Обобщающий урок "Древесина", "Что мы сажаем, сажая леса?"
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Обобщающий урок по технологии
по разделу «Древесина и ее применение» «Что мы сажаем, сажая леса?»
учитель технологии Прыткова Галина Николаевна
МБОУ "Урюмская средняя общеобразовательная школа"
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Цель: сформировать понятия о деревьях, древесине, пиломатериалы… способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, как части общей культуры и отношения человека к природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о лесе, роли пользы леса;
2. расширить элементарные сведения о видах деревьев;
3. учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.
Развивающие:
1. формирование коллективно-творческого мышления;
2. развивать познавательный интерес детей ;
Воспитательные:
1. воспитывать у детей ответственное отношение к природе родного края;
2. создать условия повышения экологического сознания учащихся а также их социальной активности.
Оборудование : проектор,
Занятие сопровождается презентацией
Ход мероприятия
-Здравствуйте, ребята. 2011 год объявлен Международным годом лесов? И сегодня мы поговорим с вами о лесе. Мы закончили с вами раздел древесина и сегодня проводим обобщающее мероприятие по древесине. Называется устный журнал «Что мы сажаем, сажая леса?...». Эти строки из стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?...»

Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. «Что мы сажаем, сажая леса?...».
Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…»;
Столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…». И конечно, он бы не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…
Рабочий бумажного комбината кроме тетрадей обязательно назвал бы книги, а также газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.
Деревенский плотник напомнил бы о рубленных бревенчатых избах и деревянных мостах через небольшие речки.
И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства…
Музыканты воскликнул бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».
А услышь наш разговор агроном, он бы, пожалуй, обиделся: как же, мол, так – забыли, что лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.
Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле.
«Что мы сажаем, сажая леса?» - переспросил бы врач. Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории? Конечно, среди лесов. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».
Ну, а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота».
А закончил бы лесничий свою речь все теми же стихами:
Что мы сажаем, Сажая Леса?
Чащу, Где бродят Барсук и лиса.
Лист, На который Ложится роса.
Свежесть лесную, И влагу, И тень, -
Вот что сажаем В сегодняшний день.
Вот сколько, ребята пользы от леса.
- Ребята, а какие деревья растут в наших лесах?
- Дуб, береза¸ ель, сосна, липа, осина, тополь….
- А на какие виды делятся деревья?
- Хвойные и лиственные
- И лес тоже бывает разный: хвойный – ели, сосны, пихты, кедр, лиственница; лиственный – в нем растут березы, осины, липы. А есть лес смешанный – лиственные деревья здесь соседствуют с хвойными.
Ребята, вы подготовили выступления про деревья, давайте послушаем.
Выступления детей (Домашнее задание).
Береза. Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Порода лиственная, твердая, упругая, по цвету – белая с красноватым оттенком. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. Малостойкая к гниению при переменной влажности. Хорошо обрабатывается строганием, гнётся и полируется. Применяют при изготовлении мебели.

Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Полижите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен. Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Осина – лиственная порода. Мягкая, лёгкая, по прочности уступает березе, белая с зеленоватым оттенком. Используется для резьбы по дереву, а также для производства спичек, игрушек, бумаги, сувениров.

Ель. Это дерево знакомо всем с детства. Даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки. Ель – хвойная порода, мягкая, пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. В промышленном производстве ель занимает второе место после сосны. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, оконных и дверных блоков.

Учитель .Вот веселый, пронизанный светом березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берез, бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от самой этой песни раскачиваются длинные ветви.
А вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковер из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел. Свистнет разок-другой рябчик – и снова тишина.
Смешанный лес. Рядом с сосной – береза, рядом с елью – осина. Здесь встречаются и липы, и дубы, и клены. Много разных кустарников, трав, цветов.
- А вы знаете, что за последние годы площадь лесов РТ снизилась от 80% до 17%. Ребята, а как вы думаете , что можно сделать, чтобы увеличить лесистость республики?
-Конечно же, сажать деревья. И мы с вами периодически это делаем. Сажаем саженцы на территории школы и села.
Сегодня мы пролистаем с вами журнал и выполним задания. За правильные ответы и выполненные задания получать будете жетоны. В конце подведем итог. Две команды.

1 страница. Викторина «Лес и его обитатели. О растениях леса».
- Сок, какого дерева сладкий? (берёзы)
- Зелена, а не луг, Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос? (берёзы)
- Из какого дерева делают спички? (осина)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (берёза)
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха, липа)
- У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
- Из какого дерева делают пианино? (ель)
- Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
Презентация 2 слайд по 9

2 страница 6 «Е»”
“Шесть Е”. Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
1.Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)
2.Эта “Е” у инженера на столе (проект)
3.Эти «Е» применяет столяр при работе (древесина) (природный материал, который состоит из корней, ствола, ветвей дерева)
4.Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
5.Эта “Е” стоит а цехе (оборудование) (инструменты)
Презентация. Сл.10
6.Это «Е» поперечная плоскость пиломатериала (торец), ребром – является линия пересечения двух плоскостей, пласть – наиболее широкая плоскость пиломатериала, кромка – узкая плоскость.
Презентация слайд 12 по 20
Вспомним пиломатериалы: брус, доски, пластина, четвертина, горбыль.

2 страница «Зачеркни лишнее»,

Береза, сосна, дуб, клен, ольха, вяз. (Сосна - хвойное растение.)
Кедр, ель, сосна, береза, пихта, лиственница. (Береза - лиственное.)
Брусника, голубица, клюква, береза, багульник. (Береза - дерево.)
Малина, смородина, дуб, крыжовник, клюква. (Дуб - дерево.)

4 страница “АНАГРАММЫ”.
ИПЛА (пила)
УРАБОНК ( рубанок)
ОМОЛОТК (молоток)
ЫВАТКЧА (вытачка)
АЗОГОТКВА (заготовка)
ИЕЕЛДЗИ (изделие)
ЕАФАРН (фанера)
Ребята, раз мы уж вспомнили о фанере, как получается фанера?
Презентация слайд 24
А что такое шпон? Слайд 25.
ДСП? ДВП? Слайд 26,27,28
5 страница “ЗАГАДКИ”.
1. Кручу – верчу, кручу – верчу!
Любой шуруп я закручу! (Отвертка)
2. Я скрепляю и скрепляю
Без шурупов и винтов (Клей)
3. Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!
А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)
4. Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.
Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)
Давайте вспомним Инструменты столяра.
Презентация слайд 30,31,32

6 страница “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ” слайд 34
К названию профессий подберите ее описание:
Закройщик - Специалист по подготовке тканей для пошива
Чертежник - Выполняет графические работы
Плотник - Работает топором, строит дома
Слесарь - Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты
Лесоруб – работает на заготовке дров, валит лес.
Лесник - следит за порядком в лесу
Столяр - работает в мастерской с деревом
7 страница Растения – символы слайд 35
Ведущий: В природе каждое растение означает что-то, является символом. Конкурс “Растения-символы”. А теперь вы должны найти соответствие для каждого дерева.
• Ель – одно из полезнейших и красивых деревьев, но ветви его издавна считали символом траура.
• Сосна – в древние времена использовалось для костра, на которых сжигали покойников, использовалась как жезл Вакха.
• Кедр – исстари признают символом долголетия, крепости, постоянства и твердости. Лотос – в древнем Египте считали символом солнца и плодородия. Поклонники Будды считают этот цветок символом чистоты и благородства.
• Роза – цветы ее всегда считались символом любви и красоты. У греков ее бутон был символом бесконечности, но она же символизировала и кратковременность человеческой жизни. Римляне думали, что эти цветы могут вселять мужество в сердца воинов.
• Вишня – символ весны, ее красные ягоды – символ сладкой любви.
• Дуб – за свое долголетие, крепкую и красивую древесину признан символом силы и славы.
• Калина – символ девичьей красоты, скромности, робости, а также невинности, требующей особой защиты.
• Клен – символ Канады.
• Осина – символ горечи.
Подведение итогов.
Ребята я вам раздала листочки напишите на них свое имя и каждый поставьте себе оценку за этот урок. Вы работали в команде поэтому каждый из вас знает кто как работал. Поменяйтесь листочками и поставьте теперь оценки друг другу. Если ваши оценки совпадают, то я эти оценку ставлю в журнал. Если же нет, то слово будет за учителем.
Спасибо всем за участие в уроке.

У вас нет прав для создания комментариев.