Настоящее время глагола.
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Никонорова И.И
МБОУ «Сунчелеевская средняя школа
имени академика Н.Т.Саврукова»
Тема: Настоящее время
Цели урока:
Образовательные:
а) формирование представления о правильном написании глаголов настоящего времени;
б) способности к написанию глаголов настоящего времени;
Развивающие:
а) развитие орфографической зоркости;
б) мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности, активизации познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний о настоящем времени глагола.
Метапредметные:
познавательные УУД: постановка и решение проблемы;
регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи;
личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы: само-и взаимоконтроля, стимуляции и мотивации, упражнения и беседы
Оборудование: схемы, раздаточный материал, эталоны для самопроверки
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас на уроке.
Учитель. Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
Ученик. Морфология
Учитель. Какие части речи вы знаете?
Ученик. Знаменательные и служебные.
Учитель. Как называются знаменательные части речи?
Ученик. Имя существительное, прилагательное, местоимение, глагол, числительное, причастие, деепричастие, наречие
Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученик. Мы изучали тему «Прошедшее время».
Учитель. Сегодня мы с вами изучим новую тему, но до этого проверим домашнее задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева, выпишите все глаголы и определите их время.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит,
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ученик. Глаголы прошедшего времени: не проснулась, послышала, улыбнулась, так как они обозначают действия, которые происходили в прошлом, отвечают на вопросы что делал? что сделал? Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс-л-
Учитель. Ребята, вы ничего не сказали об остальных глаголах ( дышит, колышет, шевелит).
Ученик. Мы затрудняемся определить время этих глаголов.
Учитель. Вы хотите расширить свои знания о временах глагола?
Ученик. (Да.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового?
Ученик. С повторения, что знаем по теме «Прошедшее время глагола ».
Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик. Выполнение распределительного диктанта.
Учитель. Поставьте глаголы в прошедшем времени, распределите их по группам: -ел-, -ал-, -ил-, -ял-. Увидеть, клеить, таять, слышать, чуять, строить, молчать
Ученик. Увидел -суффикс е, л, клеил -суффикс и, л, таял -суффикс я, л, слышал –суффикс а, л, чуял –суффикс я, л, строил -суффикс и, л, молчал- суффикса, л)
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Прошедшее время» и обозначают ее графически.
Работа по карточке. Спишите, определите время глаголов, поставьте в них ударения. Взяла, пробыла, рвала, гнал, плыл, отняла, воет, свистит
Ученик. Взяла - глагол прошедшего времени, так как отвечает на вопрос что сделала? суффикс. прошедшего времени л, ударение падает на окончание а; пробыла -суффикс л, ударение падает на окончание а; рвала- суффикс л, ударение на окончании а; гнал- суффикс л, плыл –суффикс л; отняла- суффикс л, окончание а под ударением)
Так комментируется каждое слово
Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Прошедшее время»?
Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне
Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с распределительным диктантом. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Слова записаны верно»)
Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Прошедшее время»?
Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне
Учитель. С какой орфограммой вы познакомились?
Ученик. Правописанием глаголов прошедшего времени. В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.
Учитель. Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Учитель. Все ли названные слова прошедшего времени и имеют суффикс л?
Ученик. Нет. Мы не знакомы со временем глаголов воет, свистит.
Учитель. Попробуйте поставить вопрос к этим глаголам. В какой момент речи происходит действие в этих глаголах?
( Учащиеся пытаются по аналогии определить время данных слов)
Ученик. Воет - глагол отвечает на вопрос что делает? а не что делал? Обозначает действие, которое совершается, а не совершалось, и суффикса л в этих словах нет. Значит, эти глаголы обозначают не прошедшее время, а другое какое-то время.
Учитель. А какое время они обозначают, мы с вами выясним.
III Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Учитель. Какова же проблема?
Ученик. Определение глаголов настоящего времени.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Научиться правильно определять момент речи , в которое происходит действие глагола и правильно ставить вопросы, то есть научиться определять глаголы настоящего времени
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. «Настоящее время»
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?
Ученик. Выполнение заданий по определению настоящего времени глагола.
V. Реализация построения проекта.
Учитель. Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Пшеницу посеяли Паруса плывут
Ручьи текли Ветки ломает
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?
Ученик. В левом столбике глаголы прошедшее времени, так как обозначают действие глагола до момента речи и отвечают на вопросы что сделали?, что делали?, можно выделить суффикс –л-, а в правом- настоящего времени, так как глагол обозначает действие, происходящее в момент речи и отвечают на вопросы что делают? что делает?).
Учитель. Еще какие наблюдения вы провели?
Ученик. В левом столбике глаголы совершенного и несовершенного вида , в правом –только несовершенного вида.
Учитель. Отчего же зависит время глагола?
Ученик. От того, в какой момент речи происходит действие глагола и на какой вопрос отвечают.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.
Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: Настоящее время. Вопросы: что делаешь? что делают? что делает? что делаем?
- Теперь мы можем объяснить определение времени глагола, которые вызывали в начале урока затруднение?
Ученик. Да. Глаголы воет и свистит обозначают действие , происходящее в момент речи , и отвечают на вопрос что делает?).
Учитель. Как преодолеть затруднение в определении настоящего времени глагола
Ученик. Обратиться к эталону.
Учитель. Прочитайте на доске примеры: летят, стучат, живу, грызу, отбыла, принимал. Что вы сделаете, чтобы определить время глаголов?
Ученик. Воспользуемся эталоном.
( Летят -глагол настоящего времени, так как обозначает действие, происходящее в момент речи и отвечает на вопрос что делают? стучат- глагол настоящего времени, так как обозначает действие , происходящее в момент речи и отвечает на вопрос что делают; живу - глагол настоящего времени, так как обозначает действие, происходящее в момент речи и отвечает на вопрос что делаю?, грызу – глагол настоящего времени, так как обозначает действие, происходящее в момент речи и отвечают на вопрос что делаю; отбыла глагол прошедшего времени, так как обозначает действие, происходившее до момента речи, отвечает на вопрос что делала? принимал –глагол прошедшего времени, так как обозначает действия, происходившие до момента речи, образовался этот глагол от основы неопределенной формы принимать с помощью суффикса –л-),
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Учитель. Мы выполнили поставленную задачу, можем определить настоящее время глагола.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласна. Задание 1. Выполним упражнение № 659 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
Ученик. 1вариант. Гляжу: садится дятел прямо на ствол (гляжу –отвечает на вопрос что делаю? Настоящее время, садится- отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие, происходящее в момент речи- настоящее время)
Ученик. 2 вариант. – цепляется за него острыми коготками (цепляется-отвечает на вопрос что делает? Глагол настоящего времени
Учитель. Дальше продолжаем самостоятельно
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Задание 2 для всех учащихся: спишите текст, подчеркните глаголы настоящего времени
Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На темно – сером небе кое – где мигают звезды. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной. Слышится сдержанный шепот ночи. Деревья слабо шумят. Прут едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.
Учитель. Ваши следующие действия?
Ученик. Проведем самопроверку по эталону.
Эталон: Настоящее время. Несовершенный вид. Вопросы: что делаешь? что делают? что делает? что делаем?
Ученик. Выехать - что делать? Глагол настоящего времени, так как обозначает действие в момент речи, глагол несовершенного вида, а эту форму имеют только глаголы настоящего времени; выходите - что делаете ? глагол настоящего время несовершенного вида) Глаголам мигают, набегает, слышится, шумят, начинает дымиться, светлеет, яснеет, белеют, зеленеют -дается аналогичное объяснение.
Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? Ученик. Можем определить настоящее время глагола
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет.
Учитель. Почему?
Ученик. Мал объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Задание 3: найдите глаголы, запишите их в настоящем времени. Прочитайте и озаглавьте получившийся текст.
Наступать раннее зимнее утро. Мягко хрустеть под ногами снег. Цепочка следов виться по лесной опушке. По самому краю полянки пробегать зайка. Веселая стайка птиц пронестись над опушкой леса. Она разместиться на верхушке старого дерева. С его ветвей свалиться снежная шапка. Хорошо пахнуть в лесу смолой и хвоей.
Ученик. Текст озаглавили « Зимой в лесу».
Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Цепочка следов вьется по лесной опушке. По самому краю полянки пробегает зайка. Веселая стайка птиц проносится над опушкой леса. Она размещается на верхушке старого дерева. С его ветвей сваливается снежная шапка. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.
Наступает -глагол настоящего времени , отвечает на вопрос что делает? Обозначает действие, происходящее в момент речи; хрустит –глагол настоящего времени, отвечает на вопрос что делает? Глаголы вьется, пробегает, проносится, размещается, сваливается- объясняются аналогично. Все эти глаголы несовершенного вида, а формы настоящего времени имеют только глаголы этого вида.
Учитель. Выполнение работы проходит по эталону. Эталон: Настоящее время. Несовершенный вид. Вопросы: что делаешь? что делают? что делает? что делаем?
Учитель. Задание 4. Составьте связный текст на тему «Наступление весны».
Глаголы в настоящем времени подчеркните.
Ученик. Зима кончается, начинается весна. День становится светлее, воздух теплее. Дневное солнце рушит снежные крепости, начинают таять сосульки. Звенит веселая капель. У домов шумят воробьи, под крышей собираются голуби. Звенят в лесу синицы, громко барабанят дятлы. Зимние гости улетают на север, а с юга уже летят грачи, жаворонки. Купаются воробьи, отмывают зимнюю грязь. Растет весенний шум.
Учитель. Проверяем подчеркнутые глаголы, сверяем с эталоном, исправляем ошибки.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Чему был посвящен урок?
Ученик. Настоящему времени глагола.
Учитель. В чем суть определения времени глагола ?
Ученик. В правильной постановке вопроса и в какой момент речи происходит действие глагола.
Учитель. Какие затруднения мы испытали?
Ученик. Не всегда правильно задаем вопросы глаголу.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. Новое правило проверки по алгоритму.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

? Научился определять настоящее время глагола, но остались вопросы по теме

! Научился находить глаголы настоящего времени. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! ! Научился определять и находить глаголы настоящего времени и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился определять глаголы настоящего времени , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 661.
2 Кто научился находить глаголы настоящего времени, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 660.
3. Кто научился определять и находить глаголы настоящего времени и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте связный текст на тему «Сегодня на улице» Глаголы в настоящем времени подчеркните.
4. Задания для умников и умниц!
По толковому и этимологическому словарям узнайте, что означает слово предпринять. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
-Оценка учебной деятельности класса.
Учитель. Молодцы, сегодня вы прекрасно справились с заданием. Я вами довольна.

У вас нет прав для создания комментариев.