КВН по русскому языку
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МБОУ «Трёхозёрская СОШ»
Спасского района Республики Татарстан



Сидорова Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория

Всем, кто хочет добиться успеха
в изучении языка, нужно
научиться открывать его тайны.
М. Ломоносов
Учитель. Сегодня здесь собрались знатоки и любители русского языка для того, чтобы провести нашу встречу Клуба весёлых и находчивых. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным. Для КВН понадобится ваша внимательность, смекалка, находчивость. Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!
Приветствие участников команд.

Все участники.
Мы – весёлые ребята,
И не можем не скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
1-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
1-я команда.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы остаёмся все друзьями
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
2-я команда
Нам доверено с тобой провести удачно бой.
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты – наш друг, и в это
Все мы будем верить.

Учитель. Сегодня у нас необычная игра. Мы будем играть со словами родного русского языка. Писатель Н. В. Гоголь сказал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок». Итак, начинаем игру. У нас две команды – «Знайки» и «Грамотеи» . Нашу игру будет оценивать жюри.
1-е задание «Алфавит».
В волшебной стране Азбуковедения поселились 33 жителя. Каждый имел своё жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все волшебные звуки надели платья и превратились в буквы. А потом отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждой на своё место по номеру жилища. Вот в таком порядке стояли там буквы АБВГД… (дети говорят все вместе). Королеве Азбуке очень понравился этот строй букв и его стали называть по имени короля – Алфавит или по имени королевы – Азбука. Каждый. Кто захочет узнать тайны этой великой страны, должен знать порядок букв наизусть.
Задание: расположить слова в алфавитном порядке.
Огурец коса, апельсин, волк, цапля, рыба, барабан, земля, петух, яблоко, шар, мыло, гвоздь, дом, игла, лес, хлеб, ель.
2-е задание «Расшифруй пословицу»
Существует много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает её очень выразительной, заостряет ум и развивает память. Вот ваше задание: зная порядок букв в алфавите, разгадать пословицу и объяснить её смысл.

1-я команда.
21 25 6 15 30 6
19 3 6 20
1
15 6 21 25 6 15 30 6
20 30 14 1
(Ученье – свет, а неученье – тьма.)
2-я команда.
17 16 3 20 16 18 6 15 30 6
14 1 20 30
21 25 6 15 30 33
(Повторенье – мать ученья.)

3-е задание «Закончить пословицу»
 В гостях хорошо… (а дома лучше).
 Один – за всех… (и все за одного).
 Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).
 Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).
 Терпение и труд… (всё перетрут).
 Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
 За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).
 Поспешишь… (людей насмешишь).
 Любишь кататься… (люби и саночки возить).
 Скучен день до вечера… (коли делать нечего).
4-е задание «Почему мы так говорим?»
В книге К. И. Чуковского «От 2 до 5» говорится: «Когда мальчик услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», он спрятал своего щенка. Может, мальчик напрасно испугался? Как называется выражение, которое использовал автор? (фразеологизм)
Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то деле).
Вспомните фразеологические выражения со словом «нос». Объясните их.
(совать нос в чужие дела, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос, любопытной Варваре на базаре нос оторвали и т.д.)
5-е задание «Слово спрятано в слове»
Хлев, уточка, столб, щель, полк, точки, укол, удочка, мрак, зубр, коса, драма, спорт, плуг, поднос, плов.
6-е задание «Назови одним словом»

Храбрый человек (храбрец)
Болтливый человек (болтун)
Ленивый человек (лентяй)
Мудрый человек (мудрец)
Богатый человек (богач)
Грубый человек (грубиян)
Сильный человек (силач)
Весёлый человек (весельчак)


7-е задание «Отгадай слово»
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, сто и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)
2. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник)
8-е задание «Головоломки»
Разберитесь в шифре. Однажды я шёл по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:
«Если, беспечный фотограф, ты жаждешь
Знать, что тебя ожидает в пути,
Вычеркни буквы, которые дважды
В этой записке сумеешь найти.»
Записка перед вами, что в ней написано?

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П
(Тигры в лесу)
9-е задание «Узнай букву»

Вот два столба наискосок,
А между ними поясок. (А)
Буква – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву… (У)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква… (Ы) –
Все мы знать её должны.
Ходит пешком калач с посошком (Ю)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? 3.
А какая буква? (И)
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква (М)
Вот стоит, дымок пуская,
Буковка – труба печная. (Д)


10-е задание «Ответь на «5»
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.
Чудес…ный, мес…ность, гла…кий, ноч…ка, об…явление, тр…пинка, к…ртофель, прекрас…ный, сколь…кий, под…езд, сн…жинка, м…рковь.

11-е задание «Кто больше?»
Замените выделенную букву, образовав как можно больше слов.
Бочка Коза

12-е задание «Угадайте слова»

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну –
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну! –
Все они сбежали.


БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

13-е задание «Найди ошибку»

ПИНАЛ КОПУСТА
КОРАНДАШ МОРКОФЬ
РУЧЬКА КОРТОФЕЛ
ЛЕНЕЙКА АГУРЕЦ
ТИТРАТЬ ПАМЕДОР

14-е задание «Подчеркните имена прилагательные»
Сосулька, пушистая, прямой, сушит, ковёр, внимательный, квадратное, слёзы, игрушки, зелёные, ходит, собака, мягкий, золотой, кукла, читать, холодный.

15-е задание «Подбери слово»
Серый, хищный, … (волк)
Большой, косолапый… (медведь)
Солнечный, весёлый… (денёк)
Серое, хмурое… (утро)
Ясная, холодная… (погода)
Рыжая, хитрая… (лиса)

16-е задание «Загадка»
Составить из слогов загадку и отгадать её.
МА ЛАВ ША КИЙ КОЙ ША ПОД РИК ЛЕНЬ РИТ
(маленький шарик под лавкой шарит) (мышка)

17-е задание «Минутка чистописания»
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

18-е задание «Антонимы»
-Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)
-Совершенно верно, тогда вам не трудно будет отыскать их в стихотворении.

У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал, что низко.
А МЫШОНОК – высоко.
ВОРОБЕЙ сказал, что близко,
А УЛИТКА – далеко.
А ТЕЛЁНОК озабочен, тем, что яблоко мало.
А ЦЫПЛЁНОК – тем, что очень велико и тяжело.
А КОТЁНКУ всё равно: кислое – зачем оно?
- Что вы! - шепчет ЧЕРВЯЧОК – сладкий у него бочок.
Г. Сапгир

19-е задание «Закончи стих»
Вдруг заплакал носорог:
Утром не нашёл свой рог…

20 задание «Наборщик»
Из букв слова «ПРОСТОКВАША» составить новые слова.
Учитель. На этом наш конкурс закончился. Жюри объявит нам победителей. А вам, друзья, я хочу пожелать: любите и изучайте родной язык, и вы сделаете для себя множество открытий. Знание русского языка необходимо нам в жизни. Чтобы стать культурным, мы должны в школе изучать его. Пользоваться всеми богатствами языка. Но незнание его приводит к тому, что речь некоторых ребят очень бедна. А употребление ненормативной лексики делает речь некрасивой, грубой, неприятной.

От слова грязного, гнилого
Освободим нашу гордую речь!
Русское слово, красивое слово
От чёрного слова будем беречь!

«Выучи русский язык!»


Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Мир разобщённых безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!


Константин Георгиевич Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»
Жюри подводит итоги.
Награждение победителей.


Все участники.
Мы – весёлые ребята,
И не можем не скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
1-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
*******************
1-я команда.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы остаёмся все друзьями
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
2-я команда
Нам доверено с тобой провести удачно бой.
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты – наш друг, и в это
Все мы будем верить.

А только наши знания.

Задание: расположить слова в алфавитном порядке.
Огурец коса, апельсин, волк, цапля, рыба, барабан, земля, петух, яблоко, шар, мыло, гвоздь, дом, игла, лес, хлеб, ель.

Задание: расположить слова в алфавитном порядке.
Огурец коса, апельсин, волк, цапля, рыба, барабан, земля, петух, яблоко, шар, мыло, гвоздь, дом, игла, лес, хлеб, ель.


1-я команда.
21 25 6 15 30 6
19 3 6 20
1
15 6 21 25 6 15 30 6
20 30 14 1

2-я команда.
17 16 3 20 16 18 6 15 30 6
14 1 20 30
21 25 6 15 30 33

_____________________________________________________________________________

5-е задание «Слово спрятано в слове»
Хлев, уточка, столб, щель, полк, точки, укол, удочка, мрак, зубр, коса, драма, спорт, плуг, поднос, плов.

5-е задание «Слово спрятано в слове»
Хлев, уточка, столб, щель, полк, точки, укол, удочка, мрак, зубр, коса, драма, спорт, плуг, поднос, плов.

7-е задание «Отгадай слово»
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, сто и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. ___________________________

2. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. ___________________________

7-е задание «Отгадай слово»
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, сто и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. ____________________

2. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. ________________________

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П
________________________________________________________________________________________________

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П
_________________________________________________________________________________________________

10-е задание «Ответь на «5»
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.
Чудес…ный, мес…ность, гла…кий, ноч…ка, об…явление, тр…пинка, к…ртофель, прекрас…ный, сколь…кий, под…езд, сн…жинка, м…рковь.

10-е задание «Ответь на «5»
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.
Чудес…ный, мес…ность, гла…кий, ноч…ка, об…явление, тр…пинка, к…ртофель, прекрас…ный, сколь…кий, под…езд, сн…жинка, м…рковь.
11-е задание «Кто больше?»
Замените выделенную букву, образовав как можно больше слов.
Бочка Коза
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11-е задание «Кто больше?»
Замените выделенную букву, образовав как можно больше слов.
Бочка Коза
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13-е задание «Найди ошибку»

ПИНАЛ КОПУСТА
КОРАНДАШ МОРКОФЬ
РУЧЬКА КОРТОФЕЛ
ЛЕНЕЙКА АГУРЕЦ
ТИТРАТЬ ПАМЕДОР

13-е задание «Найди ошибку»

ПИНАЛ КОПУСТА
КОРАНДАШ МОРКОФЬ
РУЧЬКА КОРТОФЕЛ
ЛЕНЕЙКА АГУРЕЦ
ТИТРАТЬ ПАМЕДОР

14-е задание «Подчеркните имена прилагательные»
Сосулька, пушистая, прямой, сушит, ковёр, внимательный, квадратное, слёзы,

игрушки, зелёные, ходит, собака, мягкий, золотой, кукла, читать, холодный.

14-е задание «Подчеркните имена прилагательные»
Сосулька, пушистая, прямой, сушит, ковёр, внимательный, квадратное, слёзы,

игрушки, зелёные, ходит, собака, мягкий, золотой, кукла, читать, холодный.

15-е задание «Подбери слово»
Серый, хищный … __________
Большой, косолапый… _________
Солнечный, весёлый… ________
Серое, хмурое… _________
Ясная, холодная… ________
Рыжая, хитрая… _________

15-е задание «Подбери слово»
Серый, хищный … ___________
Большой, косолапый… _________
Солнечный, весёлый… _________
Серое, хмурое… _________
Ясная, холодная… __________
Рыжая, хитрая… __________

МА ЛАВ ША КИЙ КОЙ ША ПОД РИК ЛЕНЬ РИТ

МА ЛАВ ША КИЙ КОЙ ША ПОД РИК ЛЕНЬ РИТ

17-е задание «Минутка чистописания»
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

17-е задание «Минутка чистописания»
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

19-е задание «Закончи стих»
Вдруг заплакал носорог:
Утром не нашёл свой рог…
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________

19-е задание «Закончи стих»
Вдруг заплакал носорог:
Утром не нашёл свой рог…
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________

ПРОСТОКВАША

ПРОСТОКВАША
Список литературы:
1. Газета «Педтворчество» № 4, 2000 г.
2. Газета «Педтворчество» № 6, 2003 г.
3. Журнал «Начальная школа» № 3, 2004 г.

У вас нет прав для создания комментариев.