Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
Рейтинг:   / 12
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тимяшевская средняя общеобразовательная школа»
Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе по теме
«Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»



Составила учитель русского языка и литературы
II квалификационной категории
Салахова Галина Ахтямовна

2014 год
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно
Воспитательные:
формирование познавательного интереса к предмету;
воспитание любви к русскому языку.

Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности (положительный настрой на урок)
II. Орфографическая разминка (словарный диктант по теме «Гласные в падежных окончаниях причастий»)
От нависшИх деревьев, вид увядающЕго сада, рассказывать о разыгравшЕйся вьюге, строящИеся здания, наблюдать за скачущИм всадником, в застывшЕм воздухе, уходящАя вдаль дорога, ведущУю в парк тропинку.
Доп.задание: выделить у причастий окончания, устно доказать, что перед нами причастия ( по схеме который +глагол)
III. Работа по теме урока.
1) запись в тетрадях: главное слово = определяемое слово – от него задается вопрос
Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос
Есть ли в записанных словосочетаниях причастия с зависимыми словами? Назовите их. (ведущую в парк тропинку, уходящая вдаль дорога)
2) Чтение §12 стр.31 учебника (авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,)
3) Выписать из предложения (записано на доске) причастия с определяемым и зависимым словами
Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о берег.
(рождаемые волны, рождаемые дыханием ветра)
IV. Создание затруднительной ситуации.
Объясните знаки препинания в предложении. (Учащиеся знают правила постановки запятых в простых предложениях при однородных членах предложения, прямой речи, обращении и в сложных предложениях)
Обратимся к учебнику за разрешением затруднительной ситуации стр. 33
Комментарий учителя:
Это совершенно новое для вас правило, ничего похожего вы не встречали на уроках русского языка. Вы знаете правила постановки запятых в простых предложениях при однородных членах предложения, прямой речи, обращении и в сложных предложениях. Новое правило сложнее. Прочитайте правило в учебнике на стр.33 и составьте алгоритм его применения.
V. Учащиеся предлагают свои варианты, составляется общий алгоритм:

Есть ли в предложении причастие (узнавание причастие по суффиксам или по схеме который + глагол)


есть нет

есть ли у причастия зависимые слова?

Нет
Есть (оставляем предложение для анализа других пунктограмм)


Определяем границы причастного оборота

Находим определяемое слово
Внимание! В причастный оборот НЕ входит определяемое слово.

Расположение причастного оборота по отношению к определяемому слову

После определяемого слова Перед определяемым словом

Обособляется (= выделяется запятыми) НЕ обособляется

ФИЗМИНУТКА на расслабление мышц кистей рук, гимнастика для глаз

VI. Закрепление.
1)На слайде даны предложения. Из предложений выписать в тетради только причастные обороты, графически разобрать как словосочетания
1.На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь.
2.Спокойный дым над занесенной снегом крышей подымался и таял в воздухе
3.Поэты с древних времен поют нам о человеке, вмещающем в себя природу.
4.Наш народ выступает против войны, несущей безумие и разрушения.
× × ×
(преследовавшие (кого?) неприятеля, занесенной (чем?) снегом, вмещающем (в
× ×
кого?) в себя, вмещающем (что?) природу, несущей (что?) безумие и разрушение)

Задание: устно прокомментировать знаки препинания (или их отсутствие) при причастных оборотах по составленному алгоритму

2) Перестроить предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова (предложения на слайде) (1 учащийся работает у доски, остальные в тетради)
1.Построенная на выгоде дружба не бывает прочной (Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной.)
2.Снесенное ветром дерево имело больше ветвей, чем корней (Дерево, снесенное ветром, имело больше ветвей, чем корней.)
3.Брошенный по согласию камень далеко летит. (Камень, брошенный по согласию, далеко летит.)
4.Съеденный до работы хлеб создаёт лентяев. (Хлеб, съеденный до работы, создает лентяев.)
5.Скроенная по чужой мерке шуба никогда не будет впору. (Шуба, скроенная по чужой мерке, никогда не будет впору.)

VII. Рефлексия.
- Что называется причастным оборотом?
- Где может стоять причастный оборот по отношению к главному слову?
- Когда выделяется причастный оборот запятыми?
- При каком условии причастный оборот не выделяется запятыми?
-Что в теме урока было наиболее сложным для вас? (индивидуальные ответы для фиксирования учителем)
VIII. Домашнее задание.
§ 12 стр.31,33 выучить правила
Упр.70,71

Список использованной литературы

1. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений,
авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба – М.: «Просвещение», 2007г.

2. Русский язык 7 класс Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы, автор-составитель С.Б.Шадрина, 2-е издание – Волгоград: «Учитель», 2011г.

3. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка 7 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г.

У вас нет прав для создания комментариев.