«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни»
Рейтинг:   / 23
ПлохоОтлично 
ГБСКОУ «Азнакаевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»

Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Автор: учитель-логопед Калимуллина Лейсен Фанисовна

2013 г.

В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни: поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, альтруистическое отношение к людям, радостное ощущение своего существования в этом мире.
Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
•создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,
•тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
•повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой.
Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи, и продолжительность интервалов между этими приемами. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания.
Личная гигиена и здоровый образ жизни являются областями интересов или разделами профилактической медицины, разрабатывающей нормы и правила предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном уровне - применительно к образу жизни и поведению каждого человека. Личная гигиена достаточно тесно связана с проблемами обеспечения экологически правильного поведения, направленного, с одной стороны, на соблюдение чистоты окружающей среды, с другой - на использование в своей жизнедеятельности только экологически чистых продуктов питания, источников питьевой воды, предметов домашнего и общественного обихода.
Основные правила личной гигиены выработались на протяжении длительной истории развития гигиены и включают, прежде всего:
- утреннее умывание с чисткой зубов;
- мытье рук перед приемом пищи;
- умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;
- поддержание аккуратной прически, своевременную стрижку ногтей;
- регулярное (не реже 1 раза в неделю) мытье тела (принятие ванны, душа, посещение бани и др.) со сменой нательного и постельного белья;
-содержание в чистоте одежды, обуви и других личных принадлежностей.
И немножко хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Каждый день учебные занятия начинаются с утренней зарядки.
Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы - спортсмены», упражнения без предметов и с различными предметами. Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:
▪ физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
▪ предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
▪ они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).
- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
- гимнастика для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- упражнения на релаксацию;
- артикуляционная гимнастика;
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:
- дыхательную гимнастику.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Так же провожу различные игры. Игра - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:
- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть.
Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф – воздух как бы выталкивается через нос.
Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты).

Таким образом, воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью? А ведь в основе этих проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. И если привычка не прививается в семье, в школе, то у будущего всрослого не формируется положительный образ здорового человека. Очень часто родители твердят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» И мало говорят детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!»

Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка-М.,1993
2.Березовская Р.А., Никифоров Г.С. Отношение к здоровью//Психология здоровья/Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: 2003.-с.100-110
4. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1973
5. www.zdobr.ru – описание сост-х здорового образа жизни, статистика

У вас нет прав для создания комментариев.