Логопедическое занятие на тему «Парные согласные звуки: т-д»
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
ГБСКОУ «Азнакаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Логопедическое занятие на тему
«Парные согласные звуки: т-д»

Автор: учитель-логопед Калимуллина Лейсен Фанисовна

2012 год

Тема: Парные согласные звуки: Т – Д

Цель:
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Д; формировать навыки словообразования;
- учить детей дифференцировать звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; развивать дыхание и голос; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- воспитывать у детей аккуратность, наблюдательность, развивать память и внимание

Оборудование:
зеркала, фишки, карандаши, тетради, картинки со звуками Т, Д, слоги

Ход урока:

I. Организационный момент.
Сядет тот, кто составит слова со звуками Г, К (материал предыдущего занятия).

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. «Кулачки».
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Мы с вами отдыхаем.

2. Развитие общей моторики. «По ягоды».
Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Бруснику нашли (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять (наклоны вперед, руки касаются носков)

3. Развитие мелкой моторики. «Опята»
На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, братья, я (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
есть у каждого своя. («Крыша» из ладошек)

4. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

5. Развитие мимических мышц
-закрыть правый глаз, затем левый;
-улыбнулись.

6. Развитие артикуляционной моторики.
-для челюсти: удержание рта открытым под счет до десяти;
-для губ: произнести беззвучно: а-э-о-у-ы-и;
-для языка: «Почистим зубки» (Почистили зубки, детки-малютки), «Часики» (Тик-так, тик-так, вместе делаем мы так), «Футбол» (Играя в футбол, забиваем дружно гол)

7. Работа по развитию дыхания и голоса
- вдох через нос, выдох через рот (5 раз)
- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе – ИАУ

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы узнаем, чем отличаются друг от друга звуки Т и Д».

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
хоровое и индивидуальное проговаривание звуков детьми. Характеристика звуков.
Звук Т – согласный, твердый, глухой, переднеязычный.
Звук Д – согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Почему звук Т – глухой, а звук Д – звонкий?

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Посели слово» (картинки, в названии которых есть звук Т, поселяются в домик, где живет буква Т, то же с картинками, где присутствует звук Д).

4. Связь звуков и букв.
Дети отыскивают буквы Т, Д в разрезных азбуках. На что похожа буква Т, буква Д?
Буква «Т» наверняка, Этот домик – буква Д.
Тень большого молотка, В домике окошко.
Буква Т на стол похожа, Из трубы идет дымок,
На ноге стоит он тоже. А в окошке кошка.

5. Стихи с движениями.
-Тики-так, тики-так.
Так ходики стучат (наклоняем голову вправо-влево)
-Туки-так, туки-так.
Так колеса стучат (поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги)
-Токи-ток, ток-ток.
Так стучит молоток (стучим кулачками)
-Туки-ток, туки-ток.
Так стучит каблучок (стучим каблучками)

6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра «Скажи наоборот».
Та-да ты-ды ту-ду те-де тю-дю
То-до тэ-дэ ти-ди тя-дя

- письмо в тетради (слоги)
- Дети называют картинки. Определяют место звуков Т и Д в словах. Делят слова на слоги и размещают в первый «дом» слова с одним слогом, во второй «дом» слова с двумя слогами, в третий «дом» слова с тремя слогами.

- закончите предложения словом со звуком Д.
Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим ...(дом).
Хорошо танцуют Таня.
И ее братишка ...(Даня).

-Звонко, громко повтори!
Архитекторы – творцы,
Строят чудные дворцы.

IV. Физкультминутка. Игра «Запретное движение».
Логопед говорит детям о том, что сейчас будут выполняться различные движения (руки вверх, вниз, в стороны, на поясе, присели, встали, руки перед собой, на поясе, вверх, вниз), но запретным будет движение «руки на поясе». Выигрывает тот, кто будет самым внимательным и не выполнит запретное движение.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Что из чего?»
Эти ботинки из кожи - это кожаные ботинки.
Это окно из пластика – пластиковое окно
Этот умывальник из пластмасса - пластмассовый умывальник
Эта шапка из шерсти – эта шерстяная шапка
Это пальто из драпа – драповое пальто.
Эта полка из дерева – эта деревянная полка
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Дайте характеристику звукам т, д. Почему звук Т – глухой, а Д – звонкий?

Список литературы:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспом. шк.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987

2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.- СПб.: Дельта, 1997

3. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных школ 8 вида/ А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2002

4. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.- 6-е изд.- М.: Просвещение, 2008

У вас нет прав для создания комментариев.