Тире в бессоюзном сложном предложении
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
МБОУ «Нижнекуюкская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ

Открытый урок

по русскому языку

в 9 классе

на тему:

«Тире в БСП»

Учитель 1 квалификационной категории
русского языка и литературы
Фатхрахманова Эльвера Мансуровна

2013 год

Цели урока:
1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении
2. Развивать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака
3. Развивать умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями
4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак
5. Воспитание внимания к культуре речи, точности слов и выражений, формирование положительных нравственных ориентаций.

Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи учащихся:
1. Знать определение, отличительные признаки сложного бессоюзного предложения.
2. Уметь
• выделять сложное бессоюзное предложение по совокупности признаков:
• определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного;
• обосновать выбор знака препинания на основе смысловых отношений.
Оборудование и программное обеспечение:
Презентация по теме “Тире в бессоюзном сложном предложении”, буклет.
ХОД УРОКА
Эпиграф к уроку:
«Человек начинается со своих добрых дел» Д.Лихачев
1. Организация класса (объявление темы урока, определение задач урока).
Слайд 2, 3
2. Обобщение изученного по теме “Тире в простом предложении»
Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1. «Назначение каждого человека - развить в себе все человеческое, общее и насладиться им», - писал Белинский.
2. Добрая слава за печкой спит, а худая - по свету бежит.
3. На полюсе и на экваторе, на вершинах гор и в глубинах морей, в глухой тайге и знойных пустынях - всюду есть живые существа.
4. Если желаешь себе добра, не делай зла другому.
- 4 предложение перестройте в бессоюзное.
Желаешь себе добра - не делай зла другому.
- Какой же знак препинания ставится в этом БСП? 1 предложение содержит условие того, о чем говорится во втором. Мы знакомы с таким смысловым отношением? Пока нет. Вот и ребята мы дошли до темы нашего урока: «Тире в БСП». Мы сегодня на уроке должны: 1.Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении
2. Развивать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака

3. Формирование новых понятий.
Слайды
-В каких синтаксических конструкциях, кроме бессоюзных сложных предложений, используется тире? (в простом предложении между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью) •
Слайды-4-7

Прочитайте предложения, найдите основу, определите типы сложного предложения. Определяем смысловое соотношение между простыми предложениями
1)

(быстрая смена событий, неожиданный результат)
Сделал доброе дело - сердце радостью наполнилось.
Сделал доброе дело и сердце радостью наполнилось.

2)

а, но (противопоставление)
Добро побеждает- зло погибает.
Добро побеждает, а зло погибает.

3)

(условие, время, следствие)
В беде другу помогаешь -себя от многих бед спасаешь.
Если в беде другу помогаешь, себя от многих бед спасаешь

4)


(результат, вывод)

Посеешь добрый характер – пожнешь добрую судьбу.
Посеешь добрый характер, так что пожнешь добрую судьбу.

5)
словно, будто
сравнение

Делаешь добро - солнце улыбается.
Делаешь добро, словно солнце улыбается.

Вывод. Тире ставится: Слайд 7
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда)
[ условие ] – [ ]. (если)
4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
Слайд 8

Слово учителя. На какую тему подобраны пословицы?

Слайд 9
Словарная работа: зло, добро, доброта.

- На каждом уроке мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастья достигает не тот, кто только мечтает стать всесторонне грамотным человеком, а тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, служившие добрыми делами другим, запоминаются надолго.

Работа по тексту упр 208.
Задания к тексту:
1.Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор в этом тексте?
-Почему автор текста захлопал в ладоши, тем самым спас тетёрку и тетеревят? Ведь он охотник?
- Прав ли его товарищ, когда счел автора сумасшедшим?
2.Выскажите свое мнение по тексту.
Слово учителя. Любовь к живому и доброта всегда идут вместе. Они вырастают из одного корня. Но может ли человек быть одновременно добрым к людям и жестоким к животным? Может ли человек, избивающий беззащитное животное, оказаться чутким и сердечным людям?
-Где искать истоки этих плохих качеств?
- И можно ли разделить доброту на три части - доброту к людям, к животным, к природе?
- А как вы относитесь, ребята, к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?
Не губите зря ни животных, ни растений! Помогайте им расти и жить!

Слайд10

Вернемся к учебнику.
Выполнение заданий текста.

4.Закрепление темы.
Слайд 11
1-ое задание: Придумать начало или конец следующих бессоюзных предложений (на доске написано заранее)
Научишься видеть человека в другом ______________
(ответ: станешь сам человеком)
____________поймешь человека.
(ответ: сумеешь поставить себя в его положение)
___________останешься жить в памяти народа.
(ответ: послужишь Родине)


2-ое задание: работа с учебником. Упражнение 209.Списать, указать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Перестроить их в синонимичные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Слайд12
3-е задание. Переведите предложения на татарский язык. Упражнение 210.
Слайд 13 Домашнее задание
• Упр 211(по выбору)
• Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно тире?» Вариант 3, задание С2.1(стр 44, ГИА -2010, ФИПИ)

5. Проверка усвоения теоретического материала.
Слайды 14-17
Решение теста
Тест №1. Отметьте предложение, в котором нужно поставить тире.
• 1. Не нагнать тебе тройки кони сыты, и крепки, и бойки.
• 2. Чувствовалось помочь ему нельзя.
• 3. Я был готов любить весь мир меня никто не понял.
• 4. Он даже испугался было темно и сыро.

Тест №2. Отметьте предложение, в котором нужно поставить двоеточие.
• 1. Добро желаешь добро и делай.
• 2. Смелые побеждают трусливые погибают.
• 3. Выйти невозможно на улице проливной дождь.
• 4.Не ищи красоты ищи доброты.

Тест №3. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие
• 1. Закуковала кукушка сей ячмень.
• 2.Она как собака на сене…сама не ест и другим не дает.
• 3. Тоски бессонных ночей, сладких и горьких слез…ничего не испытал он.
• 4. Злой плачет от зависти добрый - от радости.

Тест №4. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
• 1. Я поднял голову…перед огнем сидел коротко стриженный, босоногий мальчишка.
• 2. Смелые побеждают…трусливые погибают.
• 3. Тут его осенила мысль…они должны быть где-то здесь поблизости.
• 4. Всю дорогу молчали…говорить было не о чем.

6. Подведение итогов урока.
Слайд18
Заключительное слово учителя

Жизнь дана на добрые дела.
Спешите делать добро.
А.П.Чехов.
Если добрым вырос ты,
Злостным быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

У вас нет прав для создания комментариев.