Тире между подлежащим и сказуемым
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Тема урока:Тире между подлежащим и сказуемым
Лексическая тема:
Труд – основа жизни
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Коротко о составителе:
Ситдикова Венера Надиловна – учитель русского языка и литературы «МБОУ Семекеевская ООШ» Тукаевского района РТ.
Учитель первой квалификационной категории.
Стаж работы – 22 года.
Цели урока:
1. Формировать знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
2.Выработать умения распознавать составное именное сказуемое и определять способы его выражения;
Использовать в речи предложения с составным именным сказуемым;
Правильно интонировать и ставить знаки препинания в предложениях с пропущенной связкой;
Пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.
3.Воспитывать трудолюбие и уважение к труду.
Повторение и актуализация прежних знаний.
Ответ ученика о составном именном сказуемом
Составное именное сказуемое
Состоит из
Глагола-связки Именной части
(быть, являться, явиться, казаться, ( имени существительного,
оказаться, представляться, называться, имени прилагательного,
становиться, стать и др.) имени числительного,
причастия, наречия )
Труд является самым главным в жизни.
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Неправедная нажива – огонь. (нажива – здесь: богатство)
Шуба енотова, а душа промотана. ( енотова – из шкуры енота ( пушного зверя; тат. янут)

2. Объяснение нового материала.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке ставится в следующих случаях
1. Жизнь – борьба. (им. сущ. – им.сущ.)
Пятью пять – двадцать пять. (Им.числ. – им.числ.)
2. Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. (гл. в неопр. ф. – гл. в неопр.ф.)
3. Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (им. сущ. – гл. в неорпр. ф.)
Труд – вот источник радостей, всего лучшего в мире.
Тире не ставится
1.Расстояние не помеха для друзей. (частица не)
2. Пруд как зеркало. ( Сравнительные союзы как, словно, точно, будто)
( словно,
точно,
будто).
3. День (каков?) холоден.(краткое прилагательное)
4. Осенние зори (какие?) хмурые, медленные.( Полное прилагательное)
5.Мы друзья. (Личное местоимение)
Но
Мы – друзья. (Авторский знак препинания.)
3.Объяснение домашнего задания: Упражнение 128 (д/з.)Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям.
Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
Деньги – дело наживное, о них нечего тужить, а любовь дело другое: ею нужно дорожить.
Закрепление нового материала: Упражнение 129 (письменно).

Уважение к физическому труду – вот показатель воспитанности человека. Истинное сокровище для людей – это умение работать. Труд – вот источник удовольствия.
Упражнение 130 (устно).
1. Труд является отцом счастья. (Б. Франклин.)
2. Труд считается благороднейшим исцелителем от всех недугов.
3. Труд является источником всех радостей, всего лучшего в мире. (М.Горький.)
4. Правда кажется воздухом, без которого дышать нельзя. (И.Тургенев.)
Упражнение 127. (Работа над текстом.)
Словарная работа.
Убожество – 1)физический недостаток (устар.); 2.перен. ничтожность, скудость, посредственность.
Ничтожность – 1) малый; 2.)совершенно незначительный по роли, внутреннему содержанию, не внушающий к себе уважения;
Мерило – признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить кого-нибудь или что-нибудь.

Тема: «Хлеб».
Основная мысль: «Хлеб – мерило человеческой души».
Почему хлеб – мерило человеческой души?
Составьте предложения со следующими выражениями.
Бережное отношение к хлебу, знать все тяготы человеческого труда, уважать труд отцов и дедов, не осквернять память о прошлом, самому трудиться (посеять, удобрять, выращивать, сжать, обмолотить, перемолоть, испечь).

Вывод:
Если человек любит трудиться, значит он ценит и чужой труд. Значит он не будет ломать, разрушать, воровать. Он будет ценить жизнь.
Бережное отношение к хлебу – это уважение к человеческому труду, это благородство души.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб – соль.
Хлеб-соль водить.
Хлебом не корми.
Хлеб – дар Божий, отец, кормилец.
Не единым хлебом жив человек.
Работа по рассказу А.Платонова.
Демьян богат, но несчастен, потому что он не любит людей, и люди не любят его. Это он понял по глазам Ули .Не единым хлебом жив человек. Для счастья необходимы любовь и уважение близких.
Что ты сделал хорошего?
Достается недешево Мирных плавок теплом?
Счастье трудных дорог. Иль под снежной порошей
Что ты сделал хорошего? Жизнь спасаешь кому?
Чем ты людям помог? Делать людям хорошее -
Этой мерой измерятся Хорошеть самому.
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Подведение итогов.
Что мы узнали на этом уроке?
К какому выводу по лексической теме вы пришли?
Труд – мерило человеческой жизни.

У вас нет прав для создания комментариев.