Конспект урока с презентацией "Правописание НЕ с именами существительными"
Рейтинг:   / 10
ПлохоОтлично 
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Правописание НЕ с именами существительными

Урок русского языка в 6 классе

Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Тема. Правописание НЕ с именами существительными.

Цели. Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами cуществительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Оборудование. Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.

I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.

II. Игра «Кто зоркий»
Слайд №2
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)

• Прочитайте предложение.
• Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
• Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
• Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
• Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
• Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
• Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
• Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

III. Изучение нового материала
1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).

Слайд №3-4

Слитно Раздельно
Не- Не- Не …, а Наличие слов
Невежа Неправда Не _ правда, а ложь Вовсе не _ друг
Невежда Несчастье Не _ счастье, а горе Совсем _ не друг
Неряха Нездоровье Не _ здоровье, а болезнь Ничуть _ не друг

1) а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,
в) неаккуратного, неряшливого человека?
• Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)
• В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

2) Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.

3) Подберите антонимы к следующим словам:
• не правда, а …
• не счастье, а …
• не здоровье, а …
Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

4) Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.

IV. Закрепление
1. Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»
2. Чтение учителем стихотворения

Слайд №5
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

• Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
• Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
• Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
• Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).

3. Синтаксическая пятиминутка
Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.
(Ученик работает на доске)

4. «Помоги Незнайке»
(Почтальон Печкин приносит конверт с заданиями)

1) Перепишите предложения, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.
Слайд №6

(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Подскажи словечко
Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.
Слайд №7

Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.

Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.

6. Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.
Слайд №8

Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.

V.Обобщение
• Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
• Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
• С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.

VI. Оценивание

Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

VII. Задание на дом
Слайд №9
• Материал учебника (всем)
• Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)
• Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)
• Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)

Использованная литература

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007

У вас нет прав для создания комментариев.