Урок по русскому языку в 9 классе Граница и слова-«пограничники» в сложном предложении. Виды сложных предложений.
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Ход урока:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о любви к Родине и чувстве патриотизма. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Вопросы для обсуждения:
- С чего начинается Родина?
- Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
- Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Хотели бы вы уехать из России?

Словарная работа
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. (Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Философский словарь)

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Групповая работа.
1-я группа. На интерактивной доске - предложения. Задание: вставить пропущенные знаки препинания и подчеркнуть грамматическую основу.
Уважение к минувшему вот черта отличающая образованность от дикости. ( А.С.Пушкин) .Любовь к Родине первое достоинство цивилизованного человека. Историческая память воспитание духа и сердца истинного гражданина. Истинный художник патриот. И Родина есть предрассудок который победить нельзя.( Б.Окуджава) Думаю что искусство наше должно говорить о любви к Родине во весь голос. Не стесняясь. ( В.Пикуль)

2-я группа. Синтаксический разбор предложения.
Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию. (П.И.Багратион)

- Как вы понимаете слова полководца Багратиона?

Вопросы по теории сложного предложения
- Назовите основные виды сложных предложений.
- Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?
- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?
- В чем вы видите основное отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

1. Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
2, Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из одной независимой части (главного предложения) и одной или нескольких подчиненных частей ( придаточные предложения).
3. Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью интонации.

Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Индивидуальные задания

Карточка 1
Из простых предложений составьте сложные различных видов с союзами и без союзов, укажите вид предложений.
1. Было уже десять часов вечера. 2. Над садом светила полная луна.

Карточка 2
Спишите предложения, расставляя знаки. Укажите вид СП, сделайте схемы.

1. Небо уже померкло но в окнах еще отражался желтоватый холодный закат. 2. Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.3. Одно затрудняло ее она попробовала было пройти по двору босая но дерн колол ее нежные ноги.4. Каждое лето под высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда.

Осложненное списывание
Задание: спишите предложения, распределяя их по группам. Расставьте знаки препинания. Какое предложение вы не вписали в таблицу? Почему?
( Предложение с разными видами связи)

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Сложносочиненное Сложноподчиненное

1. Я не смею думать чтобы у нас в России было немного патриотов. Мне кажется что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. Человек сам себя не уважает не уважают и другие. Любовь к Отечеству не должна ослеплять нас но русский должен по крайней мере знать себе цену. (По Н.М.Карамзину) 2.Именно моральные устои составляют стержень патриотизма без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете. (В.В.Путин) 3. Не спрашивай что твоя Родина может сделать для тебя спроси что ты можешь сделать для своей Родины. (Дж. Кеннеди)

Дополнительное задание: 1-я группа: объясните смысл записанных предложений. 2-я группа: подберите пословицы на тему «Родина»

Проверочный тест
1. Определите вид сложного предложения.
Полно спать тебе две розы я принес с рассветом дня. (А.Фет)
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.

2. Каким средством связи соединены части сложного предложения?
Любая страна рассыплется в прах если ее граждан не объединяет привязанность к земле на которой они живут желание сделать жизнь на этой земле лучше.
А) интонация;
Б) сочинительный союз;
В) подчинительный союз.

3. Укажите верную характеристику предложения
Но тот кто его освоил становится неуязвим он может нападать и защищаться.
А) Сложноподчиненное предложение;
Б) Сложное с бессоюзной и союзной связью (подчинительной) связью;
В) Бессоюзное предложение;
Г) Сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью.

4. Установите соответствия между столбцами

1. Человек преображается, становится красивым, у него откуда-то берутся силы, все радует его. А. Сложносочиненное предложение.
2. Потом мы ругаем себя, что так долго не были на родине, что суетились и ездили по чужим краям. Б. Сложноподчиненное предложение
3. Красоту чувствует каждый, и она находит отклик в сердце каждого. В. Бессоюзное предложение
4. Если понимать слово Родина таким образом, то все, что содержит это слово – твое, и ты в ответе за сохранение бесценного наследия. Г. Сложное предложение с разными видами связи

Подведение итогов урока
Закончить наш урок хотелось бы словами о том, что же вкладывает в себя понятие «родина», и кто такой патриот современной России. ( Ребята высказывают свои мысли, делают выводы) Надеюсь, наша беседа была полезной для вас. Послушайте в заключение стихотворение одной школьницы.
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Домашнее задание
1) Написать сочинение – рассуждение на тему «С чего начинается Родина?», используя сложные предложения разных видов.
2) Составить схемы сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.

У вас нет прав для создания комментариев.