внеклассное занятие по русскому языку "Знакомые незнакомцы" (фразеологизмы"
Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Нижнекамск Республика Татарстан

Внеклассное занятие по русскому языку
«Знакомые незнакомцы» (фразеологизмы)

Нурмухаметова Эльвира Вилсоровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2013 год

Внеклассное занятие по русскому языку
«Знакомые незнакомцы» (фразеологизмы)
Цель: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
Задачи: формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
обогащение словарного и фразеологического запаса;
формирование умения самостоятельно пополнять знания о языке;
формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
-карточки с изображением животных;
-лапоть, ступка, деревянные бруски, горох, яблоко, галоша, сапоги, перья гуся и курицы.
- проектор.
1.Орг.момент. Проблемный вопрос.
Учитель: Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?
Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами.
Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

Учитель: «Вы догадались, о ком идёт речь?
Все ли сочетания слов вам были понятны?
Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

«Знакомые незнакомцы»- тема нашего внеклассного занятия.

2. Изучение нового материала.
Учитель: «Живут-поживают слова, ими мы пользуемся по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент они сливаются в неделимые сочетания и приобретают совершенно другой смысл. Такие сочетания называются фразеологизмы (от слова «фраза»- кусок речи)
Например: «Папа намылил сыну голову».
Ученик: Ну, тут всё понятно. Отец помогал сыну вымыть голову.
Ученица: Это предложение можно понять совсем по-другому. Отец сына отругал. Намылить голову- это фразеологизм.
Ученик: Ну почему ты такая умная?
Ученица: Я в отличие от тебя на уроке делом занимаюсь, а не лодыря гоняю.
Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!
Ученик: Да, что вы? У меня голова совсем не горячая.
Учитель: Я не имела ввиду высокую температуру, я хотела сказать, что вы- вспыльчивые люди.
Ученица: Ну, я то человек с головой.
Ученик: Совсем заучилась! А я что, по-твоему без головы?
Ученица: Голова то у тебя на нужном месте, но в ней ветер гуляет.
Ученик: Помогите мне разобраться, я её совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель: Даша права, она употребляла в своей речи выражения, которые называются фразеологические обороты, но ты Марсель не понял их значения.
Ученик: Да, придётся над этим голову поломать.

3. Работа в группах. Объяснить значения фразеологических оборотов.
1 группа- не покладая рук, золотые руки, спустя рукава.
2 группа- ни ногой, одна нога здесь, другая –там, не чуя ног.
3 группа- золотое сердце, сердце в пятки ушло, тяжело на сердце.
Вывод: С помощью этих фразеологизмов вы можете описать внешний вид человека, его характер, настроение, отношение к другим людям.
Чем больше человек использует в своей речи таких выражений, тем ярче он и образнее выражает свои мысли.

4. Учитель показывает предметы: яблоко, горох, галоша, пара сапог.
Вспомнить, фразеологические обороты, в составе которых есть эти слова и объяснить их значение.
Яблоку негде упасть
Горох об стенку
Во времена царя Гороха
Сесть в галошу
Два сапога пара
Яблоку негде упасть

5. Рассказ учителя. Показ предметов, связанных с историей фразеологизмов.
Учитель: Образовались фразеологизмы по-разному. Многие из них связаны с историей нашей страны.
Не лыком шит- Старая Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из неё делали обувь - лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.
Бить баклуши- Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.
На лбу написано- всё ясно по выражению лица.
А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.
Толочь воду в ступе- толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная , вырабатывала послушание, смирение. На самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.

6. Выступление ученика.
Такое простое слово – вода. Но в составе фразеологизма оно приобретает совсем другое значение . Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить значения фразеологических оборотов.
Чтение стихотворения В.Суслова «Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода

Объяснить значение фразеологических оборотов.

7. Работа в группах.
Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.
Задание группам: вспомнить фразеологические обороты с образами животных и прикрепить табличку, на которой написана часть фразеологического оборота, рядом с изображением того животного, чтобы получился фразеологический оборот. Объяснить смысл фразеологизма.
Названия животных: волк, заяц, рак, бык, осёл, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т. д.
Изворотлив как………..
Нем как…… Колючий как………
Хитёр как……….. Красный как…………
Грязный как……….. Трусливый как………..
Плестись как………… Неуклюж как…………

….кот в мешке
……..в огород
….зарыта
Мокрая….
……на новые ворота
….на сене
….не валялся
….не подъедешь
….скребут на душе
……языком слизала и т. д.

8. Дополнительный материал рассказывает учитель.
Козёл отпущения- так называют человека, на которого сваливают чужую вину. У древних людей существовал такой обряд отпущения грехов. Священник возлагал на голову козла руки, тем самым перекладывал на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Обряда нет, а фразеологизм остался.
Как с гуся вода ( вышел сухой из воды)- всё человеку нипочём.
Мокрая курица- растрёпанный, растерянный вид человека.
У водоплавающих птиц оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяют железы около хвоста гуся. Поэтому вода не смачивает перья и скатывается.

9.Задание в группах. Использование интерактивной доски.
Ученики выходят к доске, подчёркивают фразеологизмы и объясняют их значение.
1 группа:
Кашу маслом не испортишь.
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
2 группа:
Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому– нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

10. Выступление учеников.
Фразеологизмы, с которыми мы познакомились, сочинил народ.
Но есть так называемые «крылатые выражения», взятые из авторских произведений. Их мы часто употребляем в своей жизни. В каждой басне И.А. Крылова есть такие фразы. Познакомимся с некоторыми из них.
Выступают ученики. Инсценировка басен «Кукушка и петух», « «Любопытный»,« Сурок и лиса», «Лебедь, рак и щука», « Слон и Моська»

10. Рефлексия.
Сегодня на уроке…..
- было интересно, потому что….
-было трудно…….
- я узнал……
-мне хочется побольше узнать о …..

Литература
1.1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.- сост. В.Н. Иванкова.- М.: ООО « АКВАРИУМ БУК», 2004 г.
2.Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Изд. 5-е.- Ростов на Д : Феникс, 2006 г.
3.Фразеологический словарь русского языка для школьников /Сост.Л.А.Субботина. – Екатеринбург : У- Фактория, 2005 г.
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992 г.

У вас нет прав для создания комментариев.