Познавательно-творческий проект на тему: «Тукай в наших сердцах»
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
МБДОУ №»2 Г. Лениногорск Маркелова Елена Егоровна Проектная работа

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2города Лениногорска» муниципального образования

 «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-творческий проект  на тему: «Тукай в наших сердцах»                                   

 

 

 

                                          

 

 

                                          

 

                                           Автор проекта:

                                       Маркелова Елена Егоровна,

                                       воспитатель МБДОУ «Детский сад №2. Г. Лениногорска «МО ЛМР

                                       1 квалификационная категория

 

 

 

2019 г.

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

Познавательно - творческий  проект «Тукай в наших сердцах »

Адресация  проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего  дошкольного возраста и их родителями, специалистами.

Участники проекта

Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта

 Расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о великом татарском поэте  Г. Тукая  через разные виды деятельности.

Задачи проекта

Задачи для педагога:

1 Создание условий для формирования у детей познавательного  интереса, к творчеству Г. Тукая.

2.Продолжать знакомить с творчеством поэта: стихи, сказки. Воспитывать бережное отношение к произведениям поэта.

3. Формирование нравственных предпосылок посредством  художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев, через произведения Г. Тукая.

4.Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях. Приобщать их к семейному чтению художественной литературы.

Задачи для воспитанников:

1.Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.

2.Расширение кругозора детей  о сказках, стихах, персонажах по произведениям Г. Тукая. Формировать умение драматизировать сказки.

3. Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.

4. Формирование связной выразительной речи детей. Обогащение словарного запаса, повышение уровня коммуникативных способностей.

5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.

6. Эффективное развитие творчества и познавательного мышления  дошкольника.

Задачи для родителей:

1.Повышать педагогическую компетентность по вопросу познавательных и творческих способностей детей.

2. Способствовать созданию активной позиции родителей: совместной познавательных  умений детей.

3. Дать представление родителям  о значимости  совместной деятельности детей, о пользе приобщения к художественной литературе, приобщение к творчеству Г. Тукая чтению ее детям.

Сроки реализации

Долгосрочный: апрель

Вид проекта

Познавательно - творческий

Особенности проекта

Опирается на личный опыт педагогов, специалистов, родителей, детей

Итоги проекта

Творческий вечер посвященный поэту Г. Тукаю.

 

 

Постановка проблемы

В настоящее время большинство детей воспитываются не на художественной литературе, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании детей. Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, книга представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Актуальность проекта

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - одно из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка, связывается возможность обновлениями качественного улучшения его познавательного развития. Поэтому показатели развития личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наше время актуален вопрос, что читать детям? Круг чтения должен быть правильно сформирован.

Именно произведения Г. Тукая помогут  решить эту проблему. Творчество поэта несет в себе огромное творческое наследие. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях  работы с детьми дошкольного возраста. Сказка  - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст  - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественна и вместе с тем выразительна, можно быть уверенным , что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человечка.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие  в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе все средства и способы развития познавательных и  творческих и  способностей ребенка.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Формирование познавательных, творческих способностей   у детей старшего дошкольного возраста посредством  художественной литературы. Повышение эффективности  работы,  по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. Развитие творческого потенциала: активной, самостоятельной эмоционально отзывчивой  и развивающейся личности.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание необходимых условий  в ДОУ, семье по ознакомлению дошкольников с творчеством великого татарского поэта Г. Тукая.
  2. Развитие у детей познавательных и творческих способностей, любознательности, активности и коммуникативных навыков.
  3. Привлечение родителей к участию жизни и деятельности детского сада.
  4. Понимание важности привития детям  любви к художественной литературе и ее чтению.

Задачи для детей:

1. Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.

2.Расширение кругозора о сказках, персонажах Г. Тукая. Формировать умение драматизировать сказки.

3.Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.

4. Формирование связной выразительной речи. Обогащение словарного запаса, формирование уровня коммуникативных способностей.

5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.

6.  Эффективное развитие творчества и познавательное мышления дошкольника.

Задачи для родителей:

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательных, творческих  способностей  детей.
  2. Способствовать  созданию активной позиции родителей: совместной познавательно – творческих умений   детей.
  3. Дать представление родителям о значимости совместной познавательно – творческой деятельности с детьми, о пользе приобщения к художественной литературе, приобщение к творчеству  Г. Тукая чтению ее детям.

Задачи для педагогов:

1. Создание условий для формирования у детей познавательного интереса,  к творчеству Г. Тукая.

2.  Продолжать знакомить с творчеством поэта :стихи, сказки. Воспитывать бережное отношение к произведениям поэта, через произведения Г. Тукая.

3. Формирование нравственных предпосылок посредством художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев.

4. Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях. Приобщать их к семейному чтению художественной литературы.

Планирование работы:

1 этап – организационный, подготовительный.

  1. Изучение литературы по теме проекта.
  2. Создание условий  для осуществления проекта.
  3. Анкетирование родителей на тему: «Знакомим с творчеством татарских поэтов и писателей».
  4. Выводы по итогам проекта.

2 этап -  основной практический.

  1. Использовать художественное слово, направленное на формирование познавательных, творческих  умений детей.
  2. Провести  с детьми ОД ,  по ознакомлению с творчеством Г. Тукая.
  3. Формировать начальное представление о роли сказки в нравственном воспитании ребенка дошкольника.
  4. Проводить дидактические  игры по познавательному  развитию.
  5. Чтение художественных произведений,  поэта Г. Тукая.
  6. Подготовить  детей к творческому вечеру.
  7. Оформление наглядного  материала  для родителей,  по творчеству Г. Тукая: памятки, консультации.
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов, атрибутов в проведении   творческого вечера: « Тукай в наших сердцах».
  9. Формировать у детей любовь и интерес к татарскому народному творчеству.

4 этап - заключительный.

  1. Анализ полученных результатов.
  2. Рекомендации родителям
  3. Вечер творческий посвященный поэту Г. Тукаю.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Интеграция областей

Срок проведения

Ответственный

Деятельность педагога

1.

Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

2.

 Диагностики уровня  познавательного развития детей

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

3.

Изучение и отбор содержания научно-методической литературы, нормативно-правовых документов

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

4.

Определение основных направлений деятельности и сроков работы

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели,

специалисты

5.

Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, специалистов .

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

 

6.

Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

Деятельность с детьми

1.

Диагностирование детей  уровня познавательных умений детей.

Познание

    Апрель.

воспитатели

2.

Тематические беседы: «В гостях у татарских поэтов и писателей», «Путешествия по сказкам Г. Тукая»

Социально-коммуникативное. Речевое. Познавательное

Апрель

2 неделя

Воспитатели, специалисты

3.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия  к  памятнику

татарского  поэта   Г. Тукая.

Социально-коммуникативное.

Речевое. Познавательно.

Апрель

  2-3        неделя

воспитатели

4.

Подбор книг по творчеству   Г. Тукая.

Речевое. Познавательное

Апрель

воспитатели

5.

Просмотр  мультфильмов , по творчеству Г.Тукая.

 Речевое. Познавательное

В течение месяца

Воспитатели, специалисты

6.

Ознакомление с социальным миром:  «Библиотека».

Познавательное

Апрель

1 неделя

воспитатели

7.

Ознакомление с предметным миром:

«Волшебные предметы» (зеркало, золотой гребень).

Познавательное

В течение месяца

воспитатели

8.

Ознакомление с миром природы

«Волшебный лес», «Озеро».

Познавательное

Октябрь, ноябрь, декабрь

воспитатели

9.

Изобразительная деятельность

 «Мой любимый сказочный герой».

Художественно- эстетическое

Апрель

4 неделя

воспитатели

10.

Музыкальная деятельность

Слушание музыкальных произведений ,разучивание песен: «Туган тел», « Карлыгач».

Художественно- эстетическое

В течение месяца.

Воспитатели, специалисты

 

11.

Приобщение к художественной литературе

Чтение художественных произведений : « Родной язык», «Забавный ученик», « Шурале», « Водяная».

Речевое

В течение месяца.

Воспитатели.

 

12

Заучивание  стихов Г.Тукая на конкурс чтецов.

Речевое

Апрель

2-3 неделя

Воспитатели, специалисты

13.

Развитие речи

Рассматривание иллюстраций , книг  на тему: « Творчество Тукая».

Речевое

2-3 неделя Апрель

воспитатели

14

Физическая культура

Разучивание подвижных игр:

 « Шурале», « Алтын тарак».

Физическое

В течение всего проекта

Воспитатели

15

Игровая деятельность

 Организация  сюжетно-ролевых игр,  дидактических игр и упражнений на  развитие познавательных, творческих умений  детей старшего дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное.

Речевое. Познавательно

В течение всего проекта

Воспитатели

Работа с родителями

1.

Работа  с семьями воспитанников, проведение анкетирования на тему: “Творчество татарских писателей”.

         

Апрель

1 неделя

воспитатели

 

2

Консультация для родителей на тему: «Прививаем любовь к книге», «Чему учат татарские мультфильмы?», « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”.

В течение всего проекта

воспитатели

3.

Привлечение родителей на изготовление атрибутов , костюмов для поведения творческого вечера: « Тукай в наших сердцах».

Октябрь, декабрь

воспитатели

4.

Совместная деятельность детей и родителей по формированию познавательно- творческих  умений.

В течение всего проекта

воспитатели

5.

Встречи за круглым столом:

« Чему нас учат, сказки Г. Тукая?».

Апрель

3 неделя

воспитатели

6.

Родительское собрание на тему:  «Учим любить книгу».

Апрель

3 неделя

воспитатели

7.

Изготовление буклетов и памяток по теме проекта

Апрель

воспитатели

8.

Совершенствование ПРС в ДОУ( книжные уголки, информационные стенды).

В течение всего проекта

Воспитатели, специалисты

9.

Просмотр и обсуждение тематического вечера “ Тукай в наших сердцах”

.

Апрель

Воспитатели и родители.

 

 

Выводы по проекту:

 

Вывод: Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники узнали много нового и интересного,  из жизни и творчества великого татарского поэта Г. Тукая. В проекте сотрудничали: дети, специалисты и родители. Одну из форм которую мы выбрали - это сотрудничество с семьями воспитанников. Совместная деятельность сблизила педагогический коллектив и родителей. Полученные знания и умения дети применили в разных видах деятельности. А коллективные мероприятия совместно с детьми еще больше сплотило детей и их родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» »  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва 2017.
  2.  “Воспитание детей на традициях народной культуры” Программа, разработки занятий и мероприятий, П.В.Ватаман. Волгоград. 2008 г.
  3. Савченко В.И.. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2013 г.
  4. Багаутдинова Д.Б.  Валеева Л.Г. Музей Г. Тукая в Кырлае. Изд. Казань, 1984.
  5. Г. Тукай. Стихи, поэмы и сказки. Изд. Казань 1986.
  6. Г. Тукай. « Волшебные странички». Казань  2011.
  7. Г. Тукай. Фотоальбом. Изд. Казань 1978.
  8. А.Г. Аксенова « Радуга». Хрестоматия по татарской литературе. Казань 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

   Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. О. ребёнка ___

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтениеэто:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.

4. Читаете ли Вы сами литературу татарских писателей?  Если да, что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, как часто? Если нет, что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

___

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мама;

б) папа;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

      8. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

      9. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребенка:

___

___

___

10. Знает ли Ваш ребёнок татарских поэтов и писателей? Если да, то перечислите:

а) да, ___

б) нет.

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи. Есть ли в библиотеке литература татарских писателей и поэтов?

а) да, ___

___

___

б) нет.

12. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?

а) да,

б) нет.

13. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском      саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

14. Вы считаете, что чтение это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.

15. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

16. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

17. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

18. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе

___

___

Спасибо за искренние ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Консультация для родителей на тему: « Прививайте своим детям любовь к книгам»

Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать, плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Одним из таких книг  являются произведения Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.  
Неиссякаемый интерес детей и взрослых  к его поэтическому и сказочному творчеству поэта .Произведения  Габдуллы Тукая» направлены на приобщение дошкольников к миру добра и красоты. Он рассматривает доступ к культурному наследию великого татарского народа. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Г. Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Чем больше эмоциональных и выразительных впечатлений ребенок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью , обладающей высокими духовно нравственными качествами станет он в будущем. Все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения,  и чтения творчества татарского поэта Г. Тукая.

 

Приложение 3

  Тематический вечер  посвященный татарскому поэту Г. Тукаю на тему: «Тукай в наших сердцах».

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности: интегративная

Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно эстетическое, социально-коммуникативное развитие

Социальный партнер: музыкальный руководитель, педагоги подготовительной группы

Средства: наглядные, литературные, музыкальные

 Материал и оборудование: портрет Г. Тукая, детские рисунки и плакаты по произведениям поэта, костюмы, технические средства.

Предварительная работа: беседы, чтение произведений Г. Тукая, заучивание стихотворений, разучивание подвижных игр, экскурсия в детскую библиотеку и к памятнику татарского поэта Г. Тукая.

Планируемые результаты:

1.  Создание необходимых условий в детском саду, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Г. Тукая.

  1. Развитие у детей любознательности , творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  2. Понимание родителей важности семейного чтения.

Цель: Расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о великом татарском поэте  Г. Тукая  через разные виды деятельности. Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству великого поэта.

Задачи:

1. Создать условия, для формирования у детей познавательного интереса к творчеству

      поэта Г. Тукая.   

  1. Вспомнить знакомые произведения этого автора, выразительно читать и инсценировать.
  2. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через постановку театрализованных сказок.
  3. Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
  4. Воспитывать интерес к литературе. Через игры, песни, сказки воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
  5. Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

 

 

 

Методика проведения:

      Под музыку татарского композитора С. Сайдашева дети входят в украшенный зал. Педагог читает стих « Тукай теле» и сопровождает показом слайдов.

 

Педагог: Когда наступает весна, мы с вами собираемся почтить память , великого татарского поэта Г. Тукая.  Педагог рассказывает историю биографию поэта.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

Педагог: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Слушание песни «Туган тел»

Педагог: Сложной была судьба поэта. Он очень рано остался без родителей, скитался от 

одного человека к другому. Детство у него было очень трудным.

Несмотря на все это Г. Тукай  рос смышленым старательным ребенком, рано научился

писать, читать.

Стих «Багышлау».

Педагог: Поэт прожил короткую  жизнь, но успел написать много стихов, интересных

сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

Педагог: Г.Тукай призывал  любить свою Родину, родной язык, свой народ. 

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на 

земле своих отцов, в единстве с русским народом.

5 й ребёнок: С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.
( исполняется русский народный танец).

 

Педагог: Много произведений стихов и сказок написал поэт. Они любимы как детьми,  так и взрослыми. Предлагаю провести викторину: « Угадай, из какого произведения отрывок». ( педагог зачитывает отрывки, а дети отгадывают).

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой. Инценировка «Бала белән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

Педагог: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

Педагог: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра «Ловишка ». Дети убегают, а Шурале их ловит. Пойманные дети рассказывают стихи ( по выбору детей).

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только 

дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду 

обижать, а сейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья ждут лесные жители. Да, чуть не забыл, я тут по

дороге нашел расческу (отдает ведущей) уходит. До свидания.

Педагог:  Дети, как вы думаете кто потерял расческу?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

Педагог: Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень 

золотой , он твой. Ребята, поиграем?

Игра: «Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

Водяная: спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без 

разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету,

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Педагог: Водяная, сядь, отдохни! Девочки исполнят для тебя татарский 

танец. ( татарский танец).

Водяная: Какие же девочки молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник,  посвященный

 дню рождения великого татарского поэта-писателя 

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

и подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она, 

ребята?

Дети: Сказка  про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Педагог показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти 

награды.

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим, вам книги Г. Тукая, чтобы вы в школе читали хорошо учились и

смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Педагог: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Педагог: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

рождения татарского поэта Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной край, сохраняйте свой язык.

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку. Стихи ,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2города Лениногорска» муниципального образования

 «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-творческий проект  на тему: «Тукай в наших сердцах»                                   

 

 

 

                                          

 

 

                                          

 

                                           Автор проекта:

                                       Маркелова Елена Егоровна,

                                       воспитатель МБДОУ «Детский сад №2. Г. Лениногорска «МО ЛМР

                                       1 квалификационная категория

 

 

 

2019 г.

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

Познавательно - творческий  проект «Тукай в наших сердцах »

Адресация  проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего  дошкольного возраста и их родителями, специалистами.

Участники проекта

Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта

 Расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о великом татарском поэте  Г. Тукая  через разные виды деятельности.

Задачи проекта

Задачи для педагога:

1 Создание условий для формирования у детей познавательного  интереса, к творчеству Г. Тукая.

2.Продолжать знакомить с творчеством поэта: стихи, сказки. Воспитывать бережное отношение к произведениям поэта.

3. Формирование нравственных предпосылок посредством  художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев, через произведения Г. Тукая.

4.Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях. Приобщать их к семейному чтению художественной литературы.

Задачи для воспитанников:

1.Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.

2.Расширение кругозора детей  о сказках, стихах, персонажах по произведениям Г. Тукая. Формировать умение драматизировать сказки.

3. Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.

4. Формирование связной выразительной речи детей. Обогащение словарного запаса, повышение уровня коммуникативных способностей.

5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.

6. Эффективное развитие творчества и познавательного мышления  дошкольника.

Задачи для родителей:

1.Повышать педагогическую компетентность по вопросу познавательных и творческих способностей детей.

2. Способствовать созданию активной позиции родителей: совместной познавательных  умений детей.

3. Дать представление родителям  о значимости  совместной деятельности детей, о пользе приобщения к художественной литературе, приобщение к творчеству Г. Тукая чтению ее детям.

Сроки реализации

Долгосрочный: апрель

Вид проекта

Познавательно - творческий

Особенности проекта

Опирается на личный опыт педагогов, специалистов, родителей, детей

Итоги проекта

Творческий вечер посвященный поэту Г. Тукаю.

 

 

Постановка проблемы

В настоящее время большинство детей воспитываются не на художественной литературе, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании детей. Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, книга представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Актуальность проекта

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - одно из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка, связывается возможность обновлениями качественного улучшения его познавательного развития. Поэтому показатели развития личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наше время актуален вопрос, что читать детям? Круг чтения должен быть правильно сформирован.

Именно произведения Г. Тукая помогут  решить эту проблему. Творчество поэта несет в себе огромное творческое наследие. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях  работы с детьми дошкольного возраста. Сказка  - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст  - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественна и вместе с тем выразительна, можно быть уверенным , что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человечка.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие  в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе все средства и способы развития познавательных и  творческих и  способностей ребенка.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Формирование познавательных, творческих способностей   у детей старшего дошкольного возраста посредством  художественной литературы. Повышение эффективности  работы,  по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. Развитие творческого потенциала: активной, самостоятельной эмоционально отзывчивой  и развивающейся личности.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание необходимых условий  в ДОУ, семье по ознакомлению дошкольников с творчеством великого татарского поэта Г. Тукая.
  2. Развитие у детей познавательных и творческих способностей, любознательности, активности и коммуникативных навыков.
  3. Привлечение родителей к участию жизни и деятельности детского сада.
  4. Понимание важности привития детям  любви к художественной литературе и ее чтению.

Задачи для детей:

1. Приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности.

2.Расширение кругозора о сказках, персонажах Г. Тукая. Формировать умение драматизировать сказки.

3.Освоение невербальных средств общения: мимика, жесты.

4. Формирование связной выразительной речи. Обогащение словарного запаса, формирование уровня коммуникативных способностей.

5. Формирование навыков самостоятельной активности, расширение нравственных представлений.

6.  Эффективное развитие творчества и познавательное мышления дошкольника.

Задачи для родителей:

  1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательных, творческих  способностей  детей.
  2. Способствовать  созданию активной позиции родителей: совместной познавательно – творческих умений   детей.
  3. Дать представление родителям о значимости совместной познавательно – творческой деятельности с детьми, о пользе приобщения к художественной литературе, приобщение к творчеству  Г. Тукая чтению ее детям.

Задачи для педагогов:

1. Создание условий для формирования у детей познавательного интереса,  к творчеству Г. Тукая.

2.  Продолжать знакомить с творчеством поэта :стихи, сказки. Воспитывать бережное отношение к произведениям поэта, через произведения Г. Тукая.

3. Формирование нравственных предпосылок посредством художественной литературы: отношение к добру и злу, оценка поведения героев.

4. Активизировать и пополнять знания родителей, поддерживать уверенность в своих педагогических возможностях. Приобщать их к семейному чтению художественной литературы.

Планирование работы:

1 этап – организационный, подготовительный.

  1. Изучение литературы по теме проекта.
  2. Создание условий  для осуществления проекта.
  3. Анкетирование родителей на тему: «Знакомим с творчеством татарских поэтов и писателей».
  4. Выводы по итогам проекта.

2 этап -  основной практический.

  1. Использовать художественное слово, направленное на формирование познавательных, творческих  умений детей.
  2. Провести  с детьми ОД ,  по ознакомлению с творчеством Г. Тукая.
  3. Формировать начальное представление о роли сказки в нравственном воспитании ребенка дошкольника.
  4. Проводить дидактические  игры по познавательному  развитию.
  5. Чтение художественных произведений,  поэта Г. Тукая.
  6. Подготовить  детей к творческому вечеру.
  7. Оформление наглядного  материала  для родителей,  по творчеству Г. Тукая: памятки, консультации.
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов, атрибутов в проведении   творческого вечера: « Тукай в наших сердцах».
  9. Формировать у детей любовь и интерес к татарскому народному творчеству.

4 этап - заключительный.

  1. Анализ полученных результатов.
  2. Рекомендации родителям
  3. Вечер творческий посвященный поэту Г. Тукаю.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Интеграция областей

Срок проведения

Ответственный

Деятельность педагога

1.

Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

2.

 Диагностики уровня  познавательного развития детей

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

3.

Изучение и отбор содержания научно-методической литературы, нормативно-правовых документов

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

4.

Определение основных направлений деятельности и сроков работы

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели,

специалисты

5.

Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, специалистов .

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

 

6.

Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее

 

Апрель

1 неделя

Воспитатели, специалисты

Деятельность с детьми

1.

Диагностирование детей  уровня познавательных умений детей.

Познание

    Апрель.

воспитатели

2.

Тематические беседы: «В гостях у татарских поэтов и писателей», «Путешествия по сказкам Г. Тукая»

Социально-коммуникативное. Речевое. Познавательное

Апрель

2 неделя

Воспитатели, специалисты

3.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия  к  памятнику

татарского  поэта   Г. Тукая.

Социально-коммуникативное.

Речевое. Познавательно.

Апрель

  2-3        неделя

воспитатели

4.

Подбор книг по творчеству   Г. Тукая.

Речевое. Познавательное

Апрель

воспитатели

5.

Просмотр  мультфильмов , по творчеству Г.Тукая.

 Речевое. Познавательное

В течение месяца

Воспитатели, специалисты

6.

Ознакомление с социальным миром:  «Библиотека».

Познавательное

Апрель

1 неделя

воспитатели

7.

Ознакомление с предметным миром:

«Волшебные предметы» (зеркало, золотой гребень).

Познавательное

В течение месяца

воспитатели

8.

Ознакомление с миром природы

«Волшебный лес», «Озеро».

Познавательное

Октябрь, ноябрь, декабрь

воспитатели

9.

Изобразительная деятельность

 «Мой любимый сказочный герой».

Художественно- эстетическое

Апрель

4 неделя

воспитатели

10.

Музыкальная деятельность

Слушание музыкальных произведений ,разучивание песен: «Туган тел», « Карлыгач».

Художественно- эстетическое

В течение месяца.

Воспитатели, специалисты

 

11.

Приобщение к художественной литературе

Чтение художественных произведений : « Родной язык», «Забавный ученик», « Шурале», « Водяная».

Речевое

В течение месяца.

Воспитатели.

 

12

Заучивание  стихов Г.Тукая на конкурс чтецов.

Речевое

Апрель

2-3 неделя

Воспитатели, специалисты

13.

Развитие речи

Рассматривание иллюстраций , книг  на тему: « Творчество Тукая».

Речевое

2-3 неделя Апрель

воспитатели

14

Физическая культура

Разучивание подвижных игр:

 « Шурале», « Алтын тарак».

Физическое

В течение всего проекта

Воспитатели

15

Игровая деятельность

 Организация  сюжетно-ролевых игр,  дидактических игр и упражнений на  развитие познавательных, творческих умений  детей старшего дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное.

Речевое. Познавательно

В течение всего проекта

Воспитатели

Работа с родителями

1.

Работа  с семьями воспитанников, проведение анкетирования на тему: “Творчество татарских писателей”.

         

Апрель

1 неделя

воспитатели

 

2

Консультация для родителей на тему: «Прививаем любовь к книге», «Чему учат татарские мультфильмы?», « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”.

В течение всего проекта

воспитатели

3.

Привлечение родителей на изготовление атрибутов , костюмов для поведения творческого вечера: « Тукай в наших сердцах».

Октябрь, декабрь

воспитатели

4.

Совместная деятельность детей и родителей по формированию познавательно- творческих  умений.

В течение всего проекта

воспитатели

5.

Встречи за круглым столом:

« Чему нас учат, сказки Г. Тукая?».

Апрель

3 неделя

воспитатели

6.

Родительское собрание на тему:  «Учим любить книгу».

Апрель

3 неделя

воспитатели

7.

Изготовление буклетов и памяток по теме проекта

Апрель

воспитатели

8.

Совершенствование ПРС в ДОУ( книжные уголки, информационные стенды).

В течение всего проекта

Воспитатели, специалисты

9.

Просмотр и обсуждение тематического вечера “ Тукай в наших сердцах”

.

Апрель

Воспитатели и родители.

 

 

Выводы по проекту:

 

Вывод: Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники узнали много нового и интересного,  из жизни и творчества великого татарского поэта Г. Тукая. В проекте сотрудничали: дети, специалисты и родители. Одну из форм которую мы выбрали - это сотрудничество с семьями воспитанников. Совместная деятельность сблизила педагогический коллектив и родителей. Полученные знания и умения дети применили в разных видах деятельности. А коллективные мероприятия совместно с детьми еще больше сплотило детей и их родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» »  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва 2017.
  2.  “Воспитание детей на традициях народной культуры” Программа, разработки занятий и мероприятий, П.В.Ватаман. Волгоград. 2008 г.
  3. Савченко В.И.. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2013 г.
  4. Багаутдинова Д.Б.  Валеева Л.Г. Музей Г. Тукая в Кырлае. Изд. Казань, 1984.
  5. Г. Тукай. Стихи, поэмы и сказки. Изд. Казань 1986.
  6. Г. Тукай. « Волшебные странички». Казань  2011.
  7. Г. Тукай. Фотоальбом. Изд. Казань 1978.
  8. А.Г. Аксенова « Радуга». Хрестоматия по татарской литературе. Казань 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

   Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. О. ребёнка ___

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтениеэто:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.

4. Читаете ли Вы сами литературу татарских писателей?  Если да, что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, как часто? Если нет, что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

___

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мама;

б) папа;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

      8. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

      9. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребенка:

___

___

___

10. Знает ли Ваш ребёнок татарских поэтов и писателей? Если да, то перечислите:

а) да, ___

б) нет.

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи. Есть ли в библиотеке литература татарских писателей и поэтов?

а) да, ___

___

___

б) нет.

12. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?

а) да,

б) нет.

13. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском      саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

14. Вы считаете, что чтение это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.

15. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

16. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

17. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

18. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе

___

___

Спасибо за искренние ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Консультация для родителей на тему: « Прививайте своим детям любовь к книгам»

Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать, плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Одним из таких книг  являются произведения Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.  
Неиссякаемый интерес детей и взрослых  к его поэтическому и сказочному творчеству поэта .Произведения  Габдуллы Тукая» направлены на приобщение дошкольников к миру добра и красоты. Он рассматривает доступ к культурному наследию великого татарского народа. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Г. Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Чем больше эмоциональных и выразительных впечатлений ребенок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью , обладающей высокими духовно нравственными качествами станет он в будущем. Все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения,  и чтения творчества татарского поэта Г. Тукая.

 

Приложение 3

  Тематический вечер  посвященный татарскому поэту Г. Тукаю на тему: «Тукай в наших сердцах».

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности: интегративная

Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно эстетическое, социально-коммуникативное развитие

Социальный партнер: музыкальный руководитель, педагоги подготовительной группы

Средства: наглядные, литературные, музыкальные

 Материал и оборудование: портрет Г. Тукая, детские рисунки и плакаты по произведениям поэта, костюмы, технические средства.

Предварительная работа: беседы, чтение произведений Г. Тукая, заучивание стихотворений, разучивание подвижных игр, экскурсия в детскую библиотеку и к памятнику татарского поэта Г. Тукая.

Планируемые результаты:

1.  Создание необходимых условий в детском саду, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Г. Тукая.

  1. Развитие у детей любознательности , творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  2. Понимание родителей важности семейного чтения.

Цель: Расширить и обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о великом татарском поэте  Г. Тукая  через разные виды деятельности. Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству великого поэта.

Задачи:

1. Создать условия, для формирования у детей познавательного интереса к творчеству

      поэта Г. Тукая.   

  1. Вспомнить знакомые произведения этого автора, выразительно читать и инсценировать.
  2. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через постановку театрализованных сказок.
  3. Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.
  4. Воспитывать интерес к литературе. Через игры, песни, сказки воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
  5. Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

 

 

 

Методика проведения:

      Под музыку татарского композитора С. Сайдашева дети входят в украшенный зал. Педагог читает стих « Тукай теле» и сопровождает показом слайдов.

 

Педагог: Когда наступает весна, мы с вами собираемся почтить память , великого татарского поэта Г. Тукая.  Педагог рассказывает историю биографию поэта.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

Педагог: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Слушание песни «Туган тел»

Педагог: Сложной была судьба поэта. Он очень рано остался без родителей, скитался от 

одного человека к другому. Детство у него было очень трудным.

Несмотря на все это Г. Тукай  рос смышленым старательным ребенком, рано научился

писать, читать.

Стих «Багышлау».

Педагог: Поэт прожил короткую  жизнь, но успел написать много стихов, интересных

сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

Педагог: Г.Тукай призывал  любить свою Родину, родной язык, свой народ. 

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на 

земле своих отцов, в единстве с русским народом.

5 й ребёнок: С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.
( исполняется русский народный танец).

 

Педагог: Много произведений стихов и сказок написал поэт. Они любимы как детьми,  так и взрослыми. Предлагаю провести викторину: « Угадай, из какого произведения отрывок». ( педагог зачитывает отрывки, а дети отгадывают).

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой. Инценировка «Бала белән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

Педагог: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

Педагог: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра «Ловишка ». Дети убегают, а Шурале их ловит. Пойманные дети рассказывают стихи ( по выбору детей).

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только 

дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду 

обижать, а сейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья ждут лесные жители. Да, чуть не забыл, я тут по

дороге нашел расческу (отдает ведущей) уходит. До свидания.

Педагог:  Дети, как вы думаете кто потерял расческу?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

Педагог: Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень 

золотой , он твой. Ребята, поиграем?

Игра: «Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

Водяная: спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без 

разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету,

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Педагог: Водяная, сядь, отдохни! Девочки исполнят для тебя татарский 

танец. ( татарский танец).

Водяная: Какие же девочки молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник,  посвященный

 дню рождения великого татарского поэта-писателя 

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

и подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она, 

ребята?

Дети: Сказка  про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Педагог показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти 

награды.

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим, вам книги Г. Тукая, чтобы вы в школе читали хорошо учились и

смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Педагог: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Педагог: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

рождения татарского поэта Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной край, сохраняйте свой язык.

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку. Стихи ,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

 

 

 

У вас нет прав для создания комментариев.