Разработка урока русского языка "Прямое и переносное значение слов"
Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г.АЗНАКАЕВО» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
(разработка урока в 5 классе по сингапурскому методу)

Ахметхановой Альфии Абузаровны, учителя 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №7 г.Азнакаево» РТ




19 декабря 2013г.



“ Прямое и переносное значения слов”.
.

Цель: дать понятие о прямом и переносном значениях слов; показать употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развивать навыки работы с толковыми словарями.

Оборудование: ноутбук, проектор, песочные часы (1мин., 3мин.); парты для 7 команд; мэнедж мэт – 7 шт.; презентация; толковые словари, справочные материалы для каждой команды.

І. Орг.момент. (Хай Файв).
Учитель: Здравствуйте! Ребята, я желаю вам успехов в изучении нового материала. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей!

ІІ. Проверка домашнего задания.

1.Терминологический диктант.
1) Словарный состав языка называется …(лексика)
2) Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
3) То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
4) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
5) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
2.«Узнай слова»
А) Шкаф для одежды, вся одежда человека (гардероб).
Б) Боковая пристройка здания; орган для полета птиц (крыло).
В)Небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ерш).
(Взаимопроверка партнеров по плечу по критериям в структуре РЕЛЛИ РОБИН )
Критерии оценки.
Количество правильных ответов Оценка
9 заданий
7- 8 заданий
5-6 задания
4 и менее 5
4
3
2

3. Групповое задание: Определим, сколько значений у слов: стон (1); бакен (1); бежать (3); кабинет (3), лазурный (1); гнездо (2), окончание (3); земля (4) (обсуждение в структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН и ответ).

ІІІ. Работа по теме «Прямое и переносное значения слов».
Вспомним стихотворные строчки со словом золотой из сказки А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.

Учитель: Вопрос: Что означает слово «золотой»? (обсуждение в структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН и ответ).

Учитель: А теперь послушаем отрывок из стихотворения поэта И.Никитина.
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

Что значит «золотые нивы»? (обсуждение в структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН и ответ).

Учитель: Определите тему урока. Какие значения могут быть у слов? (»? (обсуждение в структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН и ответ).
(Тема нашего урока «Прямое и переносное значения слова»).
Учитель: А теперь попробуем определить цель урока или ваши задачи (ответы).
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие о прямом и переносном значениях слов ; употребление переносных значений в речи, в том числе и художественной (метафора, олицетворение); продолжим работу с толковыми словарями.
І V. Словарно - орфографическая работа: лексика, лексикон, метафора, олицетворение, эпитет и др.
Учитель: Согласны ли вы с утверждением, что слово может иметь и прямое, и переносное значение? (обсуждение в структуре ЭЙ АР ГАЙД).
V. Работа с учебником.
1.Чтение теоретического материала учебника §66 (с.140)
Учитель: Слово может иметь и прямое, и переносное значение? Изменилось ли ваше мнение? (обсуждение в структуре ЭЙ АР ГАЙД).
Учитель: Расскажите партнеру по плечу о прямом и переносном значениях слов (обмен ответами в структуре РЭЛЛИ РОБИН).
Учитель: А теперь партнеру по лицу объясните, как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (обмен ответами в структуре РЭЛЛИ РОБИН).
Учитель: Назовите признаки сходства, по которым происходит перенос одного предмета на другой. (по форме, цвету, оценке, функции, расположению, впечатлению, ощущению, действию, внешнему виду).

2.Работа с толковым словарем (упр.337); упр.339; 340

Физкультминутка:
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,

V. Закрепление изученного (структура РАУНД РОБИН).
Учитель: А теперь закрепим изученное. Выполняя задания при помощи толкового словаря, помните, что у некоторых слов есть пометка: «переносное значение».

Карточка №1. Сравним пары словосочетаний
- дорога к лесу и дорога жизни
- птица летит и время летит
- холодная погода и холодное сердце
- роза увяла. и больная увяла

Учитель: Какие из этих словосочетаний содержат слова в переносном значении? (Вторые словосочетания каждой пары содержат слова в переносном значении.)
Учитель: Каковы общие значения слов, в чем их сходство?

Карточка №2. (Грамматические задачи).
Задача 1,2,3 групп. Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство?

Золотой браслет - (из драгоценного металла желтого цвета)
Золотые руки - (умелые) Золотое сердце - (мягкое, доброе) Золотой колос - (цвета золота)
(Сходство: драгоценные качества и цвет)
Задача 4,5 групп. Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство?
Болтать ногами - (качать, размахивать)
Болтать языком - Волчий хвост – Волчий аппетит -
Задача 6,7 групп. Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство?
Глубокое раздумье -
Глубокое озеро - Девочка плакала - Елка плакала -

Карточка №3. (Грамматические задачи).
Задача 1,2 групп. Что общего в значении выражений нечаянно прикусил язык и вовремя прикусил язык (замолчал)? (Сходство действий).
Задача 3,4 групп. Придумайте предложения для слова болтать, чтобы в одном случае был прямой смысл, а в другом – переносный. (Болтать ногами, языком).
Задача 5,6,7 группы. Составьте устно словосочетания по схеме так, чтобы слово выступало то в прямом, то в переносном значении.
огненный
«прил.+ сущ.» тяжелый
зеленая

Карточка № 4.(Грамматические задачи).
Задача 1,3,5 групп. Придумать словосочетания со словами зеленый, золотой, дорогой, железный чтобы эти слова были употреблены в прямом значении.

Задача 6,7 групп. Придумать словосочетания со словами зеленый, золотой, дорогой, железный, чтобы эти слова были употреблены в переносном значении.

Карточка №5. (.Грамматические задачи).

Задача 1,3,5 групп. Распределите словосочетания в два столбика: 1ый – с прямым значением, 2- с переносным.
Ледяной взгляд, растет растение, ледяная вода, солнечное настроение, солнечная погода, тёплая встреча, растет негодование, теплая погода.

Задача 2,4,6 групп. Распределите словосочетания в два столбика: 1ый – с прямым значением, 2-й- с переносным.
Нос собаки, нос корабля, лист бумаги, острый ум, острый угол, золотой лист, золотая осень, золотое кольцо, льется речь, льется вода.

Задача 7 группы. Со словом холодный составьте 6 словосочетаний с переносным значением
(вода, сердце, утро, взгляд, комната, глаза).

VІ. Подведение итогов.
– Какая была цель урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем отличие переносного значения слова от прямого? С какой целью он употребляется?

Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке:
А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимая мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял.
Учитель: Поставьте в тетради на полях оценку себе, сдайте свои работы на проверку.

Домашнее задание : 1. §66. 2.Упр.342 ; принести словарь синонимов и антонимов.

У вас нет прав для создания комментариев.