Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Урок русского языка в 4-ом классе
по теме «Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже».
Батуллина Лилия Нигатовна,учительница начальных классов
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: расширить знания учащихся падежах,формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
уточнить знания об особенностях дательного падежа;отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;познакомить с падежными окончаниями имён существительных в дательном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в дательном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля,
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные задачи урока:
воспитание познавательного интереса, расширение кругозора учащихся.
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Оборудование: таблица вопросов, предлогов, и окончаний дательного падежа;
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!
II. Минутка чистописания (слайд)
- Открываем тетради, запишите число, «классная работа».
- - Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.
На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.
- Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из:
1) буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном;
2) суффикса имени прилагательного;
3) окончания глагола.
- Какие буквы войдут в цепочку?
Знит
- Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять).
- Во второй строке запишите слова (по памяти), которые помогли нам разобраться с буквами на минутке чистописания.
(Самопроверка)
- Какое слово лишнее?
(Дорога – словарное; бежит – не изменяется по падежам)

III. Словарно-орографическая работа.
Запишите отгадки (слайд)
Тот кто совершает поезду в транспорте. (Пассажир)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования. (Библиотека)
Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)
Государство в котором мы проживаем. (Россия)
Расшифруйте. (Одиннадцать)
- На какие группы разбили бы? (Удвоенная согласная)
- Какие орфограммы встретились. Подчеркните.
- Определите склонение.
- Какое слово лишнее? (одиннадцать, Россия)
Проверка.(слайд)
IV. Знакомство с новым словом (Слайд)
Загадка.
Худеет с каждым днём толстяк
И не поправится никак.
Что ни день, по одёжке
Отдаёт нам Серёжка
А с последней расстался
Сам куда-то подевался.
Дайте характеристику слову.
Календарь – сущ., 2 скл., м.р.
- Запишите, поставьте ударении, подчеркните орфограмму.
- Какие бывают календари?
- Что такое календарь?
- Подберите однокоренные слова: календарик, календарный.
- Составьте предложение, определите основу.
V. Физминутка..
Изучение нового материала. (Слайд)
- Прочитайте словосочетания.
Ехал по улиц…
Подарил сестренк…
Помогал мам…
- В каком падеже стоят данные существительные? (В Д.п.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания Д.п.)
- Назовите вопросы существительных в Д.п. (кому? чему? где? )
- Предлоги д.п. (по,к)
- Каким членом предложения является? (второстепенным)
- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
- Какую задачу мы ставим перед собой?
- Итак,контрольный вопрос нашего урока
«Какие окончания имеют существительные в дательном падеже?
Послушайте сказку (Слайд со словами)
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали кормить его обитателей.
- Ребята, а кому они могли там дать корм? (Змее, ужу, удаву, крокодилу…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».
- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
- Что вы заметили? (Они стоят в форме дательного падежа.)
- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зебреслонудочери
сливе медведю ели
умнице ужу матери
- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-е-у-и

( таблица)
- Вставим окончания в словосочетания.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в дательном падеже?
Физкультминутка.
- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.
Конь, солнце печь сын
земля, отец платье книга
сын дача парта тетрадь
дочь мышь ручка день
Алла окно тишь печенье
VIII. Работа с учебником
с. 101, прочитайте самостоятельно.
- Какие окончания имеют существительные дательного падежа в 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
IX. Работа у доски (На слайде)
Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.
Плыл (по чему?) по (река)
Ехал (где?) по(город)
Подошел (к чему?)к (сирень)
Укрыла (чем?) (ковер)
Поднялся (по чему?) по (лестница)
Подарил (кому?) (сестренка)
Бежал (куда?) к (озеро)
- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?
X. Игра «Где искать»
Запишите ответ, определите окончание, склонение, падеж.
Где искать школьника?
Под чем искать жёлуди,?
Под чем искать еловые шишки?
Где искать щенка?
Под чем искать дом?
Где искать клад?
Где искать добро?
В школе (1 скл.П.п.), под дубом, под елью, в конуре, под крышей, в земле, в человеке.
Назовите имена существительные в Т.п.
Остальные слова какого падежа?
Продолжим отвечать на вопросы в упр. 208.
XI. VII. Тест на определение падежной формы существительных.
- Запишите в тетради на строке цифры от 1 до 5. Я буду диктовать вам словосочетания из стихотворения, а вы под каждой цифрой пишите названия падежа (только начальную букву):
1. гостим на сучьях
2. были в красе
3. играли с лучами
4. птички отпели
5. сорвите с ветвей
- Давайте проверим наши ответы: 1 2 3 4 5
П П Т И Р
- Почему под 4-ой цифрой написали И.п.? (Это главные члены предложения)
- Каких падежей не было? (Д.п. и В.п.)
- Что вы знаете о дательном падеже? С какими предлогами употребляется?
- Почему можно допустить ошибку в определении В.п. и И.п.? Расскажите о них?
- Что вы запомнили о П.п.? (употребляется всегда с предлогами) Самопроверка(слайд)
XII. Рефлексия.
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
XIII. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.
с. 101 сведения, упр. 203

У вас нет прав для создания комментариев.