Информационные технологии в изучении слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
 

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района Республики Татарстан»

 

Тема: Информационные технологии в изучении слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

 

Автор : Марага Наталья Федоровна, методист, первая квалификационная категория

2016 г

 

Еще работая в начальной школе, я столкнулась с проблемой орфографической грамотности учащихся. Особенно трудно усваивается орфограмма с непроверяемыми гласными в корне слова. При изучении словарных слов учитель, обратив внимание детей на особенности написания слова, и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, и, к сожалению, результат и в этих случаях не всегда соответствует ожиданиям.

Для эффективного формирования орфографического навыка необходима осмысленность запоминания, что может быть достигнуто  при понимании учеником значения слова, использования учителем специфических приемов запоминания, включения данных слов в речь ребенка.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, и тем самым повышающих прочность запоминания написания «трудных слов», является этимологическая справка.

 «Обращение к истокам слова может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов", - писал М.Р. Львов, - Иногда написание, считающиеся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка».

Я провела анализ этимологических справок, предлагаемых для запоминания непроверяемых написаний  во 2-4 классах.

Например: « малина»   - в основу названия положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей слова малина, образовано от слова малый.

В данном случае справка помогает запомнить трудное слово (малина – малый).

Лиса получила свое название за свою окраску шерсти. До сих пор кое– где у нас бывают слова лисый – «желтоватый», залисеть – «пожелтеть». Следовательно, лисицей зверя назвали за желтую шерсть  лисица - лисый.

Но слово сковорода образовалась от старославянского сквара – «жар», «огонь». В данном случае, использованием справки только затрудняем выбор нужной буквы (сковорода – сквара).

Отобрав слова  для запоминания написания, которых, эффективно использовать этимологическую справку, разделила их на блоки. Подобрала дидактический материал (стихи, загадки, рассказы и др.) и составила словарик.

I блок

ШКОЛА

карандаш

Образовано от тюркского hanadas  «сланец», «графит» (kara «кара), «черный» и  das (даш ) – камень. 

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет.

тетрадь

Это древнерусское слово заимствованное из греческого языка. Образовано от tetras(тетрас), что значит четвертая часть листа или tetro (тетро) – сложенный вчетверо:

То я в клетку,

То в линейку,

Написать на мне сумей-ка

Можно и нарисовать

Что такое Я?

пенал

Перо по-латыни pehha (пенна специальная коробочка, где хранятся перья, назвали пенал.

В той узенькой коробке

Ты найдешь карандаши

Ручки, перья, скрепки, кнопки

Что угодно для души.

портфель

Слово образовано от двух французских слов: portel -«носить» и tenlle  - «лист»

Портфель назвали так, потому что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у вас в портфеле.

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно.

И пенал, и карандаш

И букварь – приятель ваш.

                                   (С. Маршак)

алфавит

Альфа – и вита – первые буквы греческого алфавита. Совокупность букв или других знаков системы письма.

На страницах букваря

Тридцать три богатыря

Мудрецов – богатырей

Знает каждый

грамот

й.

II блок

ОГОРОД

            огород

Слово образовалось от городить –«место, огороженное забором».,

Огород огородили,

Чтобы зайцы не ходили,

Чтобы куры не клевали

То, что дети посадили.

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец  сразу же в воду бросился, а кочан капусты  стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера и от холода весь покрылся пупырышками.

огурец

Слово предшествовало давно уже исчезнувшее огур, которое связано с греческим «неспелый», «не созревший».

Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимой в бочке –

Крепкие, соленые.

морковь

Произошло от древнегреческого morha, что значило «желтая репа».

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост наружи

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос.

помидор

Французское слово pommeopor (помидоро) – дословно «золотое яблоко».

урожай

Слово образовалось от слова уродилась (родилась, народилась). Исторически в нем выделяется приставка –У.

Были мы сегодня

В молодом саду.

Урожай хороший

В нынешнем году.

Яблоки – как сахар,

Груши – чистый мед.

На лиловых сливах

Голубой налет.

III блок

ПТИЦЫ

ворона

Название птиц родственно слову вороной «черный». Ворону назвали так за черное оперенье.

воробей

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они выдают, было образовано немало слов – названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в  несохранившей верх, на базе которого образовалось верховать, т.е. «гудовать переливчатые звуки».

Итак, воробушки, урок!

Сейчас по расписанию.

У нас чистописание

Запомним: пишится «чирик»

А произносится «чивик».

Или «чилик», кто как привык.

соловей

В слове соловей раньше выделялся корень солв- который имел значение «серый», с рыжеватым оттенком. Чудесного певца чащ и лесов назвали соловьем по цвету его оперения.

Вот защелкал чародей леса – Соловей. О соловье говорят, «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и нежная». А на вид он скромен и неприметен: маленький, серенький с длинным хвостом и большими, немного грустными глазами.

сорока

Свое имя сорока получила от исходного сорка, передающего особенности пения сороку называют стрекотуньей, трещеткой; сороки трещат, тарахтят, стрекочут: издают короткие и частые звуки, напоминающие треск».

Охотники очень не любят сорок. Почему? Эта птица своим громким криком может сорвать охоту. Сорока все время следует за охотниками, кричит и мешает им. Сорочий сигнал опасности понимают птицы и звери. (По Н. Сладкову).

петух

 Так называют петуха за его любовь к пению. Слово подходит к глаголу «петь».

Петуха спросили дети:

Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям,

Хорошо умею петь я!

6 блок

ЖИВОТНЫЕ

корова

Сове название получила по наличию рогов: от латинского кор – рог, корна – «рогатая, имеющая рога».

Посреди двора

Стоит копна

Спереди вилы

Сзади метла.

собака

Друг человека и название свое она получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, «собой»), родственного слову собственный – «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину».

Не говорит,

Не поет.

А кто к хозяину идет –

Она знать дает.

заяц

От древнерусского слова заяць – «прыгать».

Длинное ухо

Комочек пуха.

Прыгает ловко

Любит морковку.

лисица

Слово образовано от лис. До сих пор кое-где бытует слово «лисый» - «желтоватый». Следовательно, зверя прозвали за желтую шерсть

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса

Кто это?

медведь

Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед.

-Эй, Медведь, на вопрос ответь:

-Какой вопрос, стрекотуха?

-Почему тебя Медведем зовут?

-Хе-хе! Бестолковая птица. Медведь значит мед ведающий. Знаю, стало быть, где в лесу мед спрятан.

(Н. Сладков).

С появлением компьютеров в образовательных учреждениях появилась возможность внедрения информационных технологий в начальную школу.

Словарик создан в MS Power Point. Первая страница содержит таблицу, в которой записана группа слов в определенном порядке.

При клике левой клавишей мышки на слове открывается новая страница, содержащая     этимологическую справку данного слова и дидактический материал (стихотворение, загадка или краткий текст). Кроме того, на слайде появляются запись, которую ученик записывает в свой словарик в словарик и творческое задание.

            Фрагмент урока. Знакомство со словом медведь.

-          Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги, между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос».

-    Откройте словарик

-              Что вы знаете о медведе. Где он живет? Чем питается?

-              Нам нужно запомнить правописание слова медведь. Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове. (Слово орфографически проговаривается и записывается).

-       Как вы думаете, почему медведь так называется? Откройте слайд со словом «медведь»

(Сообщение этимологической справки).

- Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е. По слову  мед. Запомните. (Запись в словарике)

Данное пособие может быть использовано не только при ознакомлении со словарным словом, но и на этапе закрепления и при проведении работы над ошибками, а применение разнообразных видов упражнений развивает у детей мышление, речь, память, внимание, воображение.

Использование этимологических справок поможет учителю сделать урок более занимательным, привить детям любовь к русскому языку и выполнить завет И.С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам предшественниками».

Использованная  литература.

  1.       Арямов О.С., Мали Л.Д. Этимологический словарик слов с непроверяемыми написаниями.\\ Начальная школа, 1992г., №2, с. 19-26.
  2.       Булахов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. \\Начальная школа, 1991г.,№1.
  3.       Волина Н.И. Этимологический словарик. М., 2000г.. с.360.
  4.       Кохичко А.Н., Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. \\ Начальная школа, 1998, с.55-60.
  5.       Левушкина О.Н. Краткий этимологический словарик для начальных классов. Ульяновск, 1998, с. 49.
  6.       Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под редакцией Н.Рожденственского. М.,1979,с.563.

У вас нет прав для создания комментариев.