Строгие глаза- не гроза
Рейтинг:   / 96
ПлохоОтлично 

МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»



Урок развития речи
Описание внешности человека в 7 классе
на тему: «Строгие глаза — не гроза»

Лаврова Людмила Геннадьевна, первая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы

2013 учебный год


Использованная литература: 1. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса основной школы.– М.: «Баласс», 2010
2. Е.В. Бунеева, л.Ю. Комисарова. Русский язык.7 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас,2008.
3. Барова Е.С, Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 7 класс.– М.: Баласс,2009.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс.Сост. Н.В. Егорова. –М. Вако, 2010.

Цели: развивать у учащихся наблюдательность, внимание их к окружающим людям, к самим себе;
-подготавливать школьников к пониманию внутреннего мира человека, индивидуальности каждого, воспитывать эстетический вкус.
-готовить учащихся к сочинениям на литературную тему (сочинениям-характеристикам).
-расширять общее развитие, обогащая речь учащихся “портретной лексикой”.
Оборудование: репродукции картин художников, плакаты с пословицами и поговорками ,специальные карточки.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя : Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема на доске).
2. Знакомство с темой . Беседа : какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)
- Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)
- А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) про: далее запись в тетрадь.)
Лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики.
Подвожу учащихся к этим выводам.
Беседа: как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)
-Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).
-Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)
Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть: деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..) Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно...;
научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);
художественное (описание литературного героя).
На занятиях по литературе семиклассники уже знакомились с понятием портрет литературного героя, вспомнить которое поможет беседа по вопросам: что такое литературный портрет? Для чего он вводится в художественное произведение? Затем можно предложить небольшую викторину, определить, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответить на вопросы: Какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?
-Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. ( X. К. Андерсен «Снежная королева»)
-...а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты! (Н. Некрасов. «Крестьянские дети»)
-Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
В описании внешности человека школьникам помогут плакаты с написанными на них пословицами и поговорками: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Коль очи светятся, душа чиста. Улыбка на лице, что солнце в окне. Не родись красивой, а родись счастливой. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Не гонись за красотой, а тянись за разумом. По одёжке встречают, по уму провожают.
Заранее записанное на доске высказывание : « Глаза — это зеркало души» обращает внимание ребят на то, что глаза — самая выразительная деталь на лице.
Следующая форма работы связана с лексикой. Учитель читает слова-определения глаз: наглые, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые. Ученики распределяют прилагательные в два столбика. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а наполненность глаз, их выражение. М. А. Шолохов писал в «Судьбе человека»:
-Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Прочитав только этот отрывок, ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни и умертвили глаза.
Для работы с портретами предлагаем ребятам репродукции картин русских художников: И. Е. Репин, «Девочка-рыбачка»; В. Г. Перов, «Тройка»; Н. А. Ярошенко, «Пострелёнок»; А. М. Герасимов, «Портрет дочери»; Б. М. Кустодиев, «Голова девочки»; В. А. Тропинин, «Голова мальчика».
Рассматривая эту галерею, шестиклассники определяют выражение глаз героев и записывают эпитеты в тетрадь. Ученики распределяют прилагательные в два столбика в зависимости от того, какие эмоции — положительные или отрицательные — они вызывают.
На этом этапе урока уместен разговор о глазах собеседника. Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души... Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Хорошо, если ребята запишут высказывание в тетрадь.
3. Закрепление материала
Описание внешности — один из самых трудных видов описания.
Чтобы убедить в этом ребят, можно предложить им описать самих себя. Они с удивлением отмечают, что никогда раньше не смотрели на себя «со стороны», что, кроме цвета глаз, длины волос, формы носа, ничего сказать не могут. Их описания похожи друг на друга. Редко кому удаётся отыскать неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека. А умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Такие описания носят обычно деловой характер: отсутствие эмоций, предельная точность, лаконичность:
Потерялся мальчик 5-х лет. Зовут Антон. Одет в спортивный костюм синего цвета. Без головного убора. На левой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. Нашедших просим сообщить...
Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать индивидуальное.
Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из данного текста надо оставить?
Она маленькая, худенькая. Тёмные, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, карие. На ней белые гольфы, жёлтые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое . Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Юлей.
Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план:
1. Основная мысль описания (замысел).
2. Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).
3. Яркие, незабываемые портретные детали.
4. Языковые средства, использованные для описания.
План поможет и в работе со специальными карточками, подготовленными к этому уроку. На карточках — красочные фотографии и индивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят. Например:
Люда - гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи? Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?
Олег. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг! Опиши выражение лица Олега, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Маша. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата. Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?
На следующем этапе урока хочется сделать особый акцент. Потому что ребята работали не с живописными, а фотографическими, документальными портретами, взятыми из школьного музея. Внимательно рассматривают семиклассники фотографии бывшего учителя, участника Сталинградской битвы Александра Фокича Ильина.
На первой фотографии Александр Фокич запёчатлён в мае 1941 года. Юношеское, почти детское лицо, открытый взгляд, доверчивая улыбка. Планы, надежды. И, конечно, никакой боли...
А на втором снимке мы видим, Александра Фокича, снявшегося сразу после Сталинградской битвы. Помните, как у Симонова: «И вдруг его не узнал»: израненное морщинами, осунувшееся, суровое лицо воина... В глазах нет прежней радости, блеска... Кажется, что на этих двух фотографиях совершенно разные люди, что разница в возрасте между ними огромна. Исказила война человека до неузнаваемости, состарила, забрала молодость, но не ожесточила.
На третьей фотографии Александр Фокич — в окружении учащихся нашей школы. Добрые, счастливые глаза, широкая улыбка... И только морщины — их гораздо больше... Говорят, человеческое горе измеряется количеством морщин на лице да седыми волосами... Правда, не теми, о которых рассказывает М. Румянцева в «Балладе о седых»:
Говорят, нынче в моде седые волосы.
И «седеет» бездумно молодость,
И девочка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
И какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину?..
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.
Память, стой... Замри... Это надо.
То — из жизни моей, не из книжки.
...Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его, очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
А ещё я помню солдата.
Он контужен был взрывом гранаты,
И оглох, и навек онемел.
Вот тогда, говорят, поседел...
О, седая мудрая старость!
О, седины неравных боёв!
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов?!
А от тех, что пришлось отдать,
Поседевших — не сосчитать.
Но от горя растёт седина.
Эх ты, модница, злая молодость, Над улыбкой — седая прядь... Это даже похоже на подлость — за полтинник седою стать. Я не против дерзости в моде. Я за то, чтобы модною слыть, но седины, как славу, как орден, надо, выстрадав, заслужить...
Следующий вид работы — описание портрета соседа по парте с использованием составленной заранее портретной лексики: карие, серовато-голубые; обаятельный, очаровательный, прелестный; брюнет, блондин, шатен, белобрысый.
Как правило, ребята либо вскользь говорят об улыбке соседа, либо вообще не включают её в описание. И тогда уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет». Доброжелательное, озарённое улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».
Умолкло всё,
Всё притаилось
На всех ветвях, на всех кустах,
Когда улыбка появилась
У Монны Лизы на устах.
С тех пор улыбкой этой самой
Интересуется земля.
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы-стёкол четырёх
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурёх.
Смеётся флейта,
Плачет скрипка —
Не расставались будто с ней,
А легендарная улыбка
Меж тем с годами всё ясней.
Не меркнет и не угасает,
Светлее дня,
Сильнее тьмы.
Джоконда, видно, что-то знает, чего ещё не знаем мы.
М. Лисянский
Большой интерес вызывает у школьников работа по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1950 г.).
...Холмистая местность, вдалеке несётся лошадь, гуляет женщина с детьми. Здесь же стоянка бродячих акробатов. Тоненькая девочка-гимнастка легко балансирует на шаре, рядом — её партнёр и тренер — широкоплечий атлет. Сила и грация... Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.
Можно предложить дифференцированные задания:
а) описать внешность девочки;
б) описать фигуру мужчины;
в) подобрать синонимы к словам: хрупкая, сильный;
г) подобрать антонимы к словам :изящный, мощный, массивный, нежный.
Картина Пикассо поворачивает разговор в другое русло. Вспыхнул спор: всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Отстаивая свои точки зрения, ребята вспоминают истории из жизни, привлекают на помощь героев литературных произведений ( Жилин из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник», Павлик из рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг...» и др.) отмечают, что не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, что иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы разглядеть истинные душевные качества.
Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса», — гласит народная мудрость. Можно предложить послушать песни в исполнении известных певцов. Ими могут быть и София Ротару, и Лев Лещенко, и Иосиф Кобзон ,и Анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами...
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок
5. Домашнее задание
Описать внешность знакомого нам человека. Озаглавить работу.

У вас нет прав для создания комментариев.