Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каратунская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

КВН

«Любители русского языка»

 

(в 6 классах)

 

Заббарова Алсу Галимулловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Зал празднично украшен цветами, шарами и высказываниями известных писателей о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Г. Паустовский), «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи»(Н. В. Гоголь), «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И. С. Тургенев)

На сцену выходят 2 команды и ведущие.

1 ведущий. Здравствуйте, доброго дня,

                    Гости званые и желанные!

                    Собрались мы на полезное

                    И весёлое соревнование.

2 ведущий. Посмотрите и поучаствуйте,

                    Поболейте и посочувствуйте,

                    2 команды уже перед вами –

                    Поприветствуйте и похлопайте!

1 ведущий. Без наук никак нельзя.

                    В жизнь неграмотным войдёшь,

А не зная языка –

                    За минутку пропадёшь.

2 ведущий. Чтоб ошибок избежать,

                    Ум свой надо развивать.

                    А в игре проверить можно,

                    Просто будет или сложно.

1 ведущий. Сегодня мы собрались с вами на игру-КВН между 6А и 6Б классами. Меня зовут Ришат, а меня Лилия, и мы будем вести сегодняшнюю игру.

2 ведущий. Прежде всего, позвольте представить уважаемое жюри, которое будет судить нашу игру. Это наши любимые учителя-словесники.

1 ведущий. А теперь дадим слово для знакомства самим командам.

I.  Приветствие команд.

II. Разминка.

2 ведущий. Команды должны поочерёдно называть слова, которые начинаются на букву «Д». Слова должны быть только именами существительными. Если команда ошибётся, или не сможет быстро придумать слово, команде-сопернице присуждается очко. Какая команда больше наберёт очков за 5 минут, та и побеждает. 

1 ведущий. Я хочу рассказать вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили–были Приставка, Корень, Суффикс и окончание. И решили они устроить пир. Собрались они вместе и заспорили, кто из них главный. Говорит Корень:

- Я самый главный, потому что без меня не будет слов.

- Нет, я главная, - пискнула Приставка, - с моей помощью образуются новые слова.

В спор вступил Суффикс:

- И с моей помощью образуются новые слова. Я тоже главный!

Окончание тоже не стало молчать:

- А я служу для связи слов в предложении.

Тут пришёл их Король и сказал:

- Что вы спорите? Вы все важные, без каждого из вас не было бы русского языка.

Части слова помирились и стали жить дружно.

2 ведущий. Хорошо, что они помирились! Только вот я одного не поняла, кто же был их королём, и как называлось их  государство?

1 ведущий. А давай спросим об этом капитанов наших команд. Пусть они c одним помощником подумают и составят текст-рассуждение на эту тему.

2 ведущий. А команды в это время будут собирать из частей, запрятавшихся в других словах, новое слово.

III. Конкурс «Собери словечко».

 

1. Его корень – в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.

(Расписка)

2. Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

А окончание в слове рыба.

(Завязка)

3. Его корень всловеснежинка,

Приставка в словеподъехал,

Суффикс в слове лесник,

А окончание в слове ученики.

(Подснежники)

 

2 ведущий. Пока капитаны команд собираются выступать, давайте поиграем с болельщиками. За каждый правильный ответ вы получите медаль. В конце игры 3 медали можно будет обменять на памятный подарок или на пятёрку по русскому языку, а две медали – на четвёрку. Отгадайте загадки:

 1. Какой зверь не кусается,

Ни на кого не бросается,

А живёт выше всех?

(Большая медведица)

 

2. Хоть у него у одного сто глаз,

Но оно не видит никого из нас.

(Сито)

 

3. Сидит кошка на окошке.

И хвост, как у кошки,

И нос как у кошки,

И лапки как у кошки,

Но не кошка.

(Кот)

4. В начале и в конце его – холод,

А тепло посередине.

(Календарь)

 

5. Из какой посуды не едят?

(Пустой)

 

6. У кого есть шапка без головы,

А ножка без сапога?

(У гриба)

 

7. Что можно видеть с закрытыми глазами?

(Сон)

 

8. Рта нет, языка нет, а говорит о каждом.

(Зеркало)

 

9. Одежду всем дала, а сама - гола.

(Иголка)

 

IV. Конкурс капитанов.

 

1 ведущий. Послушаем рассуждение капитанов команд о том, как называлось государство, где жили Корень, Приставка, Суффикс и Окончание, и кто был их королём?

V. Конкурс «Кто больше?»

 

2 ведущий. Я раздам каждой команде предметы, а вы вспомните фразеологизмы и крылатые выражения, где они присутствуют. Побеждает та команда, которая больше напишет и объяснит значение.

Предметы: шляпа, очки, иголка, пух, орех, палка.

 

Например: дело в шляпе (всё в порядке), прошляпить (упустить что-то), через розовые очки (видеть всё приукрашенным), втирать очки (обманывать), искать иголку в стоге сена (то, что найти невозможно), сидеть как на иголках (беспокойно), ни пуха, ни пера (желать удачи), рыльце в пушку (виноватый), щёлкать, как орехи (хорошо знать), раздеть под орех (раскритиковать), делать из-под палки (без желания), вставлять палки в колёса (мешать).

 

VI.Конкурс «Пантомима».

1 ведущий. А теперь проверим домашнюю работу наших конкурсантов. Каждая команда подготовила для своего соперника загадку-инсценировку. Внимательно посмотрев немую сценку, команды должны угадать, какую басню Ивана Сергеевича Крылова изобразили их противники. А жюри будет оценивать не только правильность ответа, но и артистизм участников.

VII. Конкурс «Знатоки пословиц».

 

1 ведущий. Говорят, что речь без пословиц – что лето без цветов.

2 ведущий. А ещё говорят: «Без углов изба не строится, - без пословицы речь не молвится».

1 ведущий. Ну конечно, пословица всем делам помощница.

2 ведущий. Из пословицы, что из песни, - слова не выкинешь.

1 ведущий. Добрая пословица к слову молвится.

2 ведущий. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

1 ведущий. Я вижу, тебя знанием пословиц не удивишь. Ты сама хоть кого заговоришь. А давай проверим, знают ли наши команды русские пословицы и поговорки? Мы начнём, а вы закончите.

*  Не спеши языком, (торопись делом).

*  Поспешишь – (людей насмешишь).

*  Молодец против овец, (а на молодца и сам овца).

*  Зазнайка хорош, (да цена ему грош).

*  У семи нянек (дитя без глазу).

*  В огороде бузина, (а в Киеве дядька).

*  Любишь кататься, (люби и саночки возить).

*  Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).

* Хвальбишка видал, (как медведь летал).

*  Волков бояться – (в лес не ходить).

 VIII. Конкурс «Напиши мне письмецо».

 

2 ведущий. Второе  домашнее задание для команд было написать письмо от имени одного из героев прочитанных произведений. А другая команда должна угадать, кто пишет это письмо, назвать  произведение и автора.

 

IХ. Конкурс «»Великая тайна».

 

1 ведущий. Мы назвали так наш конкурс потому, что командам сейчас нужно будет прочитать шифрованную записку. Для этого им необходимо знать алфавит. Потому что вместо букв здесь стоят цифры, обозначающие их порядковый номер в алфавите. Нашим зрителям мы предлагаем тоже попробовать прочитать эту записку. Напоминаем, что того, кто первый принесёт правильный ответ жюри, ждёт медаль.

 

 

 

Записка

 

5,21,14,1,11,20,6       16     20,16,14      12,21,5,1     3,29      10,5,7,20,6      1     15,6      16        20,16,14        4,5,6         20,6        2,29,13,10

(Думайте о том, куда вы идёте, а не о том, где вы были)

 

Х. Гонка капитанов.

 

2 ведущий. Ещё одно испытание для капитанов команд. Нужно ответить на заданный вопрос одним словом. Если не знаешь ответа, можно пропустить слово. Задание усложняется тем, что времени на раздумья очень мало. На весь конкурс отводится всего 3 минуты.

*  Часть слова без окончания (основа)

*  обозначает признак предмета (прилагательное)

*  противоположные по смыслу слова (антонимы)

*  что попросила Оксана у кузнеца Вакулы (черевички)

*  мышь, дверь, пыль, ночь – существительные третьего (склонения)

*  раздел языкознания, изучающий словарный состав языка   (лексикология)

*  кого Иван Сергеевич Крылов изобразил в образе волка в басне «Волк на псарне»  (Наполеона)

*  синоним слова друг (товарищ)

*  сколько всего самостоятельных частей речи (шесть)

*  главные члены предложения – это подлежащее и (сказуемое)

*  приём противопоставления в художественном произведении (антитеза)

* зарубить на носу (запомнить)

*  стиль речи, который используется в беседах, письмах и записках (разговорный)

*  что ставится в конце предложения (точка)

*  автор сказки «О рыбаке и рыбке» (Пушкин)

*  что общего в словах дорожка, ручка, Вовка (суффикс)

*  как подчёркивается дополнение (пунктиром)

*  их мы пишем и читаем (буквы)

*  бить баклуши (бездельничать)

*  изменение глаголов по числам и по лицам (спряжение).

1 ведущий. Ну, вот и подошло к концу наше сегодняшнее состязание. Пока жюри подсчитывает очки и определяет победителя, приглашаем на сцену  тех, кто заработал 3 медали. (Награждение). Приглашаем обладателей двух медалей. (Награждение).

2 ведущий. Слово предоставляется жюри.

Награждение победителей грамотами.

1 ведущий. Ну что же, до свидания,

                    Наш вечер завершён,

                    Спасибо за внимание,

                    Что так удался он.

2 ведущий.  Желаем всем в учении

                     Успехов и побед!

                     А знаниям-умениям

                     Конца и края нет!

Вместе:  Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних  дней своей жизни!

Вложения:
Скачать этот файл (КВН Любители русского языка.docx)КВН по русскому языку[Состязание в знании русского языка между командами 6-классников]24 kB