Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
МОУ «Черемышская средняя общеобразовательная школа»

КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

ПРОЕКТ
«ШКОЛА ПЕШЕХОДОВ»

Проект выполнили
учащиеся 10 класса МОУ «Черемышская СОШ»

Руководитель: Сенцов Михаил Николаевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Черемышская СОШ»

Черемыш, 2010
АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на создание условий для овладения школьниками навыками безопасного поведения на дорогах. Ребенок в возрасте 7-11 лет не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у детей связаны приятные впечатления. И поэтому чаще всего причиной ДТП с участием несовершеннолетних становятся сами дети. У них нет предвидения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Чаще всего ДТП происходят на пешеходных переходах и при переходе улицы в неположенном месте. К сожалению, общество в период взросления ребенка не уделяет должного внимания формированию навыка неукоснительного соблюдения ПДД. А ведь соблюдение ПДД является основополагающим элементом формирования сознания ребенка – пешехода, а в дальнейшем будущего водителя, законопослушного гражданина. Мы надеемся, что после реализации проекта наши школьники пойдут по жизни безопасными дорогами!
Проект «Школа пешеходов» направлен на решение очень актуальной на сегодняшний день проблемы, которая существует в нашей стране – увеличение числа ДТП с участием детей и подростков.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни ДТП, в результате которых погибают и получают травмы сотни детей. Именно поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой нашего общества, требующей решения.

Анализируя статистические данные, мы видим, что наибольшее количество ДТП происходит с участием детей-пешеходов. Основные причины ДТП: переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода, выбегание на дорогу из-за всяких кустов, палаток, из-за стоящих и движущихся транспортных средств, перебегание на другую сторону улицы на красный или жёлтый сигнал светофора, игры на проезжей части! А ведь все ученики в школе Правила дорожного движения, как семечки, щелкают, а как до практического применения теории дело доходит – все знания мгновенно улетучиваются. Нашим учащимся не хватает практики. Мало говорить, нужно ещё взять ребенка за руку и пройти вместе через проезжую часть. С каждым – индивидуально! Необходимо каждого ребенка учить переходить дорогу правильно, а значит, безопасно.

НОВИЗНА
Система формирования у школьников навыков безопасного поведения на дорогах, представленная в проекте, отражает творческий подход к решению данной проблемы и целенаправленную работу по профилактике ДТП. Организация зоны освоения ПДД «Перекресток» позволит создать у школьников модель безопасного поведения на дорогах.
Проект «Школа пешеходов» является инновационным, потому что проблема воспитания культуры пешеходов путем практических занятий в зоне освоения ПДД «Перекресток» ранее в нашей школе не решалась. Отличительной чертой нашего проекта является индивидуальный подход к обучению учащихся 1-5 классов и воспитанников детского сада «Березка» правилам безопасного поведения на дорогах.
Все работы по оборудованию зоны освоения ПДД «Перекресток» будут выполнены силами самих учащихся. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения к продуктам, созданным своими руками.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В результате социологического опроса учащихся нашей школы мы выяснили основные причины ДТП, в которых могут пострадать дети:
1. Неумение школьников применять теоретические знания в практических действиях на дороге.
2. Низкая транспортная дисциплина родителей и водителей транспортных средств.
3. Отсутствие в нашем селе дорожной разметки для пешеходов.
4. Неудовлетворительное состояние дорог.



Мы проживаем в сельской местности. На территории нашего и близлежащих сел нет ни одного пешеходного перехода, ни одного светофора, ни одного перекрестка с дорожной разметкой.
В нашей школе учащиеся начальной школы лишь частично знакомятся с ПДД на уроках окружающего мира, а уроки ОБЖ-КБЖ ведутся только с 5 класса. В курсе ОБЖ-КБЖ отведено небольшое количество часов на изучение ПДД. В результате, освоив теоретические знания, школьники не умеют применять их в практических действиях на дороге. Именно поэтому наш проект рассчитан на учащихся 1-5 классов. На наш взгляд это самый удачный возраст для формирования модели безопасного поведения школьников на дорогах.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование дорожной культуры учащихся-пешеходов, а в дальнейшем будущих водителей через создание в школе зоны освоения ПДД «Перекресток».

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Создание у школьников безопасной модели поведения на дорогах.
2. Привитие навыка неукоснительного соблюдения учащимися ПДД.
3. Изучение дорожной разметки и дорожных знаков, понимание их значения для правильной ориентации на дорогах.
4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Организация сотрудничества с Черемышским детским садом «Березка» по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I.Подготовительный (сбор информации по проблеме) - апрель-май 2010 г.
II.Основной (практический) - август 2010 г. – апрель 2011 г.
III.Заключительный (аналитический) - май 2011 г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
 учащиеся 10 класса;
 классный руководитель 10 класса Сенцов М.Н.
 учащиеся 1-6 классов, воспитанники детского сада «Березка»;
 педагоги;
 родители.

ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА
Реализация проекта «Школа пешеходов» осуществляется на базе МОУ «Черемышская средняя общеобразовательная школа».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 навык неукоснительного соблюдения учащимися ПДД;
 понимание значения дорожной разметки и дорожных знаков для правильной ориентации на дорогах;
 сформированность у школьников навыков уверенного и безопасного поведения на дорогах;
 уменьшение зафиксированного числа ДТП с участием детей в пределах Черемышского территориального управления.

Став участниками проекта «Школа пешеходов», школьники попробуют себя в различных социальных ролях, что будет содействовать их успешной социализации в обществе. Проект «Школа пешеходов» - эффективное средство формирования активной гражданской позиции школьников, потому что:
 учащиеся будут вовлечены в социально-значимую общественную деятельность, способствующую приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению;
 проект покажет значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№п/п Этап Содержание работы Срок Ответственный
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме)  выявление проблемы;
 изучение нормативно-правовой базы;
 проведение социологических исследования (тестирование учащихся 2-5 классов);
 информационный мониторинг (изучение работы в других школах по данной проблеме)
 «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий обучения школьников правилам безопасного поведения на дорогах);
 создание эскиза;
 составление сметы расходов на реализацию проекта;
 прогноз результативности;
 презентация проекта на школьном конкурсе социальных проектов «Наша новая школа» Апрель-май 2010 г. Учащиеся 10 класса, классный руководитель Сенцов М.Н.
2. Основной (практический)  обеспечение условий для реализации проекта;
 организация зоны освоения ПДД «Перекресток» (разметка площадки в кабинете ОБЖ, закупка красок, оборудование площадки с элементами реальной дороги);
 осуществление мониторинга результативности Август 2010 г. – апрель 2011 г. Учащиеся 11 класса, классный руководитель Сенцов М.Н.
3. Заключительный (аналитический)  подведение итогов реализации проекта;
 рефлексия «Я и проект»;
 внесение коррекции в случае нерешенных или побочных проблем;
 презентация проекта на общешкольном родительском собрании;
 представление проекта и результатов работы в СМИ Май 2011 г. Учащиеся 10 класса, классный руководитель Сенцов М.Н.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРОЕКТУ

Срок Что будет сделано? Кто примет участие?
Апрель
2010 г. Теоретическая разработка зоны освоения ПДД «Перекресток» Учащиеся
10 класса и классный руководитель Сенцов М.Н.
Май
2010 г. Презентация проекта Учащиеся
10 класса и классный руководитель Сенцов М.Н.
Август
2010 г. Практическое оформление зоны освоения ПДД «Перекресток» Учащиеся
11 класса и классный руководитель Сенцов М.Н., родители
Сентябрь-ноябрь
2010 г. Организация практических занятий по формированию у школьников культуры поведения на дорогах (по разработанной программе) Учащиеся
1-5 классов, воспитанники детского сада «Березка»
Декабрь 2010 г. Мониторинг результативности деятельности зоны освоения ПДД «Перекресток» Учащиеся
11 класса и классный руководитель Сенцов М.Н.
Январь-март 2011 г. Организация практических занятий по формированию у школьников культуры поведения на дорогах (по разработанной программе) Учащиеся
1-5 классов, воспитанники детского сада «Березка»
Апрель
2011 г. Мониторинг результативности деятельности зоны освоения ПДД «Перекресток» Учащиеся
11 класса и классный руководитель Сенцов М.Н.
Май
2011 г. Подведение итогов работы зоны освоения ПДД «Перекресток» Учащиеся
11 класса и классный руководитель Сенцов М.Н., педагоги, учащиеся и родители

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:
1. Результативное участие школьников в районных конкурсах по ПДД.
2. Мониторинг количества ДТП с участием детей.
3. Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления результативности реализации проекта «Школа пешеходов».

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Процедура оценки будет проходить в ходе заслушивания промежуточных и конечных результатов реализации проекта на классных собраниях исполнителей проекта.
Оценивать проект будут сами исполнители проекта, а также его участники.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
1. Зона освоения ПДД «Перекресток».
2. Атрибуты для проведения практических занятий (форма работника ГИБДД, жезл и т.д.).
3. Комплект дорожных знаков.
4. Видеокамера.
5. Библиотечка по ПДД.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Деятельность родителей и педагогов школы, направленная на снижение количества ДТП с участием детей, носит бессистемный характер. Вследствие этого у школьников отсутствует общая культура безопасного поведения на дорогах. Общее число погибших в ДТП за последние десять лет сопоставимо с населением среднего областного центра России. Сложившаяся обстановка требует принятия неотложных мер к ликвидации причин, порождающих детский травматизм на дорогах.
Осознание возможности положительного влияния на уровень сформированности у школьников практических навыков и на профилактику ДТП с участием детей, привело нас к идее создание зоны освоения ПДД «Перекресток». Этому способствует также наличие в школе кабинета ОБЖ.
Зона освоения ПДД «Перекресток» будет представлять собой площадку, имитирующую часть дороги – перекресток с дорожной разметкой, с тротуарами, с пешеходными переходами и с автобусной остановкой.
Школьники будут изучать ПДД в условиях приближенных к реальным: переносные дорожные знаки, макет действующего светофора, разметка проезжей части и тротуара.
Практические занятия на простейшем тренировочном перекрестке будут способствовать приобретению школьниками навыков безопасного поведения на дорогах (правилах поведения пешеходов на улице, правилах перехода улицы, умении ориентироваться на остановках общественного транспорта и т.д.), в то время как беседа дает лишь отвлеченные представления о перекрестке.
При оформлении зоны освоения ПДД «Перекресток» необходимо предусмотреть следующие элементы дорожной разметки и дорожные знаки:
 Тротуар
 Линия, указывающая разрешенные направления движения
 Пешеходный переход
 Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях
 Перекресток
 Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении
 Стоп-линия
 Знак «Пешеходный переход»
 Знак «Главная дорога»
 Знак «Уступите дорогу»
 Светофор
 Знак «Движение прямо и направо»
 Знак «Велосипедная дорожка»
 Знак «Остановка общественного транспорта»
Желательно чтобы зона была оборудована электрифицированными макетами транспортного и пешеходного светофоров.
Мы планируем вести видеосъемку практических занятий для создания собственной видеотеки, которую впоследствии можно будет применять на уроках и профилактических беседах, а также для мониторинга результативности работы зоны освоения ПДД «Перекресток».
При разработке проекта «Школа пешеходов» и составлении сметы расходов на реализацию проекта использован исследовательский материал, взятый со страниц Всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства», где имеется описание аналогичных проектов.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Итоги проекта «Школа пешеходов» будут подведены в мае 2011 года. В случае положительного результата работы зоны освоения ПДД «Перекресток» в 2011-2012 учебном году будет разработан проект автогородка, предназначенный для формирования навыков безопасного поведения на дорогах несовершеннолетних водителей велосипедов и мототранспорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газета «Добрая Дорога Детства», 2008-2010 гг.
2. http://www.dddgazeta.ru/
3. Амелина В.Е, Фастова О.Л., Кашлева С.В. Внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения». М.: Глобус , 2008. - 304 с.
4. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД по внеклассной работе/ Е.А. Воронова. Изд.2-е.- Ростов н\Д:Феникс, 2006. - 256 с.
5. Дети и дорога: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. Ч.П. – М.1994.
6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
8. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога»/ авт. – сост. О.В. Пахнутова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 319 с.: ил.
9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями \ авт.- сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 222 с.
10. Фролов М.П. Безопасность на улицах и дорогах: учебное пособие для 5-11 классов / М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. - Тула: «Тульский полиграфист», 2000. - 48 с.