Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Титульный лист
1. Полное название школы. МБОУ «Ютазинская СОШ »
2. Название разработки. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»
3. Данные автора
Ф.И.О. - полностью, Гильмутдинова Зиля Мисхатовна
категория, если есть, I категория
должность учитель начальных классов
4. Год 2013 г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: на ситуативной основе

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Цель:
1. углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.
2.Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, наблюдательность.
3.Воспитывать интерес к родному языку путем индивидуализации обучения.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как просклоняли существительные беда, сон, стекло.
– Какие окончания у существительных в предложном падеже?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи.
– Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.)
– Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.)
– В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.)
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами.
кьвь вькь кьвь …
IV. Изучение нового материала.
Каждой группе раздаются карточки с написанной в них проблемной задачей. Учащиеся работают по карточкам, решают задачу, формулируют вывод.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.
Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило их написания.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.
Прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.
Прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож

Ответьте на следующие вопросы:
• К какой части речи относятся слова?
• Определите род имен существительных 1 и 2 столбиков.
• Какие согласные буквы стоят в конце слов?
• В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Проверка результатов начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком.
ВЫВОД:
1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.
3. Если слово ж.р., то «Ь» пишется
м.р., то «Ь» не пишется.

2. Чтение правила, с. 170.
V. Физминутка.
- Я буду называть существительные с шипящими на конце. Если пишется «ь» - хлопайте поднятыми руками, не пишется «ь» - опущенными.
Ёж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, тишь, борщ.

VI. Закрепление нового материала.
1. Упражнение в написании слов с ь знаком после шипящих.(Упр.453)
-Напишите слова в единственном числе.
2. Наблюдение над ролью мягкого знака после шипящих. (Упр. 452.)
-На что указывает ь в словах снегирь, морковь? Приведите примеры подобных слов.
-На что указывает ь в словах глушь, молодёжь, рожь? Приведите примеры таких слов.

3. Словарная работа.
– Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные женского рода, во второй – мужского.
1) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ.)
2) Часть суток от вечера до утра. (Ночь.)
3) Человек, который играет на трубе. (Трубач.)
4) Специалист, который лечит больных. (Врач.)
5) Место, где купаются и загорают. (Пляж.)
6) Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (Рожь.)
– Какой столбик оказался короче? (Первый столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.)
– Если вы сейчас правильно подберете слова-синонимы (близкие по смыслу), то сможете дополнить первый столбик.
Учитель называет слова неправда (ложь), ерунда (чушь), а дети записывают слова с шипящими на конце в первый столбик.
4. Самостоятельная работа. (Упр. 453.)
VII. Итог урока.
– С каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 454, правило, с. 41.

У вас нет прав для создания комментариев.