо-ванием причастий. Составление вопросного плана. 17 1
30 Урок 15. Развитие речи. Написание изложения с использованием причастий от третьего лица. упр.100 1
31 Урок 16. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суф-фиксах причастий настоящего времени. 18 1
32 Урок 17. Страдательные причастия прошедшего времени. 19 1
33 Урок 18. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. 20 1
34 Урок 19. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. 21 1
35 Урок 20. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. 21 1
36 Урок 21. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. 22 1
37 Урок 22. Развитие речи. Употребле-ние страдательных причастий прошедшего времени в тексте. Опи-сание внешности знакомого по лич-ным впечатлениям, по фотографии. 22 1
38 Урок 23. Выборочное изложение (художественное описание портрета художественного героя). упр.130 1
39 Урок 24. Морфологический разбор причастия. 23 1
40 Урок 25. Слитное и раздельное написание не с причастиями. 24 1
41 Урок 26. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 25 1
42 Урок 27. Развитие речи. Сочинение по личным наблюдениям (работа над планом и текстом сочинения). упр.146 1
43 Урок 28. Повторение по теме «Причастие». Свободный диктант. стр. 72 - 75 1
44 Урок 29. Повторение по теме «Причастие». Тест. стр. 72 - 75 1
45 Урок 30. Контрольный диктант по теме « Причастие».
46 Урок 31. Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Деепричастие 10 + 2
47 Урок 1. Деепричастие как часть речи. 26 1
48 Урок 2. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 27 1
49 Урок 3. Выделение деепричастных оборотов на письме. 27 1
50 Урок 4. Раздельное написание не с деепричастиями. 28 1
51 Урок 5 Деепричастия несовершенного вида. 29 1
52 Урок 6. Деепричастия совершенного вида. 30 1
53 Урок 7. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. 29, 30 1
54 Урок 8. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». упр. 187 1
55 Урок 9. Развитие речи. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. упр. 187 1
56 Урок 10. Морфологические разбор деепричастия. Свободный диктант. 31
упр. 189 1
57 Урок 11. Закрепление темы «Деепричастие». Тест. стр. 91 - 93 1
58 Урок 12. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
Наречие 28 + 6
59 Урок 1. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Наречие как часть речи. 32 1
60 Урок 2. Смысловые группы наречий. 33 1
61 Урок 3. Развитие речи. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. упр. 211 1
62 Урок 4. Степени сравнения наречий. 34 1
63 Урок 5. Морфологический разбор наречий. 35 1
64 Урок 6. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. 36 1
65 Урок 7. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. 36 1
66 Урок 8. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. 36 1
67 Урок 9. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. 37 1
68 Урок10. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. 37 1
69 Урок 11. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. 37 1
70 Урок 12. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. 38 1
71 Урок 13. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. 38 1
72 Урок 14. Развитие речи. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. 39 1
73 Урок 15. Развитие речи. Заметка для стенгазеты «Учимся работать». упр. 240 1
74 Урок 16. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. 40 1
75 Урок 17. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. 40 1
76 Урок 18. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. 41 1
77 Урок 19. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. 41 1
78 Урок 20. Развитие речи. Подробное изложение. Пересказ исходного текста с описанием действий.
79 Урок 21. Развитие речи. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья». упр. 249 1
80 Урок 22. Дефис между частями слова в наречиях. 42 1
81 Урок 23. Дефис между частями слова в наречиях. 42 1
82 Урок 24. Дефис между частями слова в наречиях. 42 1
83 Урок 25. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. 43 1
84 Урок 26. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. 43 1
85 Урок 27. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 44 1
86 Урок 28. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 44 1
87 Урок 29. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 44 1
88 Урок 30. Повторение темы «Наречие».
Свободный диктант. стр. 123 - 126 1
89 Урок 31. Повторение темы «Наречие». Тест. стр. 123 - 126 1
90 Урок 32. Обобщение по теме «Наречие». стр. 123 - 126 1
91 Урок 33. Контрольный диктант по теме «Наречие». 1
92 Урок 34. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
Категория состояния 4+ 2
93 Урок 1. Категория состояния как часть речи. 45 1
94 Урок 2. Категория состояния и другие части речи. 45 1
95 Урок 3.Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи.
96 Урок 4. Морфологический разбор категории состояния. 46 1
97 Урок5. Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему. упр. 281 1
98 Урок 6. Повторение темы «Слова категории состояния». стр. 132 - 133 1

Служебные части речи. Культура речи. – 1 ч.
99 Урок 1. Самостоятельные и служебные части речи. 1
Предлог 11 + 2
100 Урок 1. Служебные части речи. Предлог как часть речи. 48 1
101 Урок 2. Употребление предлогов. 49 1
102 Урок3. Употребление предлогов. 49 1
103 Урок 4. Непроизводные и производные предлоги. 50 1
104 Урок 5. Употребление производных предлогов в речи. 50 1
105 Урок 6. Простые и составные предлоги. 51 1
106 Урок 7. Морфологический разбор предлога. 52 1
107 Урок 8. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкина «Детская спортивная школа». упр. 307 1
108 Урок 9. Развитие речи. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине А. В. Сайкина «Детская спортивная школа» по данному началу. упр. 307 1
109 Урок 10. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 53 1
110 Урок 11. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 53 1
111 Урок 12. Повторение темы «Предлог». 1
Союз 16 + 2
112 Урок 1. Союз как служебная часть речи. 54 1
113 Урок 2. Простые и составные союзы. 55 1
114 Урок 3. Простые и составные союзы. 55 1
115 Урок 4. Союзы сочинительные и подчинительные. 56 1
116 Урок 5. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. 57 1
117 Урок 6. Сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. 58 1
118 Урок 7. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. 58 1
119 Урок 8. Подчинительные союзы. 59 1
Урок 9. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. 59 1
120 Урок 10. Морфологический разбор союза. 60 1
121 Урок 11. Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению о книге. упр. 343 1
122 Урок 12. Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения о книге. упр. 343 1
123 Урок 13. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Зато. 61 1
124 Урок 14. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица¬ми и союза также от наречия так с частицей же. 61 1
125 Урок 15. Закрепление изученного по теме «Союз». стр. 165 - 167 1
126 Урок 16. Повторение по темам «Предлог» и «Союз». стр. 165 - 167 1
127 Урок 17. Контрольный диктант по темам «Предлог» и «Союз».
128 Урок 18. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Частица 18 + 4
129 Урок 1. Частица как часть речи. 62 1
130 Урок 2. Разряды частиц. Формообразующие частицы. 63 1
131 Урок 3. Смысловые частицы. 64 1
132 Урок 4. Смысловые частицы. 64 1
133 Урок 5. Раздельное и дефисное написание частиц. 65 1
134 Урок 6. Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Составление планов выступлений или сценариев. упр.382
135 Урок 7. Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
136 Урок 8. Морфологический разбор частиц. 66 1
137 Урок9. Отрицательные частицы не и ни. 67 1
138 Урок 10. Отрицательные частицы не и ни. 67 1
139 Урок 11. Различение частицы не и приставки не-. 68 1
140 Урок 12. Приставка не- и частица не с различными частями речи. 68 1
141 Урок 13. Приставка не- и частица не с различными частями речи. 68 1
142 Урок 14. Развитие речи. Сочинение- рассказ по данному сюжету. упр. 402 1
143 Урок 15. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. 69 1
144 Урок 16. Различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. 69 1
145 Урок 17. Различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.
146 Урок 18. Повторение изученного по теме «Частица». стр. 187 - 189 1
147 Урок 19. Обобще¬ние и система¬тизация по теме «Частица».
148 Урок 20. Контрольный диктант по теме «Частица». 1
149 Урок 21. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
150 Урок 22. Развитие речи. Устное выступление на заданную тему. упр. 413 1
Междометие. Звукоподражательные слова - 4
151 Урок 1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. 70 1
152 Урок 2. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. 70 1
153 Урок 3. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. 71 1
154 Урок 4. Повторение темы «Междометие». Тест. (Служебные части речи.) 1
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах. – 12 + 2
155 Урок 1. Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. 72,73 1
156 Урок 2. Развитие речи. Подготовка к сочинению на заданную тему. упр. 428 1
157 Урок 3. Развитие речи. Сочинение на заданную тему. упр. 428 1
158 Урок 4. Интегрированный урок «О стрекозах, нимфах и адмиралах». 1
159 Урок 5. Интегрированный урок «О стрекозах, нимфах и адмиралах». 1
160 Урок 6. Повторение. Фонетика. Графика. 74 1
161 Урок 7. Повторение. Лексика . Фразеология. 75 1
162 Урок 8. Повторение. Морфемика. Словообразование. 76 1
163 Урок 9. Повторение. Морфология. 77 1
164 Урок 10. Повторение. Морфология. 77 1
165 Урок 11. Повторение. Орфография. 78 1
166 Урок 12. Повторение. Синтаксис . 79 1
167 Урок 13. Повторение. Пунктуация. 80 1
168 Урок 14. Контрольный диктант за курс 7 класса. 1
169 Урок 15. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
170 Урок 16. Итоговый контрольный тест за 7 класс. 1

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К. концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить морфологический разбор частей речи, изучен¬ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при¬частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять предложения с причастными и деепричастны¬ми оборотами;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изу¬ченного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфо¬граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу¬ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче¬ские ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя¬емыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо¬ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи¬сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес¬сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска¬зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате¬риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы¬вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Нормы оценки знаний.

В своей работе я буду использовать такие формы контроля как тесты, контрольные работы, сочинения, изложения, словарные диктанты.

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Нормы оценки письменных контрольных работ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение:
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.

У вас нет прав для создания комментариев.