Великая Отечественная война в лирике и прозе
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
(Звучит голос Левитана о начале войны, МР3)
Учитель
- Здравствуйте, ребята. Наше мероприятие называется «Великая Отечественная война в лирике и прозе». Сегодня вы услышите стихи, отрывки из прозаических произведений В.Астафьева и В. Некрасова, увидите инсценировки глав из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
(Звучит песня «Священная война», МР3)

1 ученик.
М.Исаковский «ДО СВИДАНЬЯ, ГОРОДА И ХАТЫ»
(Походная)
До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
На заре, девчата, выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите,
Мы придем с победою назад.
Мы развеем вражеские тучи,
Разметем преграды на пути,
И врагу от смерти неминучей,
От своей могилы не уйти.
Наступил великий час расплаты,
Нам вручил оружие народ.
До свиданья, города и хаты, —
На заре уходим мы в поход.
(1941)
Учитель:
Память о беспримерном подвиге народа навеки отлита в бронзу, но самые проникновенные памятники — это стихи и проза.
Сегодня, спустя много лет после войны, нам дорого каждое слово, написанное о войне. Когда мы листаем книги, перед нами вновь и вновь проходят дни и годы, орошённые слезами мужчин, женщин и детей.
Вам 13 лет, или чуть больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видели, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко они разрушаются. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно представить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон.
Войны остаются в памяти своими великими битвами, но иногда для солдата каждый день был длиннее жизни. Сейчас вы услышите монолог лирического героя из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
2 ученик
Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Я помню одного убитого парня. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел на войне и после неё. Страшнее разрушенных городов и изуродованных тел. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад ещё была жизнь, мысли, желания. Сейчас - пустота.
(На экране показываются слайды о Великой Отечественной войне, презентация)
3 ученик.
К. Симонов. Жди меня
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(1941)
Ведущий
Ожесточённые бои под Сталинградом станут мерилом мужества, чести и отваги не для одной тысячи солдат и офицеров. И, наверное, Сталинградская битва будет длиться всю жизнь для тех солдат, которые чудом остались живы.
Дороги войны были суровы для всех. Наряду с мужчинами, героически сражались и женщины. И можно только догадываться, как тяжело было им, хранительницам домашнего уюта, ночевать в землянках, жить впроголодь, носить невысохшую одежду.
О девичьей, женской судьбе, о связи их судеб с судьбой Родины много писала Юлия Друнина.
Послушайте одно из них, написанное в 1944 году.
Ученица.
Только что пришла с передовой,
Мокрая, замёрзшая и злая.
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка догорает.
Так устала, руки не поднять.
Ничего, согреюсь под шинелью.
Прилегла. Но слышу, что опять
По окопам наших бьют шрапнелью.
Из окопа выбегаю в ночь,
А навстречу мне рвануло пламя,
Мне навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И опять со мною до темна
Смерть ползти со мною будет рядом.
Мимоходом: «Молодец, сестра!»
-Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руку мне протянет после боя:
«Старшина, родная, как я рад,
что опять осталась ты живою».
4 ученик.
М.Джалиль «ПАЛАЧУ»
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час — умру.
Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у Родины моей.
(Ноябрь 1943)
Ведущий
Несладко пришлось и детям. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае или в глубоком тылу.
Виктор Астафьев, автор повести «Где-то гремит война», раскрывает перед своими читателями внутренний мир своего героя, подростка-сироты, который носит в себе не только свои беды: боль за жизнь всех людей заставила забыть детство и почувствовать себя взрослым. И всё это потому, что где-то гремит война.
Отрывки, которые вы сейчас услышите, расскажут нам о том, какой увидел войну ребёнок.
(На экране показываются слайды о городах – героях, презентация)
5 ученик.
Война научила всему: стряпать, когда горсть муки, картошки ведро, собирать колоски, перекапывать поля с мёрзлой картошкой, есть оладьи из овса, пахать на коровах, таскать на себе вязанки и жить открыто: вместе со всеми тужить и работать, работать, рвя жилы, надрываясь, поддерживая друг друга... Я всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле, всех в борьбу, как в водоворот, ко всякому своим обликом повернулась...

6 ученик.
Во время второй мировой войны погибло много миллионов человек, в том числе и дети. А сколько ребят осиротело, потеряв отца или мать, сколько осталось без крова!
Вот письмо 14-летнего польского мальчика из фашистского лагеря, которых было много в дни войны.
«...Если бы даже все небо было из бумаги и все моря были наполнены чернилами, я бы не мог описать вам своих страданий и всего того, что я вижу вокруг себя. Лагерь находится на просеке, и с раннего утра нас гоняют в лес на работу. Ноги у меня изодраны в кровь, потому что у меня отняли сапоги...
Мы весь день работаем почти без пищи, а ночью спим на голой земле... Третьего дня сбежали два мальчика, после чего нас выстроили в ряд. Каждого пятого застрелили, а я не оказался пятым. Но я уве¬рен, что не выберусь отсюда живым. Я плачу и про¬щаюсь с вами, дорогие мои папа, мама, сестры и братья...»
7 ученик.
О. Берггольц. «Первое письмо на Каму»
Я знаю — далеко на Каме
тревожится, тоскует мать.
Что написать далекой маме?
Как успокоить? Как солгать?
Она в открытках каждой строчкой,
страшась и всей душой любя,
все время молит: «Дочка, дочка,
прошу, побереги себя...»
О, я любой ценою рада
тревогу матери унять.
Я напишу ей только правду.
Пусть не боится за меня.
«Я берегу себя, родная.
Не бойся, очень берегу:
я город наш обороняю
со всеми вместе, как могу.
Я берегу себя от плена,
позорнейшего на земле.
Мне кровь твоя, чернее в венах,
диктует: «Гибель, но не плен!»
Не бойся, мама, я не струшу,
не отступлю, не побегу.
Взращенную тобою душу
непобежденной сберегу.
Не бойся, нет во мне смятенья,
еще надолго хватит сил:
победоносному терпенью
недаром Ленин нас учил.
Не бойся, мама, — я с друзьями,
а ты люби моих друзей...»
...Так я пишу далекой маме.
Я написала правду ей.
Я не пишу — и так вернее,
- что старый дом разрушен наш,
что ранен брат, что я старею,
что мало хлеба, мало сна.
И главная, быть может, правда
в том, что не все узнает мать.
Ведь мы залечим эти раны,
мы все вернем себе опять!
И сон — спокойный, долгий, теплый,
и песни с самого утра,
и будет в доме, в ясных стеклах
заря вечерняя играть...
И я кричу знакомым людям:
- Пишите правду матерям!
Пишите им о том, что будет.
Не жалуйтесь, что трудно нам...
Ведущий
Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» была одним из самых любимых произведений в годы Великой Отечественной.
В ней нашли своё выражение самые различные чувства и размышления воюющего народа.
Василий Тёркин - любимый наш герой, крепкий, скорый на слово и на дело. Вот он, преодолевая озноб, нагишом выбирается из ледяной реки, чтобы передать срочное донесение, а вот обыкновенной винтовочной пулей срезает фашистский самолёт. И со всеми умеет найти общий язык - будь то взвод усталых бойцов или семья деревенских стариков.
Инсценировки глав «Два солдата», «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин»
«Гармонь»
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Что-то медленно по слуху
Подбирал, как будто лень,
На гармонь склонившись ухом,
Шапку сдвинув набекрень.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Вдруг повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
«Два солдата»
- Ты — солдат, хотя и млад,
А солдат солдату — брат.
И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
— Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.
Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь — захочешь есть.
Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный, поднес.
Отряхнул опрятно руки
И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся — всё ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал — и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец.
Ведущий
(Звучит голос Левитана об окончании войны, МР3)
Как и предсказывал Василий Тёркин, фашизм был уничтожен, война окончилась победой. Но многие герои, оставшиеся в живых, чувствовали вину перед теми, кто не вернулся к своим семьям. Эту тему поднимают многие писатели и поэты в своих произведениях. Одно из них вы сейчас услышите.
8 ученик.
Стою у Вечного Огня с поникшей головой...
Здесь похоронен Он, а я - целехонький, живой.
Мы вместе шли в военкомат. Оттуда - на войну.
Нас принимал один комбат и роту дал одну.
То было, помню, в декабре, в летучий снегопад:
Мы наступали на Угре четвёртый день подряд.
Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,
И легче было наступать в тот кромешный час.
Но тут ударил пулемет-завеса из огня,
Не я, Он бросился вперед, загородив меня.
Рывком меня опередил всего на полплеча,
Рванул и я, что было сил, а пулемет стучал.
Вот так случилось в том бою... Даю себе отчет:
Выходит, пулю не свою он принял на свой счет.
Коль так назначено судьбой - ты жить, а друга нет.
Теперь держи перед собой и за него ответ.
И верность памяти храня, годами убелён,
Клянись у Вечного Огня жить так, как жил бы Он.
(Звучит песня «День победы», МР3)
Учитель
Несомненно, самый яркий, самый радостный и самый трагичный праздник в мае - это День Победы. Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся они из памяти людей, которые полной мерой испили горечь потерь и радость побед.
Честь и слава детям войны, женщинам и мужчинам. А вам я желаю мира, добра, пусть ваши лучшие черты характера проявятся в мирное время.
На этом наше мероприятие заканчивается. До свидания. Спасибо Вам за внимание.

У вас нет прав для создания комментариев.