Урок по русскому языку в 9 классе для татарских школ по теме: «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным».
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение »Новокишитская общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку в 9 классе для татарских школ по теме:
«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным».

Габдрахманова Нурания Шайдулловна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории

2013год.

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Цели: повторить знания уч-ся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; проанализировать типичные задания ГИА части В; закрепить умение находить CПП в тексте и определять вид придаточного.

Оборудование: Учебник, таблица-схема, Компьютер, индивидуальное тестовое задание
Ход урока.
1. Организационная работа
2. Актуализация прежних знаний
А) 3 ученика у доски рисуют схемы, указанного учителем предложения
Б) остальные отвечают на вопросы:
+На какие группы делятся сложные предложения? Союзные и бессоюзные,
+ На сколько групп можно поделить союзные сложные предложения? ССП, СПП
+ Назовите признаки СПП: Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Слово учителя:
Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине. Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом.
+ Что можете сказать о союзах и союзных слов?(Работа по таблице)
Слово учителя:
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных .
3. Новая тема. Повторение темы «Знаки препинания в СПП»
Слово учителя:
Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово. Вспомним:
- Подчинительные союзы
Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.
Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.
- Союзные слова
Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.
Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.
Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.
- Рассмотрим некоторые моменты различия союзов от союзных слов- таблица на стр 46
4. Умения и навыки.
+.Тренировочные упражнения
1. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Нарисуйте схему. Определите вид придаточного
1. Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. (Опр)
2. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором. (Изъяс)
3. Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился. (времени)
4. Я хочу жить, чтоб мыслить и страдать. (А.С.Пушкин) (причины)
2. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.
1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. (что) /изъя/
2. В высшей степени важно__ дети приучались еще с юных лет работать. (чтобы)
3. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__ она так загрустила. (почему) /Изъяв/
4. И лица их были такие измученные__ эти люди несли на себе непомерную тяжесть.(словно,будто) /сравн/
5. Работа по учебнику Упр 168, стр 102. Прочитать текст, отметить СПП, указать вид придаточного.
Тестовые задания (Раздать каждому)
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3 б) 1,2,3,4 в) 1,3 г) 2,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 1, 3, 4

3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

4. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) В то время__ как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
б) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__ была ли она у обедни.
в) Родник, вода__ которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.
г) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__ когда пришлось отстаивать программу концерта.

5. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.
в) В лесу было тихо, несмотря на то__ что солнце уже поднялось.
г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

Ответы: В,А,Г,Б,Б (Проводим взаимопроверку, ставим оценки)
6. Закрепление. Ответы на вопросы по материалу урока, используя предложения из тестового задания

7. Дом/задание.
Коллективное: 1 Подготовка к тестированию
2 Упр 169,стр103
Индивидуальное: Продолжить предложение
1. Из телевизионных передач мы узнаем…
2. Я был удивлен тем….
3. Чтобы не заблудиться в лесу…

У вас нет прав для создания комментариев.