«Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 
Азнакаевская коррекционная школа

Выступление на зональном семинаре педагогов коррекционных школ в Уруссинской школе интернат VIII вида Ютазинского района «Коррекционная работа по развитию речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

На тему:
«Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Автор: учитель-дефектолог Мальцева Г.Е.

2011г.

Каждый ребёнок должен научиться рассказывать, описывать, какой-нибудь предмет, предмет событие или явление, последовательность событий. Такой рассказ состоит из ряда логических связанных между собой предложений. Связность речи – это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчётливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребёнка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного развёрнутого изложения.
Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания которое, осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребёнок овладевают ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Возникновение связной речи происходит ещё в дошкольный период.
Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенными особенностями. Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягиваются вплоть до старших классов коррекционной школы. В процессе актуализации связной речи умственно отсталые школьники младших классов нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.
Особенности связных высказываний у умственно отсталых детей во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему и т.д.).
Пересказ умственно отсталым детям более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Но и пересказы умственно отсталых детей имеют ряд особенностей. Эти дети пропускают многие важные части рассказа, передают его содержание упрощенно. В пересказах обнаруживается непонимание умственно отсталыми детьми причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе. Для пересказов умственно отсталых детей характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний. У умственно отсталых школьников нарушается как внутренний (смысловой ) уровень, так и языковой уровень связной речи.
Смысловой уровень (внутреннее программирование) связной речи оказывается нарушенным в той или иной мере у всех умственно отсталых детей. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Так, составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определённая программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изображённых на картинках. При составлении же рассказа по сюжетной картинке такие опорные, последовательные звенья отсутствуют.
Рассказы по сюжетной картинке трудны умственно отсталым детям и характеризуются определёнными особенностями. Активное развёртывание сюжета в рассказах заменяется перечислением отдельных элементов ситуации, частично не различаются существенные и второстепенные детали. Нарушается структура текста: наблюдаются разрывы, иногда отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задания наводящих вопросов. Эти особенности также свидетельствуют о значительном нарушении внутреннего программирования связного текста.
Таким образом, нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов. Нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Наряду с нарушением познавательной деятельности, недоразвитие связной речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи, которая, как известно, предшествует монологической речи и подготавливает её появление. Умственно отсталые дети часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно «слушающему», они не ориентируются на собеседника. Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связные высказывания становятся развёрнутыми, увеличивается количество слов в предложении.
Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы учителя. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.
У умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
- развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
- формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности;
- развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
- развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
- формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;
-развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуется следующие виды работ:
1. Сравнение двух сюжетных сходных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, её анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, частности формированию способности сравнивать.
2. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:
- добавить одно-два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
- придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки. Слова ( например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
- работа с деформированным текстом.
- назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе – словами медведь, он, зверь);
- определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом.
Развитие речи – это главная задача учителя, который работает с умственно отсталыми детьми. Эту цель учитель преследует на всех уроках (чтение, русский язык, рисование, труд, математика). В программу коррекционной школы введён дополнительный предмет «Развитие речи».
Занятия по развитию речи обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. На уроках по развитию речи учитель включает упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Эти упражнения помогают ребёнку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Занятия по развитию речи направлены на развитие коммуникативной функции речи и активизацию познавательной деятельности детей. Темы занятий по развитию речи распределены по принципу «Осень, Зима, весна», т.е. дети осенью узнают о том, что делают в это время года люди, животные, птицы, какие изменения происходят в природе и т.д. С наступлением зимы изменяется тематика занятий. На этих занятиях дети узнают об изменениях в природе, о том, как переносят зиму дикие, домашние животные и зимующие в наших краях птицы. Получают знания о сезонной одежде, учатся за ней ухаживать. Весной дети получают знания о весне, как времени года.
При подготовке к проведению занятий могут быть использованы материалы Е.В. Кузнецовой, И.А. Тихоновой. А также иллюстрации из книг, сюжетные картинки, графические планы и т.д.
Вот как можно провести занятие с детьми по данной теме:

Тема: «Части тела».
Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закреплять словарь по данной теме; развивать внимание; воспитывать гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал – конверты для каждого ребёнка с геометрическими фигурами.
Ход урока.
I. Орг.момент.
Учитель выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают, (последовательность картинок меняется несколько раз).
- Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.)
-Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)
Учитель показывает рисунок человека.
- Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.)
Учитель показывает, где находится грудь, живот, спина, затем загадывает загадки:
1. У зверюшки - на макушке,
А у нас – ниже глаз.(Уши.)
- Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза.)
- Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Горды, важным,
Длинным, маленьким, горбатым.
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
- Для чего нужен нос?
- А ещё у человека есть лоб, щёки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок. (Дети на себе показывают названные части лица.)

2. Дидактическая игра «Один - много»
Ухо – уши, шея – шеи, глаз – глаза, волос – волосы, голова – головы, лицо – лица и т.д.

3. Физминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают
И тихо приседают.

-Ребята, чем вы сейчас хлопали?
- Покажите правую руку, левую.
Учитель называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ладонь, локоть, плечо).
- Чем вы топали?
Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова».
Учитель поочерёдно задаёт детям вопросы:
- Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т.д.)
-Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д. - Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа.)

5. Чтение обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на меня.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
- Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле).
- Что надо делать, чтобы чистым? (Умываться, мыть руки, тело и т.д.)
- Покажите, как это надо делать.
Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.
- Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для это надо ежедневно мыть руки, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра. «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным».
На столе разложены различные предметы: зубная щётка, мыло, утюг, мочалка и т.д.
Дети выбирают любой предмет, и составляют предложения. Например: Расчёска нужна человеку, чтобы причёсывать волосы, и т.д.

7. Учебное задание - составить фигуру человека.
8. Итог урока.
Дети по «цепочки» называют основные части тела человека.
9. Домашнее задание.
Выполнить рисунок на тему: «Это - Я»

На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения по развитию речи учащихся:
1. Составить предложения из данных слов.
Ребята, помогают, нашего, класса, леснику. Они, за, ухаживают, саженцами, молодыми. Осенью, собирает, наш, семена, класс, деревьев. Семена, для, нужны, посадки, новой.
- Придумай заглавие и запиши рассказ. Подчеркни буквы, правописание которых ты можешь объяснить.

2. Прочитай начало и главную часть текста.
Хлеб.
На краю дороги лежал кусок хлеба.
Мимо шли люди. Чей-то ботинок поддел хлеб носком. Он полетел на середину дороги. Вдруг к хлебу поспешил старик. Он положил хлеб на газон птичкам, а сам задумался.
- Закончи рассказ, ответив на вопрос: о чём задумался старик?
- Рассказ запишите.

3. Прочитай, что можно сказать о весне, солнце и небе.
Весна-красна, гостья дорогая, ранняя, поздняя.
Солнце яркое, ласковое, слепит глаза, солнце съело снег.
Небо голубое, чистое, лазурное, безоблачное.
- Опиши весну по плану. Используй данные слова и выражения.
а) Весна.
б) Солнце.
в) Небо.

4. Опиши грибы по заданиям и вопросам, указанным в скобках.
В лесу растут разные грибы (напиши несколько названий): …, …, …. У каждого из них есть (назови части) …, …. Съедобные грибы можно (что можно делать?) …, …, ….

5. Спиши. Раздели текст на предложения.
Жил-был царь был у него чудесный сад росла в саду яблонька с золотыми яблочками стал кто-то ночью яблочки рвать послал царь сыновей сторожить сад.
- Сколько сообщений содержится в сказке?
Такие задания помогают учителю заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку.

На уроках чтения также ведётся огромная работа по развитию речи и обогащению словарного запаса детей.
На каждом уроке проводится словарная работа. Учитель объясняет детям значения незнакомых слов. Ведётся работа по делению рассказа на части. Дети учатся передавать содержание «прочитанного» по готовому плану. Сами составляют план для пересказа.
Система работы по оформлению связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.

Литература.

1. Баженова М.А. «Развитие речи дошкольников».
2.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи удетей олигофренов».-М. 1970г.
3.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы». – М. 1977г.
4.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Развитие речи детей от 5 до 6 лет». М. 2003г.

У вас нет прав для создания комментариев.