Развитие речи на тему "Зима"
Рейтинг:   / 47
ПлохоОтлично 
Титульный лист
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Урок развития речи. Интегрированный урок на тему «Зима».

Составитель: Бурганова Евдокия Емельяновна,первая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы.
2013 учебный год.
Использование отдельных отрывков из литературы:
1.Текст И.Соколова-Микитова «Зимняя ночь»;
2.Картина Художника И.И.Шишкина «Зима»;
3.Стихотворение М.Ягодиной из детской газеты…

Цель: мотивировать учащихся к повышению уровня грамотности и коммуникативной деятельности;
стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, выполняя творческие и развивающие задания;
приобщить к культурным ценностям. СЛ.3
Оборудование: ИКТ, рисунки учащихся, мини-сочинения на тему «Зимние радости», стихотворения классиков, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника И.И.Шишкина, снежинки.

1. Приветствие. СЛ.1
Снег идет, снег идет.
Стало все белым-бело.
Много снега намело.
Дремлет все под белой шапкой…
Только мне не спится-
Рада снегу я!
/М.Ягодина/
-о чем будем говорить?
-какое настроение передает автор?
-каким символом можно обозначить зиму? СЛ.2

2. Выразительное чтение наизусть.
Зиму приветствуют поэты в своих произведениях, они выражают ее суровость, но вместе с этим и красоту зимы. (Послушаем ребят). СЛ.4

3. Чтение мини-сочинений учащихся на тему «Зимние радости».
Бесспорно вместе со снегом к нам приходят и зимние забавы. Послушаем ребят. Некоторые изобразили свои занятия в своих рисунках.(Выставка детских рисунков).

4. Работа с предложением. В продолжение этой темы попрошу выполнить следующие задания: СЛ.5
-списать, расставив знаки препинания;
-вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;
-составить схему предложения;
-подобрать синоним слова «забавный».
Ребята пригласите в гости милых и забавных п.рнатых друзей к себе чтобы нак.рмить их в трудное для них время года и полюбоват(ь)ся ими
/Верный вариант: Ребята, пригласите в гости милых и забавных пернатых друзей к себе, чтобы накормить их в трудное для них время года и полюбоваться ими./ СЛ.6
-пернатый- пёрышко
-накормить -корм
-полюбоваться -что делать?
-Забавный, веселый, интересный, смешной, прикольный (молодежный лексикон).

5. Работа по картине. Предлагаю переместиться в зимний лес. В этом поможет нам картина И.И.Шишкина «Зима». СЛ.7
И.И.Шишкин родился в Елабуге.. Он написал такие картины, как: «Корабельная роща», «Золотая осень», «Дубы», «Утро в сосновом лесу» и т.д. Он всю свою жизнь следовал отцовскому завету: «Трудиться на пользу Родине».
СЛ.8
Беседа по картине:
-какое настроение передает художник?
-какие краски он использует?
-сосны какие?
-составим синонимы к соснам: великан, исполин, колосс, гигант, громада.
-зима сковала могучие великаны.

6. Физкультминутка. Я буду называть части речи, а вы будете выполнять
соответствующие движения:
-существительные - хлопаем в ладоши;
-прилагательные – разводим руки в стороны;
-глагол – приседаем;
(колючий, сугроб, скользим, подкармливаем, гололед, снежный, замерзший, кормушки…)

7. Работа с текстом. Многие говорят, что природа зимой спит, чтобы это опровергнуть, предлагаю переместиться в лес. В этом поможет нам текст И.Соколова-Микитова
«Зимняя ночь».
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд... Бесконечное количество звездочек и на земле.
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
СЛ.9
-стиль текста?
-тип текста?
-какое настроение передает автор?
-что происходит в лесу?
Выполним задания:
*подчеркнуть глаголы, обозначающие жизнь в ночном лесу.
*чем отличаются глаголы в этих столбиках? СЛ.10
-постукивает -пробежал
-хрустит -ухнуло
-охотятся -захохотало
-закричал
-завыли
*в последнем предложении указать спряжения глаголов:
-слышит- 2 спр.
-видит- 2спр.
- идет- 1спр.
* вспомним художественные средства выразительности, которые подчеркиваю яркость и точность сказанного.
Метафора-/звезды – снежинки/ СЛ.12,13
Эпитет -/серебряный иней/
Олицетворение - /постукивает/
Сравнение- /как часовой/

8. Итог. Ребята, урок подошел к концу, благодарю за работу, дарю снежинки, а на обратной стороне снежинок домашнее задание – написать мини-сочинение на тему «Благодарю зиму…»
Спасибо! СЛ.14
PS: Этимология слова «ЗИМА». СЛ.15

У вас нет прав для создания комментариев.