Индивидуальная образовательная траектория
- Подробности
- Автор: Марина
-
Категория: Начальная школа
-
Опубликовано 30 Ноябрь -0001
-
Просмотров: 121
Абрамова Марина Николаевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ «Лицей №2» Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
Индивидуальная образовательная траектория
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одарённых личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одарённых личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
В общеобразовательных школах обучаются ученики с разными личностными потенциалами. Здесь обучаются талантливые дети и дети с обычными образовательными возможностями, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Как помочь ребенку реализовать свои возможности и развить способности. Выход из сложившейся ситуации в построении для учащихся индивидуальной образовательной траектории. Это позволит своевременно регулировать стремление к совершенствованию имеющихся у ученика знаний и умений. При выстраивании индивидуальной образовательной траектории выстраивается персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа развития, смысл получения образования, которые осмыслены учеником самостоятельно или в совместной деятельности с учителем.
Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория» существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут». Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также существующими стандартами содержания образования.
Индивидуальные образовательные траектории способствуют самореализации обучающихся и направлены на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности. Они незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. В ходе реализации ФГОС на всех уровнях образования мы столкнулись с организацией работы учащихся над индивидуальным проектом. Тематика проектов разнообразна и носит исследовательский характер. 100% учащихся принимают участие в защите индивидуальных и групповых проектов в разных предметных областях.
В условиях реализации ФГОС содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявлять избирательность к предметному материалу, для этого разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление. Элективные курсы также направлены на погружение учащихся в данные предметные области.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, потребностями и интересами самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащегося;
- потребности учащегося в личностном развитии: интеллектуальном, духовно-нравственном, творческом;
- ресурсные возможности (учащегося, учителя, школы);
- индивидуальные способности учащегося (уровень готовности к освоению программы);
- существующие стандарты содержания образования.
Основные направления деятельности учителя, при реализации индивидуальной образовательной траектории, это:
- создание банка талантливых детей;
- создание ситуации успеха;
- дальнейшее получение образования.
Цель индивидуальной образовательной траектории: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ученика.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели,
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
- конкретизация цели (выбор факультативов, курсов),
- оформление маршрутного листа.
Школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута.
Таким образом, схема построения маршрута может быть разработана для любой программы.
В ходе работы с индивидуально-образовательными траекториями реализуется право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.
Формы контроля учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
Завершением работы по ИОТ может стать портфолио, как одна из основных форм оценивания достижений человека.
Индивидуализация образования — очень трудозатратный процесс. Только последовательно, шаг за шагом, урок за уроком можно достичь желаемого.